ЗАКОН
РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
от 27 ноября 2006 года N 586-ЗС
Об Областной целевой программе "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Ростовской области" на 2006-2010 годы
Принят
Законодательным Собранием
10 ноября 2006 года
(Изменения и дополнения:
Областной закон от 03.08.2007 N 754-ЗС, НГР:ru61000200700318;
Областной закон от 20.11.2007 N 813-ЗС, НГР:ru61000200700443;
Областной закон от 26.12.2007 N 844-ЗС, НГР:ru61000200700513;
Областной закон от 13.05.2008 N 22-ЗС, НГР:ru61000200800164;
Областной закон от 12.08.2008 N 67-ЗС, НГР:ru61000200800288;
Областной закон от 12.09.2008 N 79-ЗС, НГР:ru61000200800332;
Областной закон от 26.11.2008 N 128-ЗС, НГР:ru61000200800437;
Областной закон от 23.12.2008 N 167-ЗС, НГР:ru61000200800492).
(Действие приостановлено:
Областной закон от 25.12.2008 N 183-ЗС, НГР:ru61000200800508).
Утвердить Областную целевую программу "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Ростовской области" на 2006-2010 годы (прилагается).
Администрации Ростовской области при формировании проекта областного закона об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период предусматривать финансирование Областной целевой программы "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Ростовской области" на 2006-2010 годы.
(статья в редакции Областного закона от 20.11.2007 N 813-ЗС, НГР:ru61000200700443).
Настоящий Областной закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Глава Администрации
(Губернатор) Ростовской области
В. ЧУБ
г. Ростов-на-Дону
27 ноября 2006 года
N 586-ЗС
Приложение
к Областному закону "Об Областной
целевой программе "Модернизация
объектов коммунальной инфраструктуры
Ростовской области" на 2006-2010 годы
Наименование Программы | Областная целевая программа "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Ростовской области" на 2006-2010 годы (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы | Распоряжение Администрации Ростовской области от 31 августа 2006 года N 384 "О разработке областнойцелевой программы "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Ростовской области" на 2006-2010 годы" |
Государственный заказчик Программы | Министерство энергетики, инженерной инфраструктуры и промышленности Ростовской области, министерство строительства и жилищного хозяйства Ростовской области |
Разработчик Программы | Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области |
Управляющий Программой | Министерство энергетики, инженерной инфраструктуры и промышленности Ростовской области |
Цели Программы | Повышение качества и надежности предоставления коммунальных услуг населению, улучшение экологической ситуации, создание устойчивых и эффективных механизмов привлечения внебюджетных источников для модернизации объектов коммунальной инфраструктуры |
Задачи Программы | модернизация объектов коммунальной инфраструктуры; |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы | снижение общего износа основных фондов коммунального сектора до уровня: |
Сроки и этапы реализации Программы | 2006-2010 годы, в том числе: |
Исполнители и соисполнители Программы | Министерство строительства и жилищного хозяйства Ростовской области, министерство энергетики, инженерной инфраструктуры и промышленности Ростовской области муниципальные образования в случае принятия их представительными органами соответствующих решений (далее - муниципальные образования); |
Объем и источники финансирования | Общий объем финансирования Программы - 21143,4 млн. рублей, в том числе: |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности | снижение уровня износа объектов коммунальной инфраструктуры; |
Система организаци и контроля за реализацией Программы | Контроль за реализацией Программы осуществляется Законодательным Собранием Ростовской области, Администрацией Ростовской области, Контрольно-счетной палатой Ростовской области |
Программа разработана в соответствии с Федеральной целевой программой "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17сентября 2001 года N 675, а также подпрограммой "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры" указанной Федеральной целевой программы.
Программа направлена на обеспечение надежного и устойчивого обслуживания потребителей коммунальных услуг, снижения сверхнормативного износа объектов коммунальной инфраструктуры, модернизацию этих объектов за счет внедрения энергосберегающих технологий, разработку и внедрение мер по стимулированию эффективного и рационального хозяйствования организаций коммунального комплекса, максимальное использование всех доступных ресурсов, обеспечение надежного и устойчивого обслуживания потребителей.
(абзац второй в редакции Областного закона от 03.08.2007 N 754-ЗС, НГР:ru61000200700318).
