Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ В КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2007 - 2010 ГОДЫ"

1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМ МЕТОДОМ


Необходимость разработки настоящей Программы вызвана сложной криминогенной обстановкой на территории области, которая продолжает оказывать негативное влияние на социально-экономическое развитие области.

Реализация большинства мероприятий действующих в области программ, так или иначе касающихся профилактики правонарушений, укрепление взаимодействия правоохранительных и контролирующих органов, участие в профилактике правонарушений учреждений социальной сферы позволили, в определенной мере, стабилизировать криминогенную обстановку и не допустить большого роста преступности.

Вместе с тем, достигнутые позитивные изменения не приобрели устойчивый и повсеместный характер. Действующие в области целевые программы не обеспечивают в полном объеме решение всего спектра проблем, так или иначе связанных с предупреждением и пресечением правонарушений. Сложное положение складывается в жилом секторе. Растет число преступлений против личности. Остается проблемным предупреждение и раскрытие квартирных краж, угонов автотранспорта. Нельзя назвать благополучным состояние правопорядка на улицах и в иных общественных местах.

Криминогенную напряженность усиливают: незаконная миграция, высокая доля совершения преступлений в сфере семейно-бытовых отношений, а также лицами, ранее судимыми за преступления.

По данным статистики, в 2005 году зарегистрировано 17404 преступлений. Наиболее серьезное беспокойство вызывает количество насильственных преступлений, таких как умышленные убийства, нанесение тяжкого вреда здоровью, изнасилования, разбои и грабежи, удельный вес которых достигает 15,6% криминального массива. Не достигнуто заметного улучшения в борьбе с посягательствами на имущество граждан, кражами из квартир, жилых домов, дач и гаражей, на долю которых приходится 40,4% всех преступлений. Нуждается в совершенствовании система профилактики правонарушений несовершеннолетних, которыми совершается 11,8% уголовно наказуемых деяний, а также среди ранее судимых лиц (36,1 %) и лиц, не имеющих постоянного источника дохода (62,7%).

Как показывает практика, почти половина лиц, освобожденных из исправительных колоний, вновь совершают преступления. У граждан, отбывших уголовное наказание в виде лишения свободы низкая мотивация к трудоустройству, отсутствуют навыки к самостоятельному поиску работы. Каждый третий из них нуждается в бытовом и трудовом устройстве. Социальное неблагополучие является одной из важных причин совершения бывшими осужденными новых преступлений. Эффективность процессов реабилитации ранее судимых во многом зависит от включения в их обеспечение многих государственных и общественных институтов, а также законодательного регулирования. Трудно ожидать положительных результатов ресоциализации освобождаемых из мест лишения свободы, если их учет, контроль за образом жизни и необходимая помощь исходит в подавляющем большинстве от органов внутренних дел. Имеются проблемы с организацией трудоустройства и социальной адаптации лиц, осужденных к наказаниям в виде исправительных и обязательных работ. С учетом действующего законодательства снижение уровня рецидивной преступности возможно лишь с условием применения продуманных экономических и социальных мер, реализация которых возможна в рамках комплексной целевой программы.

(в редакции постановления Костромской областной Думы N 3441 от 25.11.2008 года (НГР ru440002008003441))

Несмотря на увеличивающиеся в последние годы темпы экономического развития нашей области, число социально не защищенных лиц, вставших на путь бродяжничества и попрошайничества, не сокращается и является одним из факторов, способствующих росту уличной преступности и неудовлетворительному санитарному состоянию дворовых территорий и других общественных мест г. Костромы и области.

На сегодня органы внутренних дел в законодательном порядке лишены такого эффективного рычага воздействия на криминогенную среду как направление злостных алкоголиков и наркоманов на принудительное лечение, оказывающего в свое время положительное влияние на сокращение преступности.

На состояние насильственных преступлений существенно сказывается рост пьянства и наркомании. Проблема употребления спиртных напитков выходит за рамки управляемой. С точки зрения общественной морали и нравственности распитие спиртного все чаще признается неотъемлемой частью не только всевозможных торжеств, праздников, но и формой общения, средством заключения сделок и т.д.

В сложившейся ситуации доминирующая роль в оздоровлении криминогенной обстановки в области должна отводиться прежде всего профилактике правонарушений. Данный аспект правоохранительной деятельности характеризуется взаимодействием всех правоохранительных органов, а также различных заинтересованных ведомств, однако ведущая роль здесь принадлежит участковому уполномоченному милиции, который лучше знает население и объекты своего административного участка, умеет выявлять лиц с криминогенным поведением, владеет методикой и тактикой воздействия на конкретных правонарушителей как самостоятельно, так и с привлечением сил общественности, организовывает в этих целях тесное взаимодействие со всеми субъектами профилактики правонарушений.

