Действующий

Об областной целевой программе поддержки экспорта в Ростовской области на 2007-2008 годы

Объемы и динамика экспорта товаров с высокой степенью добавленной стоимости

(тыс. долларов США)

Группа ТНВЭД

Основные группы

2003 год

2004 год

2005 год

61

Одежда трикотажная

1,41

9,18

103,73

62

Одежда, кроме трикотажной

10 882,43

13 842,78

12 483,99

64

Обувь, гетры

526,25

738,34

352,39

84

Котлы, станки, бетоносмесители

18 362,00

18 588,61

19 132,62

85

Электродвигатели

2 799,64

1 669,70

512,71

86

Железнодорожный транспорт

0,00

0,00

6 392,68

87

Транспортные средства специального назначения

4 778,93

5 768,63

10 350,47

88

Летательные аппараты

5 855,23

778,16

10 398,59

89

Суда

0,00

2 873,24

3 079,00

90

Приборы и инструменты

188,32

73,90

295,32

Прочие

12,28

5,06

2,60

Итого

43 406,49

44 347,60

63 104,10

Анализ товарной структуры экспорта свидетельствует о том, что на долю трех основных товарных групп за последние два года в среднем приходится 75 - 84 процента от общего объема экспорта:

в группе "продовольственные товары и сырье для их производства" отмечается рост объема экспорта с 500 млн. долл. США до 670 млн. долл. США;

группа "металлы и изделия из них" растет динамично, но неравномерно, составляя 500 - 700 млн. долл. США ежегодно;

в группе "машины, оборудование и транспортные средства" отмечается рост объемов экспорта с 240 млн. долл. США до 342 млн. долларов США (рис. 6).

Рис.6 Структура экспорта Ростовской области в 2005 году

Рисунок не может быть размещен в базе данных "Федеральный регистр" по техническим причинам.

Транспортный комплекс Ростовской области полностью обеспечивает потребности в транспортировке внешнеторговых грузов (включая перевалку и обработку). Реконструируются и вводятся новые мощности для их обработки.

Наибольший объем перевозок обеспечивается водным (78 процентов по весу и 59 процентов по стоимости) и железнодорожным транспортом (20 процентов по весу и 30 процентов по стоимости). Перевозки автомобильным и авиационным транспортом в структуре незначительны.

За последние семь лет стоимость перевозок экспортных грузов росла неравномерно для отдельных видов транспорта: автомобильные перевозки одной тонны груза выросли в 8,3 раза, воздушного - в 6,8 раза, железнодорожного - в 3,7 раза, водного - в 1,5 раза. Затраты экспортеров на доставку грузов превышали уровень инфляции, снижая общую эффективность внешнеторговых операций.

На территории Ростовской области расположены пять портов (три из которых открыты для международного судоходства) и более 20 специализированных терминалов по перевалке на экспорт сыпучих грузов: семян подсолнечника, зерна и продуктов его переработки, угля. Их суммарная производственная мощность составляет более 25 млн. тонн в год. В 2005 году обработано и перевезено водным транспортом 8 млн. тонн экспортных грузов. Наблюдается дефицит объемов внешнеторговых грузов, поскольку существующие перевалочные мощности используются на 50 процентов, растет конкуренция со стороны украинских и краснодарских морских портов.

В 2005 году годовой экспортный оборот сферы услуг составил 114,4 млн. долл. США, включая услуги сухопутного, водного и воздушного транспорта; ремонт и монтаж оборудования, аппаратуры и транспортных средств; научно-исследовательские разработки; услуги гостиниц; коммерческие и консалтинговые услуги.

Структура услуг для стран дальнего зарубежья характеризуется преобладанием перевозок водным транспортом (свыше 80 процентов). В 1999-2004 годах основной статьей импорта услуг организациями из стран СНГ являлись услуги водного и воздушного транспорта (34 и 39 процентов, соответственно). В 2005 году преобладала группа "ремонт и монтаж машин, оборудования, аппаратуры и транспортных средств" (55 процентов). В целом сектор является резервом роста экспортных доходов Ростовской области.

Одной из важнейших составных частей инфраструктурного обеспечения внешнеэкономической деятельности организаций в Ростовской области являются финансово-кредитные институты. По данным Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Ростовской области, по состоянию на 1 января 2006 года в области функционировали 20 региональных кредитных организаций и 68 филиалов иногородних банков, имеющих лицензии на осуществление операций в иностранной валюте.

В 2005 году нерезидентами предоставлено кредитов организациям-экспортерам на сумму 235 млн. долларов США (данные Ростовстата). На долгосрочный период привлечены 96 процентов данных средств, что свидетельствует о потенциальной кредитной емкости регионального экспортного сектора.

В стадии становления находится областной рынок экспортных страховых, факторинговых и фортфейтинговых услуг, обеспечивающих минимизацию рисков и потерь валютной выручки.

Анализ внешнеторгового оборота Ростовской области за последние три года подтверждает тенденцию его опережающего прироста по отношению к другим экономическим показателям, что свидетельствует об углублении мировых глобализационных и интеграционных процессов в экономике. Ежегодные темпы прироста внешнеторгового оборота оставались высокими: 32 процента - в 2003 году, 43 процента - в 2004 году и 19 процентов - в 2005 году. Исходя из данных ЮТУ ФТС за первое полугодие 2006 года произошла смена тенденций и по итогам года возможно падение объема внешнеторгового оборота на 14 процентов (рис. 1, таблица 1).

Высокими являлись и темпы прироста регионального экспорта: 29 процентов - в 2003 году, 20 процентов - в 2004 году и 16 процентов - в 2005 году, что сопоставимо с темпами инфляции. Однако с учетом данных первого полугодия 2006 года прогнозируется 18-процентное снижение объемов экспорта к концу года (рис. 1).

Для организаций Ростовской области экспорт является привлекательным и эффективным стимулом развития, так как создает новые рабочие места, требует роста квалификации персонала, содействует производству конкурентоспособной продукции, увеличивает объемы производства и, как следствие, налогооблагаемую базу, обеспечивает дополнительный инвестиционный ресурс для развития производства - налог на добавленную стоимость.

Вместе с тем качественные показатели экспортного сектора экономики Ростовской области свидетельствуют о следующем:

в экспорте преобладают сырье и продукты первичной переработки с низкой долей добавленной стоимости;

неэффективных мерах и усилиях по продвижению готовых изделий на экспорт;

недостаточном использовании потенциала производственной кооперации во внешней торговле как формы обновления производственных мощностей, привлечения технологий, а не приобретения готовых товаров.

В 2004 году в Ростовской области сложилось отрицательное сальдо внешнеторгового баланса, импорт превысил экспорт на 90 млн. долларов США. В 2005 году отрицательное сальдо возросло до 224 млн. долларов США, а по оценкам 2006 года отрицательное сальдо внешнеторгового баланса прогнозируется в размере 337 млн. долларов США. Ростовской область - единственный субъект в анализируемой группе субъектов ЮФО с ростом и доминированием импорта в структуре внешнеторгового оборота за последние годы (таблица 2). По прогнозу, к 2008 году не ожидается существенного изменения динамики роста объема экспорта, если не будут приняты меры по его стимулированию (рис. 7).

Рис.7 Динамика экспорта-импорта Ростовской области до 2008 года (млн. долларов США)

Рисунок не может быть размещен в базе данных "Федеральный регистр" по техническим причинам.