Основными целями Программы являются повышение качества и надежности предоставления коммунальных услуг населению, улучшение экологической ситуации, создание устойчивых и эффективных механизмов привлечения внебюджетных источников финансирования для модернизации объектов коммунальной инфраструктуры.
(в редакции Областного закона от 03.08.2007 N 754-ЗС, НГР:ru61000200700318).
В 2002-2005 годах в Ростовской области оказывалась государственная финансовая поддержка строительства и реконструкции объектов коммунального хозяйства. Построено и реконструировано 1238,4 км сетей водоснабжения, канализации и теплоснабжения, реконструировано 37 котельных, введено в эксплуатацию 3 котельных и 1 центральный тепловой пункт, закрыто 3 котельных, расположенных в подвалах жилых домов, введено в эксплуатацию 12 объектов водоснабжения общей производительностью 42,3 тыс.куб.м в сутки, 4 объекта водоотведения производительностью 56 тыс.куб.м в сутки, пробурено 73 скважины в 35 районах, отремонтировано 20 насосных станций.
Из всех источников финансирования за 2002-2005 годы освоено 3622 млн. рублей, из них 735 млн. рублей средств федерального бюджета, 2382 млн. рублей средств областного бюджета и 505 млн. рублей средств внебюджетных источников. При этом удалось преодолеть снижение степени надежности работы жилищно-коммунального комплекса в период после финансового кризиса 1998 года, стабилизировать финансовое положение организаций коммунального комплекса, привлечь в коммунальный сектор частные компании.
В то же время качественного изменения ситуации достигнуть не удалось из-за низкой эффективности использования бюджетных средств в коммунальном комплексе, недостаточного привлечения средств внебюджетных источников для финансирования строительства и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры. В частности, средства областного бюджета расходовались на безвозмездное финансирование проектов строительства и модернизации коммунальной инфраструктуры без четких критериев принятия решений, что не способствовало привлечению в сектор внебюджетных источников финансирования.
(в редакции Областного закона от 03.08.2007 N 754-ЗС, НГР:ru61000200700318).
В настоящее время деятельность коммунального комплекса Ростовской области характеризуется неравномерным развитием систем коммунальной инфраструктуры муниципальных образований в Ростовской области, низким качеством предоставления коммунальных услуг, неэффективным использованием природных ресурсов и загрязнением окружающей среды.
(абзац первый в редакции Областного закона от 03.08.2007 N 754-ЗС, НГР:ru61000200700318).
Причинами возникновения этих проблем являются: высокий уровень износа объектов коммунальной инфраструктуры и их технологическая отсталость, низкая эффективность существующей системы управления в коммунальном секторе, непрозрачные методы ценообразования на товары и услуги организаций коммунального комплекса, преобладание административных методов хозяйствования.
(абзац второй в редакции Областного закона от 03.08.2007 N 754-ЗС, НГР:ru61000200700318).
Высокий уровень износа и технологическая отсталость объектов коммунальной инфраструктуры связаны с проводимой в предыдущие годы тарифной политикой, которая не обеспечивала реальных финансовых потребностей организаций коммунального комплекса в модернизации основных фондов, не формировала стимулов к сокращению затрат. При этом стоимость жилищно-коммунальных услуг для населения в последние годы значительно возросла. Действующий в большинстве случаев затратный метод формирования тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения с использованием нормативной рентабельности не стимулирует организации коммунального комплекса к снижению собственных издержек.
(абзац третий в редакции Областного закона от 03.08.2007 N 754-ЗС, НГР:ru61000200700318).
Одной из причин высокой степени износа основных фондов коммунальной инфраструктуры является недоступность долгосрочных инвестиционных ресурсов для организаций коммунального комплекса. Как следствие, у этих организаций нет возможности осуществить проекты по реконструкции и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры без значительного повышения тарифов.
Несовершенство процедур тарифного регулирования и договорных отношений в жилищно-коммунальном комплексе формирует высокие инвестиционные риски и препятствует привлечению внебюджетных источников в этот сектор экономики.
(абзац пятый в редакции Областного закона от 03.08.2007 N 754-ЗС, НГР:ru61000200700318).