Сотрудниками службы ежегодно разрешается более половины всех заявлений и сообщений граждан о преступлениях и правонарушениях, поступающих в ОВД. Ими раскрывается каждое третье преступление, в том числе каждое второе преступление компетенции милиции общественной безопасности. К административной ответственности привлекается, в среднем, от 50 до 70% правонарушителей. В том числе: от 20 до 30% мелких хулиганов, более 70% нарушителей антиалкогольного законодательства, около 30% нарушителей правил дорожного движения, около 70% нарушителей паспортных правил. В целях предупреждения правонарушений и преступлений, особенно повторных, участковыми уполномоченными милиции области проводится большая работа с подучетным контингентом. На профилактических учетах в подразделениях участковых уполномоченных милиции состоит более 10000 тысяч лиц, в том числе более пяти с половиной тысяч с непогашенной судимостью.

Несмотря на то, что Костромская область относится к дотационным регионам, администрация области приняла и принимает необходимые меры, которые позволяют обеспечивать достаточно качественный режим деятельности сотрудников органов внутренних дел в целом и участковых уполномоченных милиции в частности.

Вместе с тем, имеется ряд проблемных вопросов, прежде всего, материально - технического характера, которые не позволяют в полном объеме обеспечить выполнение задач, поставленных перед всеми субъектами профилактики. Их решение возможно только в рамках целевой программы.

На сегодняшний день служебными помещениями для приема граждан обеспечены только 62,1% участковых уполномоченных милиции (Средний показатель по России - 69,4%), причем более 60% этих помещений нуждаются в ремонте. Особенно остро эта проблема стоит в городах и районах области. Обеспеченность подразделений участковых уполномоченных милиции служебными телефонами составляет 50,8% (Россия 59,1 %).

Остро стоит проблема по обеспечению сотрудников службы жильем, в том числе на обслуживаемых административных участках. Наиболее сложно данный вопрос решается в г. Костроме и крупных городах области. Сложное положение складывается в обеспечении участковых уполномоченных милиции средствами связи (радиостанциями обеспечено 78,5% сотрудников службы). Имеющиеся радиостанции не отвечают современным требованиям, предъявляемым к средствам связи. Особенно это актуально для сельской местности. Отсутствие связи создает проблему досягаемости населением участкового уполномоченного милиции, затрудняет оперативное реагирование на обращения граждан.

Кроме этого, назрела необходимость в обеспечении службы компьютерной техникой. Почти в половине горрайотделов области в службах участковых уполномоченных милиции компьютерная техника отсутствует.

Возрастающий объем служебных обязанностей у участковых уполномоченных милиции (в городе Костроме нагрузка по рассмотрению заявлений и сообщений граждан на большинство сотрудников превышает разумные пределы), низкий уровень материально-технической обеспеченности службы вызвал отток тарифицированных специалистов. Длительное время в службе сохраняется существенный некомплект (10 - 11 %).

Эффективное осуществление профилактической деятельности участковыми уполномоченными милиции связанно с совершенствованием законодательства. Однако законодательная база по линии предупреждения преступлений и других правонарушений формируется медленно, в том числе затягивается процесс принятия проекта Федерального закона "Об основах государственной системы предупреждения правонарушений в Российской Федерации". В настоящее время на федеральном уровне отсутствует правовая база для проведения профилактической работы с лицами, от которых, судя по их антиобщественному поведению, можно ожидать совершения преступлений и других правонарушений, составляющих угрозу личной безопасности граждан.

Это проблема больше социальная, нежели юридическая. Широко распространенное мнение о том, что профилактика правонарушений является делом лишь одной милиции (которая якобы имеет достаточно средств для этого), глубоко ошибочно и свидетельствует о поверхностном подходе к проблеме. Позитивные сдвиги здесь возможны лишь в том случае, если общество, объективно оценив сложившуюся в стране криминогенную ситуацию, поймет, наконец, что борьба с преступностью дело всего общества, а не одного ведомства.

Решение задач укрепления правопорядка на территории области требует комплексного подхода, создания эффективного механизма противодействия криминальной среде, использования возможностей программно целевого планирования правоохранительных мероприятий на среднесрочную перспективу, консолидации сил и средств на приоритетных направлениях борьбы с преступностью.

Это обусловливает необходимость разработки и принятия комплексной программы мер, направленных на дальнейшее совершенствование профилактической деятельности, объединение усилий органов государственной власти, местного самоуправления, правоохранительных и контролирующих структур, придание системного характера этой работе, с учетом накопленного опыта, специфики территорий, ведомственных и межведомственных интересов.