Недействующий

Об областной целевой программе "Развитие потребительской кооперации Астраханской области на 2004-2007 годы"

I. Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения


Как известно, проводимые экономические реформы в начале и середине 90-х годов привели к резкому спаду деятельности кооператоров России. Глубокий экономический кризис не обошел стороной и Астраханскую область.

Расстройство финансовой системы, сверхвысокие ставки банковских процентов, нестабильность цен и разбалансированность хозяйственных связей подорвали экономику потребительской кооперации нашей территории.

Начиная с 1994 года система работала убыточно, снижались объемы хозяйственной деятельности, росли дебиторская и кредиторская задолженности. Тем не менее кооператоры стремились не допускать сбоев в снабжении и обслуживании сельских жителей всем необходимым.

Принятая в 1998 году программа стабилизации и развития потребительской кооперации на период до 2002 года послужила началом восстановления утерянных позиций потребкооперации за счет увеличения экономического потенциала, совершенствования структуры управления, закрепления собственности, эффективного использования внутренних резервов и ликвидации убыточности начиная с 1999 года. Это еще раз показало огромные возможности кооперации в обслуживании сельского населения, реализации её социальной миссии на селе.

Поле деятельности потребительской кооперации - убыточные сельскохозяйственные предприятия, малонаселенные, отдаленные сёла, где люди годами не получают заработную плату, живут в основном за счет собственного хозяйства.

Потребительская кооперация содержит 90 убыточных магазинов, которые не закрываются, а работают для удовлетворения нужд пайщиков и сельского населения. В убыток себе кооператоры продают в долг товары первой необходимости: хлеб, муку, крупу, керосин. Кроме того, покупателям доставляются бесплатно крупногабаритные товары на дом, для малоимущих граждан устанавливаются льготные цены.

Частью социальной миссии на селе, взятой на себя потребительской кооперацией, является закупка всей сельскохозяйственной продукции, выращенной населением, для чего в каждом сельском магазине ведутся книги учета сельских подворий.

Закрытие на селе заведений культуры, медицины, бытовых учреждений лишило многих работы, а население - различных услуг. Это заставило потребительскую кооперацию кроме традиционной деятельности открыть в 2002 году без какой-либо государственной поддержки 302 предприятия по оказанию бытовых услуг населению, а в 32 предприятиях торговли и общественного питания организовать досуг молодежи.

За счет увеличения объемов деятельности и развития новых видов услуг создано 300 новых рабочих мест, что позволило обеспечить сельских жителей работой и доходами. Кроме того, организациями потребительской кооперации оказывается благотворительная помощь детским домам, школам, больницам, домам престарелых, ветеранам войны, многодетным семьям. Только в 2002 году на эти цели израсходовано 2 млн.рублей.

Практика привлечения заемных средств пайщиков под проценты не ниже ставки Центрального банка помогает решать задачи дальнейшего развития потребительской кооперации.

Сегодня потребительская кооперация выступает как единая целостная система, имеющая разветвленную сеть предприятий торговли, общественного питания, заготовок, производства, сельского хозяйства, бытового обслуживания населения.

За последние годы открыто около 100 магазинов, ранее закрытых по различным причинам. Они успешно обслуживают население области. В результате товарооборот увеличился за 2 последних года в 2,5 раза и составил почти 200 млн.рублей в год.

Многие потребительские общества обновили внешний и внутренний вид магазинов, расширился ассортимент реализуемых товаров, организованы уголки пайщиков, которые работают с населением по их заказам.

Определенное развитие получила отрасль общественного питания, товарооборот которой с 1998 года возрос почти в 2,5 раза, открыто более 20 ранее закрытых и новых предприятий общественного питания. Почти во всех районах области возрождается традиционное обслуживание в школьных буфетах, на производствах, базах отдыха. Вновь открываются точки общественного питания на открытых площадках и летних кафе, значительно расширяется и пополняется ассортимент выпускаемой продукции.

Дальнейшее развитие получило собственное производство, особенно выработка хлеба и хлебобулочных изделий, объем которых возрос более чем в полтора раза. Значительно улучшилось качество хлеба, расширился его ассортимент, кооператоры вновь стали завоевывать хлебный рынок.

Начала возрождаться отрасль закупок сельскохозяйственной продукции у населения и сельхозпроизводителей всех форм собственности, особенно мяса, молока, овощей и фруктов. Успешно развивается отрасль рыбодобычи и переработки.

Активизируется работа по восстановлению сферы услуг: бытовых, ритуальных, промышленных, сельскохозяйственных и др. Всё это говорит о том, что потребительская кооперация области, несмотря на различные трудности, восстанавливает свои позиции.

Однако анализ хозяйственно-финансовой деятельности показывает, что в системе потребкооперации имеются большие резервы по использованию ранее созданного потенциала.

К сожалению, одной потребительской кооперации с этой задачей не справиться. Необходима государственная поддержка. Дело в том, что потеря собственных оборотных средств в прошлые годы не позволяет привести материально- техническую базу в соответствие с современными требованиями, организовать перепрофилирование и реконструкцию некоторых производств, объектов торговли, общественного питания; приобретение для них нового технологического оборудования, техники.

Решение этих вопросов предусмотрено Программой развития потребительской кооперации области на 2004-2007 годы (приложение 1).

Надо полагать, что всё это пойдет на возрождение потребительской кооперации области. Появится возможность вывести из аренды сеть магазинов, столовых, овощехранилищ, складских помещений, восстановить работу автолавок, систему обслуживания рыбаков, животноводов и т.д.

Сегодня не утрачено доверие сельчан к потребительской кооперации. Они надеются на её возможности и дальнейшее развитие.