Превращение научно-технических разработок в инновационный товар могут обеспечить профессионально подготовленные специалисты в области менеджмента инноваций, владеющие компетенциями коммерциализации разработок, трансфера технологий, теории и практики правовой охраны и использования объектов интеллектуальной собственности, проектного финансирования и управления инновационными проектами.
В структуру вузов наряду с образовательными и научными подразделениями должны входить инновационные и бизнес-структуры. Интеграция научной, образовательной, инновационной и производственной деятельности, естественно-научной и гуманитарной подготовки позволит разрабатывать и реализовывать в учебном процессе инновационные образовательные программы многоуровневой подготовки специалистов.
Развитие научно-учебно-производственной инфраструктуры (студенческие конструкторские бюро, технопарки, лаборатории и т.д.) обеспечит переход от передачи узкоспециализированных знаний к формированию междисциплинарных, комплексных компетенций, что повлечет реструктуризацию образовательной сферы в целях подготовки специалистов с необходимыми в инновационной экономике отраслевыми компетенциями и менеджеров по инновациям в соответствующих отраслях.
Особую значимость для активизации инновационной деятельности имеет кадровое обеспечение предпринимательского сектора, ведущим звеном которого является подготовка специалистов для малых высокотехнологических предприятий и объектов инфраструктуры инновационной системы (руководителей, менеджеров инновационных проектов, консультантов и экспертов). Подготовка этих специалистов в Ростовской области обеспечивается формированием многоуровневой системы формирования кадров для инновационной системы, включающей три взаимосвязанные подсистемы: подготовку специалистов, переподготовку и повышение квалификации специалистов, сертификацию персонала.
С учетом исторически сложившейся хозяйственной специализации Ростовской области приоритетными инновационными направлениями подготовки кадров в системе высшего профессионального образования являются:
комплекс биологических специализаций (в том числе биофизика, биохимия, технологии живых систем, генная инженерия, экология и рациональное природопользование);
инфокоммуникационные технологии и электроника (информатика и вычислительная техника, автоматизированные системы управления, информационная безопасность, телекоммуникационные системы);
новые материалы и технологии (наноматериалы и нанотехнологии, фармакологические средства и другие), высокие производственные, критические, ресурсо- и энергосберегающие технологии;
комплекс инженерных специализаций (приборостроение, технологические машины и оборудование, радиоэлектронная аппаратура и другое);
инновационный менеджмент, инновационное предпринимательство и другое.
Особое внимание должно уделяться междисциплинарным направлениям и подготовке специалистов для работы в сфере высоких технологий. Важно активно включать в инновационную деятельность молодежь, вводить в учебные программы вузов дисциплины, формирующие компетенции в сфере превращения результатов научных исследований и разработок в товар. Целесообразно включить в учебный процесс тренинги специалистов по практическому использованию полученных знаний и навыков, что способствует как повышению их конкурентоспособности на рынке труда, так и обеспечению благосостояния вследствие эффективной реализации накопленного человеческого капитала. В рамках Программы предусмотрено проведение семинаров и "круглых столов" по вопросам организации и развития инновационной деятельности, патентно-лицензионной работы, организация и проведение ежегодной областной конференции.