В порядке организации исполнения Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации на 2006 год в Свердловской области реализуется комплекс мер по снижению управляемых причин смертности и противодействию наркотизации общества.
Несмотря на усилия, направленные на преодоление наркомании и противодействие незаконному обороту наркотиков, говорить о кардинальном сокращении немедицинского потребления наркотических средств преждевременно. Так, по официальным данным Министерства здравоохранения Свердловской области, на 1 июля 2006 года в Свердловской области насчитывается 10266 человек с диагнозом "наркомания" (на 100 тысяч населения - 231,8 человека). В 2005 году с подобным диагнозом состояло на учете 10149 человек (на 100 тысяч населения - 229,2 человека).
Органами здравоохранения Свердловской области регистрируется увеличение наркоотравлений, в том числе со смертельным исходом. Количество смертельных отравлений наркотическими веществами возросло с 376 случаев в 2004 году до 649 случаев в 2005 году. За 7 месяцев текущего года в Свердловской области уже насчитывается 332 смертельных отравления. Доля смертельных отравлений наркотиками от всего количества умерших в Свердловской области составила 23,03 процента. Область по количеству смертельных отравлений занимает второе место в Уральском федеральном округе. Больше всего смертельных отравлений насчитывается в Екатеринбурге (359 человек - в 2005 году, 184 человека - за 7 месяцев 2006 года). Наблюдается рост смертельных отравлений в Верхней Пышме (38/24), Верхней Салде (2/6), Каменске-Уральском (15/9), Нижнем Тагиле (67/38), Полевском (8/10).
На 25 процентов возросло количество преступлений, совершенных в состоянии наркотического опьянения. За 6 месяцев текущего года наиболее неблагополучная обстановка в сфере преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, преобладает в следующих муниципальных образованиях Свердловской области: муниципальное образование "город Екатеринбург" - 1975 преступлений (+28 процентов, аналогичный показатель предыдущего года (далее - АППГ) - 1538), Артинский городской округ - 51 преступление (+1600 процентов, АППГ - 3), Асбестовский городской округ - 71 преступление (+54,3 процента, АППГ - 46), Белоярский городской округ - 8 преступлений (+100 процентов, АППГ - 4), городской округ Верхотурский - 4 преступления (+400 процентов, АППГ - 1), Камышловский городской округ - 66 преступлений (+266,7 процента, АППГ - 18), Кировградский городской округ - 59 преступлений (+353,8 процента, АППГ - 13), город Нижний Тагил - 400 преступлений (+46,0 процента, АППГ - 274), Нижнетуринский городской округ - 12 преступлений (+100 процентов, АППГ - 6), городской округ Первоуральск - 158 преступлений (+46,3 процента, АППГ - 108), Талицкий городской округ - 14 преступлений (+133,3 процента, АППГ - 6), городской округ Нижняя Салда - 26 преступлений (+100 процентов, АППГ - 13).
Наибольшее количество преступлений, совершенных в состоянии наркотического опьянения, совершено в следующих муниципальных образованиях области: муниципальное образование "город Екатеринбург" - 65 преступлений (+441,7 процента, АППГ - 12), город Каменск-Уральский - 19 преступлений (+533,3 процента, АППГ - 3), городской округ Краснотурьинск - 6 преступлений (+500 процентов, АППГ - 1), Серовский городской округ - 33 преступления (+312,5 процента, АППГ - 8).
Работа по выявлению причин и условий совершения преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков должна сочетаться с выявлением и устранением причин и условий наркотизации населения, прежде всего молодежи.
Координацию работы органов исполнительной власти по профилактике наркомании и токсикомании на территории Свердловской области осуществляет созданная в соответствии с Указом Губернатора Свердловской области от 27 февраля 2006 года N 165-УГ "О внесении изменений в состав межведомственной комиссии по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту" ("Областная газета", 2006, 3 марта, N 60-61) межведомственная комиссия по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту (далее - комиссия). Работа комиссии организована в рамках полномочий Губернатора и Правительства Свердловской области.
В июне 2002 года Указом Губернатора Свердловской области от 25 июня 2002 года N 397-УГ "О внесении изменений в Указ Губернатора Свердловской области от 16 марта 2000 года N 148-УГ "О комплексных мерах противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в 2000 - 2001 годах в Свердловской области" ("Областная газета", 2002, 28 июня, N 130) утверждена новая редакция Положения о комиссии. Уточнены полномочия комиссии, в частности, в соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 года N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" комиссия стала уполномоченным органом в Свердловской области, на который возложена координация деятельности по предупреждению распространения наркотиков и их незаконному обороту. В феврале текущего года состав комиссии был полностью обновлен. Для усиления межведомственного взаимодействия и в соответствии с Письмом Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков Российской Федерации от 20.12.2004 N 1/1/454 в состав комиссии в качестве заместителя председателя комиссии введен начальник Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Свердловской области генерал-майор полиции В.М. Дементьев. Учитывая необходимость постоянной работы в области координации деятельности по предупреждению распространения наркотиков и их незаконному обороту, Правительство Свердловской области в июле текущего года приняло решение о введении в аппарате Правительства Свердловской области штатной единицы консультанта - ответственного секретаря межведомственной комиссии по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту.