Следствием высокого износа и технологической отсталости объектов коммунальной инфраструктуры является низкое качество предоставления коммунальных услуг, не соответствующее запросам потребителей. Уровень износа объектов коммунальной инфраструктуры составляет 40-80 процентов. На начало 2007 года износ разводящих водопроводных сетей в шахтерских территориях составляет в городах Гуково, Зверево, Красный Сулин более 60 процентов, в городе Шахты - от 85 до 94 процентов. Степень износа помещений насосных станций первого, второго подъемов, основных средств и оборудования, предназначенного для подачи воды из Соколовского водохранилища, в городах Красный Сулин и Новошахтинск превышает 93 процента, насосная станция первого подъема ВОС-1 города Каменск-Шахтинский - 80 процентов.
(абзац шестой в редакции Областного закона от 03.08.2007 N 754-ЗС, НГР:ru61000200700318).
Отмечается повсеместное несоответствие фактического объема инвестиций в модернизацию и реконструкцию основных фондов коммунальной инфраструктуры даже минимальным потребностям. Планово-предупредительный ремонт сетей и оборудования систем водоснабжения и водоотведения практически полностью уступил место аварийно-восстановительным работам.
Утечки и неучтенный расход воды в системах водоснабжения составляют более 40 процентов, а в ряде шахтерских городов достигают 60 процентов. Одним из следствий такого положения стало обострение проблемы обеспечения населения Ростовской области питьевой водой нормативного качества и в достаточном количестве. Ежегодную очистку проходит 86,5 процента объема сточных вод, до категории нормативно очищенных, пропущенных через очистные сооружения, доводится 24,1 процента сточных вод.
В неудовлетворительном состоянии находятся очистные сооружения канализации в городах Пролетарске, Миллерово, Морозовске, Константиновске, Аксае, Сальске, Новошахтинске, поселке Гигант Сальского района, поселке Персиановский Октябрьского района, селе Песчанокопском, станице Обливской и других, что приводит к сбросу практически неочищенных и необеззараженных сточных вод в водные объекты и на рельеф местности, загрязняя водоемы, почву и подземные воды.
Особую актуальность для Ростовской области в последние годы приобрела проблема обеспечения экологически выдержанного и экономически выгодного обращения с твердыми бытовыми отходами (ТБО).
Для повышения качества коммунальных услуг, снижения износа основных фондов, решения экологических вопросов необходимо обеспечить масштабную реализацию инвестиционных проектов модернизации объектов коммунального комплекса. Привлечение инвестиционных и заемных средств на длительный период могло бы позволить организациям коммунального комплекса снизить издержки предоставления коммунальных услуг, обеспечить возвратность кредитов и окупаемость инвестиций без значительного повышения тарифов.
Общая потребность в средствах на модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры Ростовской области оценивается в 21,14 млрд. рублей. Такой объем инвестиций не может быть обеспечен только за счет инвестиционных составляющих тарифа и бюджетных вложений, требуется создание условий для привлечения внебюджетных источников. Поэтому основная система мер в рамках Программы направлена на формирование инвестиционной привлекательности коммунального сектора экономики Ростовской области.
(абзац двенадцатый в редакции областных законов от 26.12.2007 N 844-ЗС, НГР:ru61000200700513, от 13.05.2008 N 22-ЗС, НГР:ru61000200800164, от 12.08.2008 N 67-ЗС, НГР:ru61000200800288, от 12.09.2008 N 79-ЗС, НГР:ru61000200800332, от 26.11.2008 N 128-ЗС, НГР:ru61000200800437).
Одной из основных задач Программы является формирование условий, обеспечивающих вовлечение частных средств, в том числе заемных, в модернизацию объектов коммунального комплекса.
Целью Программы является повышение качества и надежности предоставления коммунальных услуг населению, создание устойчивых и эффективных механизмов привлечения внебюджетных источников в проекты модернизации объектов коммунальной инфраструктуры.
(в редакции Областного закона от 03.08.2007 N 754-ЗС, НГР:ru61000200700318).
В рамках выполнения Программы будут созданы условия, обеспечивающие вовлечение частных, в том числе заемных, средств в модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры, и на этих условиях реализованы инвестиционные проекты в муниципальных образованиях.