В современных условиях распространенными явлениями стали нищета, асоциальное поведение родителей, жестокое обращение с детьми. Проблема сиротства, особенно социального сиротства, то есть сиротство при живых родителях, является одной из наиболее острых проблем. За последние годы катастрофически выросло количество "социальных сирот" - детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях. Ежегодно выявляется около 450 детей, которые по тем или иным причинам остались без попечения родителей.
Необходимость разработки настоящей Программы обусловлена тем, что ежегодно в Республике Алтай увеличивается число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: в 2003 году - 1518, в 2004 году - 1562, в 2005 году - 1680. В настоящее время в Республике Алтай насчитывается - 1688 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Из них 1278 детей воспитываются в опекаемых семьях, 370 в учреждениях общественного воспитания. В профессиональных образовательных учреждениях обучаются 396 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа.
Увеличение числа детей, оставшихся без попечения родителей, неизбежно ведет к увеличению числа учреждений для детей-сирот. Результатом проживания ребенка в условиях интернатного учреждения является его неготовность к самостоятельной жизни, к поиску работы и ее сохранению в условиях безработицы, неумение организовать свой быт, досуг, создать и сохранить свою семью. Не в полной мере решаются проблемы создания условий для полноценного физического, психологического, социального развития личности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и развития семейных форм устройства этих детей.
Важнейшими компонентами социальной адаптации детей-сирот должны стать формирование навыков самостоятельного труда, профессионального самоопределения, внедрение новых форм экономической социализации, включение в культурную и спортивную жизнь общества.
Проблема социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при преимущественном в настоящее время воспитании этих детей в детских домах и школах-интернатах не дает возможности полноценно подготовить этих детей к самостоятельной жизни после выхода из детского дома. В связи с этим на первый план выдвигается проблема воспитания детей-сирот в приемных семьях на основе опеки, попечительства, усыновления, патроната. Активное развитие таких форм воспитания позволит решить проблему социализации детей и естественного вхождения их в современное общество, что положительно скажется на всей дальнейшей жизни этих детей. Однако подобное воспитание детей требует активной поддержки государства.
Большинство опекунских, приемных семей нуждаются в психологической, медицинской, педагогической, социальной помощи. В целях создания системы семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, необходимы отбор и подготовка приемных родителей, воспитателей и специалистов, работающих с детьми и родителями.
Нерешенным остается вопрос об организации психолого-педагогического, медицинского обеспечения процесса обучения и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, особенно в младенческом и дошкольном возрастах.