Действующий

ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РЕКОНСТРУКЦИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАРУЖНОГО ОСВЕЩЕНИЯ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД 2007-2011 ГОДЫ"

1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ, НА РЕШЕНИЕ КОТОРОЙ НАПРАВЛЕНА ПРОГРАММА


В настоящее время система уличного освещения в Костромской области охватывает 12 городов, 7 поселков городского типа, 786 сельских населенных пунктов.

Действующие нормативные акты предусматривают обязательность организации освещения улиц, а также придомовых территорий многоквартирных жилых домов. Освещенность, создаваемая осветительными приборами наружного освещения, должна соответствовать нормам, установленным строительными нормами и правилами "Естественное и искусственное освещение" (СНиП23-05-95, пункт 7.28 "Наружное освещение городских и сельских поселений"), строительными нормами "Инструкция по проектированию наружного освещения городов, поселков и населенных пунктов" (СН541-82).

Соблюдение предусмотренных нормативными документами требований к освещению населенных пунктов обеспечивает оптимальные условия жизнедеятельности населения по освещенности населенных пунктов, автомобильных дорог, придомовых и других территорий. В преобладающем большинстве населенных пунктов Костромской области установленные требования к освещению улиц и придомовых территорий не соблюдаются. Особенно неудовлетворительная ситуация с наружным освещением сложилась в сельских населенных пунктах, где в ряде случаев оно полностью отсутствует.

Находящиеся в эксплуатации системы наружного освещения значительно изношены и не соответствуют действующим нормативным актам. Они создают освещенность ниже предусматриваемой установленными требованиями, когда наружное освещение отсутствует или находится в нерабочем состоянии. В некоторых случаях системы наружного освещения выведены из строя преднамеренно, в результате совершенных актов вандализма.

Сельские администрации, на которые в большинстве случаев органами местного самоуправления возложена ответственность за работу систем наружного освещения, не имеют возможности поддерживать их в надлежащем техническом состоянии по причине отсутствия средств и обслуживающего персонала.

Состояние освещенности улиц, дорог, площадей, тротуаров, территорий общественных зданий и жилищного фонда отражены в таблице 1.1. Указанные в таблице показатели отображают среднее значение нижнего и верхнего предела освещенности, в то время как на каждой улице, территории она имеет свои определенные фактические и нормативные значения.

Таблица 1.1

Состояние освещенности населенных пунктов муниципальных образований

N п/п

Муниципальные образования

Средний показатель верхнего и нижнего предела освещенности, лк

Фактический

Установленной нормативными актами

Нижний предел

Верхний предел

Нижний предел

Верхний предел

1

2

3

4

5

6

1

Антроповский

1,1

2,2

2

4

2

Буйский (п.Чистые Боры ул. и придом.осв.)

1,9

14,4

2

15

3

Вохомский

1,3

2,6

2

4

4

Галичский

0,9

1,7

2

4

5

Кадыйский

0,7

1,3

2

4

6

Кологривский

1,8

3, 5

2

4

7

Костромской

1,5

3,1

2

4

8

Красносельский

1,7

3,5

2

4

9

Макарьевский

1,1

2,2

2

4

10

Мантуровский

1,8

3,6

2

4

11

Межевской

1,8

3,5

2

4

12

г. Нея и Нейский р-н (ул.и придом.осв.)

1,2

8,8

2

15

13

г. Нерехта и Нерехтский р-н (ул.и придом.осв.)

0,6

6

2

20

14

Октябрьский

0,9

1,7

2

4

15

Островский

0,9

1,8

2

4

16

Павинский

1,6

3,1

2

4

17

Парфеньевский

1,3

2,7

2

4

18

Поназыревский

0,1

0,3

2

4

19

Пыщугский

1,5

2,9

2

4

20

Солигаличский

2

5,9

2

6

21

Судиславский

0,8

6,1

2

15

22

Сусанинский

1,6

3,2

2

4

23

Чухломской

1,6

3,2

2

4

24

Шарьинский

0,6

1,3

2

4

25

г. Кострома (ул.осв.)

3,5

17,6

4

20

26

г. Кострома (придом.осв.)

1,7

8,6

2

10

27

г. Буй (ул.и придом.осв.)

1,4

13,9

2

20

28

г. Волгореченск (ул.и придом.осв.)

1,9

18,7

2

20

29

г. Галич

0,9

9,1

2

20

30

г. Мантурово (ул.и придом.осв.)

1,8

18,1

2

20

31

г. Шарья (ул.и придом.осв.)

1,5

15,1

2

20

32

Всего:

1,4

13,9

2

20

На улицах, расположенных в центральных районах крупных населенных пунктах, освещенность близка к нормативному значению, а на большинстве других улиц - недостаточна или наружное освещение полностью отсутствует. Это характерно, прежде всего, для сельских поселений и окраин городов.

