Действующий

ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ В ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2006-2008 ГОДЫ"

I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения


Принимаемые Правительством области, органами исполнительной государственной власти и иными заинтересованными ведомствами меры по профилактике правонарушений и укреплению общественного порядка способствовали в текущем году стабилизации оперативной обстановки в области.

По итогам 1 квартала в области не допущено террористических актов, групповых нарушений общественного порядка, столкновений на межнациональной основе, вооруженных разборок преступных группировок.

Сократилось на 10,3% количество зарегистрированных преступлений, в том числе тяжких и особо тяжких. Снижение преступности отмечается в большинстве районов. Улучшение криминальной ситуации обусловлено уменьшением числа убийств, причинений тяжкого вреда здоровью, изнасилований, краж, грабежей, вымогательств, угонов транспортных средств. Меньше совершено преступлений в группах, несовершеннолетними, неработающими лицами, иностранными гражданами.

В то же время оперативная ситуация в области сохраняется сложной.

Принимаемые по профилактике преступности меры остаются недостаточными. В 10 районах области возросло число зарегистрированных преступлений.

Выше среднероссийских показателей отмечается удельный вес преступлений, совершенных:

лицами, ранее судимыми;

несовершеннолетними лицами;

лицами, находившимися в состояния опьянения;

в группах.

Сохраняются высокими темпы роста наркопреступности. За 3 месяца в сфере незаконного оборота наркотиков зарегистрировано 328 преступлений (+32,8%), из них 250 связаны с их сбытом (+50,6%). Из незаконного оборота изъято более 78 кг наркотических веществ, в том числе 1,6 кг героина.

Дестабилизирует оперативную обстановку распространенность пьянства. Лицами в состоянии алкогольного опьянения совершено 56,8% убийств, 61,3% причинений тяжкого вреда здоровью, 57,1% изнасилований, 43,4% разбоев.

В текущем году выявлено 31,7 тыс. нарушений (+2,5%) антиалкогольного законодательства. На 3,7% возросло число лиц, доставленных в медицинские вытрезвители (14,4 тыс. чел.). На 1 апреля 2006 года на учете в органах внутренних дел состоит 12,7 тыс. хронических алкоголиков.

Отмечаются устойчивые темпы роста бытовой преступности (+25,5%), ее удельный вес увеличился с 15,7 до 21,1%. В сфере быта совершено 75% убийств, 63,7% причинений тяжкого вреда здоровью. Каждое второе - третье бытовое преступление совершено лицами в состоянии алкогольного опьянения.

Рост преступности со стороны лиц, ранее совершавших преступления, в девяти городах и районах области обусловил ухудшение данного показателя в целом по области (+0,7%). На долю лиц, ранее совершавших преступления, приходится 42,1% тяжких и особо тяжких преступлений. Среди данной категории населения отмечается высокий уровень консолидации - каждый третий совершал преступление в группе. С 18 до 23,9% возрос удельный вес лиц, совершивших рецидив в течение года после освобождения из мест лишения свободы. За 3 месяца текущего года 272 лица, отбывавшие наказание в местах лишения свободы, вновь совершили преступление.

Несмотря на снижение подростковой преступности в области (-4,8%) ее рост сохраняется в половине районов. В 1 квартале текущего года подростками больше совершено: вымогательств (+2,7р.), сбыта наркотиков (с 0 до 11 р.), угонов транспортных средств (+28,6%). В текущем году свыше 2,3 тыс. несовершеннолетних допустили административное нарушение, связанное с употреблением спиртных напитков (+12,1%), 33 - наркотических веществ, 603 - мелкое хулиганство (+2,6%).

По-прежнему остается сложной обстановка на дорогах области. Выросло число погибших и раненых в дорожно-транспортных происшествиях. В целом по области и 13 районах не преодолен рост дорожно-транспортных происшествий.

В этих условиях требует совершенствования нормативно-правовая база по профилактике правонарушений как на федеральном, так и на областном уровнях, дальнейшая консолидация всех сил правоохранительных органов и заинтересованных ведомств, вовлечение общественных организаций и формирований, предприятий области в развитие комплексной системы профилактики правонарушений.

Требует совершенствования уже проводимая профилактическая работа с лицами, ранее судимыми и освободившимися из мест лишения свободы, деятельность по ранней профилактике детской безнадзорности и преступности несовершеннолетних.

В целях обеспечения антитеррористической защищенности граждан необходимо оснащение зданий аэропортов, железнодорожных и автовокзалов техническими средствами обнаружения и обезвреживания оружия, взрывчатых веществ, досмотра ручной клади и багажа пассажиров.

Требуют ремонта здания социальных и образовательных учреждений области. Для расширения сети данных учреждений, создания нормальных условий воспитательного процесса, социальной реабилитации и профессиональной подготовки необходимо приобретение медицинского, бытового, спортивного, развивающего оборудования, аудио-, видео-аппаратуры, компьютерной, и оргтехники.

В условиях удаленности от районных центров участковые уполномоченные милиции являются единственными представителями органов милиции на своих административных участках. Вместе с тем, обеспеченность сотрудников подразделений по организации деятельности участковых уполномоченных милиции жильем составляет 71,5%, в том числе на обслуживаемом административном участке - 57,9%, домашними телефонами - 53%, служебными телефонами - 76,9% и служебными помещениями - 82,7%.

В настоящее время только два изолятора временного содержания из 26, имеющихся в области, соответствуют требованиям Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".

Одним из приоритетных направлений деятельности подразделений, непосредственно осуществляющих функции охраны общественного порядка на улицах и общественных местах и безопасности дорожного движения, является переход к использованию современных систем телеметрического контроля за оперативной обстановкой. В то же время их внедрение остается недостаточным вследствие отсутствия финансовых средств.

Несмотря на принимаемые меры по повышению уровня материально-технического обеспечения субъектов профилактики правонарушений требуется выделение на эти цели дополнительных денежных средств.