Комиссия взаимодействует с координационными органами и комиссиями по профилактике наркомании муниципальных образований в Свердловской области. Комиссией совместно с органами местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области проводится работа по внесению изменений в положения о муниципальных комиссиях по профилактике наркомании, поиску и внедрению новых форм и методов профилактической работы. Тесное взаимодействие с муниципальными комиссиями и советами позволяет определить общие подходы в осуществлении на территории Свердловской области мониторинга наркотической ситуации. В каждом муниципальном образовании в Свердловской области разработана и действует программа (план мероприятий) по противодействию злоупотреблению наркотическими веществами и их незаконному обороту, образован координирующий орган по профилактике наркомании и токсикомании.
С активным участием представителей Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Свердловской области, Главного управления внутренних дел по Свердловской области, Прокуратуры Свердловской области, Министерства общего и профессионального образования Свердловской области, Министерства здравоохранения Свердловской области, Министерства социальной защиты населения Свердловской области, Министерства по физической культуре, спорту и туризму Свердловской области, Департамента по делам молодежи Свердловской области в рабочем порядке происходит непрерывный анализ наркотической обстановки в муниципальных образованиях в Свердловской области и управленческих округах Свердловской области и даются рекомендации по работе в этом направлении. Администрациями управленческих округов Свердловской области осуществляется постоянный контроль за выполнением планов антинаркотической работы и принятых решений.
Учитывая сложную ситуацию, связанную в первую очередь с увеличением смертности от отравлений наркотиками, ростом преступлений, совершенных в состоянии наркотического опьянения, заседания комиссии проводятся ежемесячно. За семь месяцев текущего года проведено 7 заседаний комиссии, в том числе 2 выездных - в Горнозаводском и Западном управленческих округах Свердловской области, на которых были рассмотрены вопросы:
1) о развитии в Свердловской области и совершенствовании деятельности бюро судебно-медицинских экспертиз и химико-технологических лабораторий, их оснащении современным оборудованием, создании центров подготовки специалистов, эффективной системы мониторинга наркоситуации, организация учета, сбора и предоставления заинтересованным ведомствам информации о фактах отравлений наркотическими веществами и психотропными средствами;
2) взаимодействие муниципального учреждения "Станция скорой медицинской помощи" города Екатеринбурга с правоохранительными органами в условиях роста отравлений наркотиками;
3) о результатах оперативно-розыскной деятельности Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Свердловской области за 2005 год и роли правоохранительных органов, исполнительных органов государственной власти Свердловской области в профилактической деятельности Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Свердловской области;
4) выполнение комплексного плана мероприятий по профилактике и ограничению распространения ВИЧ/СПИДа, наркомании и алкоголизма на 2005 год, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 26.07.2005 N 602-ПП "О комплексном плане мероприятий по профилактике и ограничению распространения ВИЧ/СПИДа, наркомании и алкоголизма на территории Свердловской области на 2005 год" ("Областная газета", 2005, 2 августа, N 234-235);
5) о реализации Постановления Правительства Свердловской области от 30.06.2005 N 521-ПП "Об областной государственной целевой программе "Профилактика и ограничение распространения в Свердловской области заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), наркомании и алкоголизма" на 2006 год" ("Областная газета", 2005, 12 июня, N 206);
6) о работе службы участковых уполномоченных милиции по предупреждению наркомании, токсикомании и алкоголизма в Свердловской области;
7) о деятельности подразделений Государственной инспекции по безопасности дорожного движения Главного управления внутренних дел по Свердловской области по предупреждению наркомании, токсикомании и алкоголизма;
8) о физкультурно-спортивной работе в Свердловской области в целях предупреждения наркомании, токсикомании и алкоголизма;
9) о наркоситуации и принимаемых мерах по профилактике наркомании, токсикомании и алкоголизма, о выполнении муниципальных антинаркотических программ в городе Нижний Тагил (выездное заседание);
10) об организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в период летних каникул и в свободное от учебы время с целью приобщения подростков к трудовой деятельности, снижения уровня преступности и наркомании в городе Нижний Тагил среди подростков (выездное заседание);
11) об организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в период летних каникул и в свободное от учебы время с целью приобщения подростков к трудовой деятельности, снижения уровня преступности и наркомании в Свердловской области среди подростков (выездное заседание);
12) о мерах по пресечению контрабанды наркотических средств и психотропных веществ в Свердловской области;
13) о деятельности подразделений Среднеуральского управления внутренних дел на транспорте по предупреждению распространения наркотиков и их незаконному обороту в Свердловской области;
14) о возможности создания государственного учреждения "Центр мониторинга наркоситуации и социально обусловленных зависимостей";
15) о проведении исследований на предмет потребления наркотических средств среди учащихся общеобразовательных учреждений Свердловской области;
16) о создании, ведении и использовании в Свердловской области единого банка данных по вопросам, касающимся наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также о противодействии их незаконному обороту;
17) о наркоситуации и принимаемых мерах по профилактике наркомании, токсикомании и алкоголизма, о выполнении муниципальных антинаркотических программ в муниципальных образованиях Западного управленческого округа Свердловской области;