Недействующий

О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Коми "О целевой республиканской программе "Укрепление правопорядка и общественной безопасности в Республике Коми" на 2005-2008 годы ("Правопорядок-2008")"

     

I. Содержание проблемы и необходимость ее решения программным методом


Налоги играют огромную роль в экономической жизни страны. Работа по наполнению доходной части бюджетов всех уровней возложена на налоговые органы, осуществляющие контроль за тем, чтобы этот процесс был постоянным и, главное, эффективным.

Объем доходов, необходимых для формирования бюджетов всех уровней, постоянно увеличивается, и налоговым органам нелегко выполнять поставленные задачи. Приходится искать новые методы работы с налогоплательщиками и повышать эффективность своей работы.

В январе - августе 2006 года налоговые поступления в республиканский бюджет Республики Коми и местные бюджеты составили 16,291 млрд.рублей, что на 23 процента превышает показатель за аналогичный период 2005 года.

В то же время задолженность по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям в бюджетную систему Российской Федерации по состоянию на 1 сентября 2006 года составила 17,45 млрд.рублей, в том числе:

задолженность по налогам и сборам - 8,492 млрд.рублей;

задолженность по уплате пеней и налоговых санкций - 8,958 млрд.рублей.

В 2003 - 2005 годах количество совершенных преступлений в экономической деятельности, связанных с уклонением физических лиц от уплаты налогов, возросло в 3,3 раза. По юридическим лицам значение данного показателя увеличилось на 25 процентов.

В I полугодии 2006 года налоговыми органами были проведены 10845 камеральных налоговых проверок, выявивших налоговые нарушения, что на 40,8 процента превышает показатель за аналогичный период 2005 года.

В связи с недостаточной информированностью налогоплательщиков о налоговом законодательстве налоговыми органами проводится работа по установлению случаев переплаты налоговых платежей и направлению налогоплательщикам извещений по данным фактам. В I полугодии 2006 года налоговыми органами направлено 7,4 тыс.извещений, в результате чего от налогоплательщиков поступили 6,9 тыс.заявлений о зачете или возврате излишне уплаченных сумм налогов в размере 1,036 млрд.рублей.

Вместе с тем недостаточность в техническом обеспечении и отсутствие возможностей для внедрения новых технологий не позволяют совершенствовать работу по приему и обработке поступающей информации, более быстрому и эффективному обслуживанию налогоплательщиков и оперативному информированию их об изменениях в налоговом законодательстве.

Ежегодно в Республике Коми увеличивается количество налогоплательщиков, в связи с чем растет объем поступающей от них в налоговые органы Республики Коми информации (налоговой и бухгалтерской отчетности), а также информации от различных органов и организаций. Так, по состоянию на 1 июля 2006 года на учете в налоговых органах Республики Коми состояли 52166 юридических лиц и 948128 физических лиц, из них 19404 индивидуальных предпринимателя.

В связи с изменением законодательства на налоговые органы возложен ряд дополнительных обязанностей, не предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации, а именно:

представление интересов Российской Федерации в делах о несостоятельности (банкротстве). Так, по состоянию на 1 июля 2006 года в производстве находилось 438 дел о несостоятельности (банкротстве);

регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, ведение информационных баз Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей;

регистрация контрольно-кассовой техники и осуществление контроля за ее применением при расчетах с населением. По состоянию на 1 июля 2006 года на учете в налоговых органах состояло 23914 контрольно-кассовых машин;

осуществление государственного контроля за фактическими объемами производства и оборота этилового спирта, изготовленного из всех видов сырья, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции. По состоянию на 1 июля 2006 года в налоговых органах на территории Республики Коми зарегистрирована 1 организация - производитель алкогольной продукции и 20 организаций, осуществляющих закупку, хранение и поставки алкогольной продукции.

В целях совершенствования контроля за соблюдением налогового законодательства и повышения эффективности функционирования налоговой системы необходимо внедрить новые методы работы с налогоплательщиками и перестроить взаимоотношения налоговых органов и налогоплательщиков.

Одним из механизмов совершенствования контроля за соблюдением налогового законодательства и повышения эффективности функционирования налоговой системы является создание операционных залов для работы с налогоплательщиками.

Такие залы уже созданы и успешно функционируют в Архангельской, Калининградской и Мурманской областях, Санкт-Петербурге и других регионах Северо-Западного федерального округа. В перспективе операционные залы должны быть созданы в каждой налоговой инспекции, поскольку оказание услуг налогоплательщикам сегодня становится одним из приоритетных направлений деятельности налоговых органов.

В Республике Коми в настоящее время функционируют лишь четыре операционных зала для работы с налогоплательщиками - в налоговых инспекциях по городу Сыктывкару, городу Усинску, городу Печоре и Корткеросскому району, которые тем не менее требуют дооснащения мебелью, компьютерной техникой, местами для ожидания. Необходимо создание операционных залов еще в 8 налоговых инспекциях и 10 территориально-отдаленных рабочих местах. Создание таких залов позволит значительно сократить время налогоплательщиков для сдачи отчетности, повысить качество обслуживания налогоплательщиков, решить многие проблемы, связанные с получением консультаций по вопросам налогового законодательства, регистрации организаций и постановки их на учет.

Операционный зал предусматривает создание рабочих мест, оснащенных компьютерным оборудованием, для специалистов налоговых инспекций, каждый из которых готов ответить на вопросы посетителей и произвести необходимые манипуляции с документами по принципу "одного окна".

Для налогоплательщиков предусматривается создание мест для ожидания приема и мест для оформления документов, для чего необходимо приобретение столов со стойками, на которых будет размещена информация по заполнению налоговых деклараций и другой отчетности.

В целях повышения налоговой дисциплины и налоговой грамотности необходимо совершенствование информационно-разъяснительной работы с налогоплательщиками. Большая часть налогоплательщиков допускает различные виды налоговых нарушений в силу слабого знания законодательных актов, сложности подготовки необходимой налоговой отчетности. В этой связи в помещениях налоговых инспекций необходимо установить гостевые компьютеры для налогоплательщиков с доступом к справочно-правовым системам, а также световые информационные табло, на которых информация может быть представлена в виде бегущей строки.

Использование программно-целевого метода для решения вышеназванных проблем является наиболее приемлемым подходом, поскольку только комплексный характер осуществления мероприятий по внедрению новых методов работы налоговых органов, консолидация усилий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти Республики Коми позволят обеспечить совершенствование контроля за соблюдением налогового законодательства и улучшение качества обслуживания налогоплательщиков.