Отсутствие нормальной освещенности улиц и территорий отрицательно влияет на условия жизни населения Костромской области, способствует ухудшению правопорядка, снижению безопасности дорожного движения, а также формирует ряд других негативных факторов. Неудовлетворительная работа наружного освещения создает дополнительные предпосылки для возникновения очагов социальной напряженности в населенных пунктах области.

В настоящее время освещение улиц и придомовых территорий осуществляется осветительными приборами с газоразрядными дуговыми ртутными лампами типа ДРЛ в количестве 19,7 тыс. единиц и светильниками с лампами накаливания в количестве 3,2 тыс. единиц. Последние являются крайне неэффективными из-за высокой энергоемкости и низкой светоотдачи. Источники света, применяемые в них, несмотря на свою невысокую стоимость, имеют очень низкий срок службы и требуют частой замены.

Ввиду низкой энергоэффективности указанных осветительных приборов необходимо провести их замену на более экономичные типа ЖКУ с газоразрядными дуговыми натриевыми лампами, которым настоящей Программой предусматривается приоритетное применение.

Используемые дуговые ртутные лампы оказывают отрицательное воздействие на экологическую ситуацию в области. Ввиду того, что данный тип ламп содержит значительное количество ртути, в среднем 100-200 мг на одну лампу, в зависимости от ее мощности, они требуют специальной утилизации, предусматривающей сбор ртути.

В области имеется единственная установка по демеркуризации ртутьсодержащих ламп, владельцем которой является ООО "Костромская мехколонна N 23", находящаяся в г. Костроме. Технические возможности данной установки, а также ее значительный износ не позволяют эффективно решить проблему не только в целом по области, но даже в областном центре и близлежащих к нему муниципальных образованиях. В отдаленных от г. Костромы населенных пунктах вышедшие из строя лампы ДРЛ чаще всего складируются в случайных местах, в том числе в учебно-воспитательных учреждениях, а затем вывозятся с сухим мусором на свалки, нередко несанкционированные.

Одновременно с обозначенными выше проблемами, которые являются основными, необходимо решить вопросы, связанные с организацией управления (включение и отключение) наружным освещением с одного пункта, который, как правило, располагается на центре питания (трансформаторной подстанции 10(6)/0,4 кВ), и обеспечением учета электроэнергии, расходуемой на его нужды, с прокладкой для этих целей осветительного провода в случае его отсутствия.

Количество электрической энергии, расходуемой на нужды наружного освещения, в целом по области составляет 13,86 млн. кВтч в год. Как следует из данных, полученных в результате проведения мониторинга, большая часть электрической энергии, потребляемой системами наружного освещения, определяется не на основании показаний приборов учета ввиду их отсутствия, а расчетным путем, который осуществляется энергоснабжающими организациями, как правило, в одностороннем порядке. Расчет электропотребления ими проводится, исходя из беспрерывной круглогодичной работы осветительных приборов в темное время суток и мощности одной светоточки. В большинстве случаев это приводит к завышению расчетных показателей электропотребления по сравнению с фактическим уровнем электропотребления.

Кроме этого, значительная часть находящихся в эксплуатации счетчиков электрической энергии не соответствует установленным требованиям, прежде всего, классу точности. Согласно ГОСТ 6570-96 "Счетчики электрические активной и реактивной энергии индукционные" они должны быть заменены на приборы учета класса точности не ниже 2,0. С учетом того, что эти приборы учета являются коммерческими и по ним ведутся расчеты за потребляемую электрическую энергию, они должны быть адаптированы к организуемой в настоящее время акционерными обществами "Костромаэнерго" и "Костромская сбытовая компания" автоматизированной системе учета.

Включение и отключение систем наружного освещения осуществляется в населенных пунктах Костромской области в преобладающем большинстве случаев вручную. В небольших населенных пунктах, как правило, отсутствует централизованное управление наружным освещением, и каждый светильник включается собственным индивидуальным выключателем, установленным обычно на опоре.

В этой связи, одновременно с прокладкой осветительного провода и организацией учета необходимо произвести, как отмечалось выше, установку автоматических устройств включения и отключения систем уличного освещения.

Состояние систем наружного освещения, находящихся в эксплуатации в разрезе населенных пунктов области, отражено в Приложении к Программе. Представленные данные получены в результате проведенного Департаментом топливно-энергетического комплекса и тарифной политики Костромской области мониторинга. Сводные данные о состоянии систем наружного освещения в разрезе каждого муниципального образования приведены в таблице 1.2.

Наружное освещение является одним из элементов благоустройства населенных пунктов. Его неудовлетворительное состояние оказывает отрицательное влияние на условия проживания жителей населенных пунктов нашей области. Приведение систем наружного освещения в соответствие с требованиями нормативных актов будет способствовать выравниванию социальных условий на территории Костромской области.

Для достижения данной цели требуется вложения значительных средств, которыми не располагают органы местного самоуправления. Вследствие этого реконструкцию систем наружного освещения невозможно осуществить без привлечения средств со стороны областных источников.

Таблица 1.2

Состояние систем наружного освещения