Недействующий

Об окружной целевой программе "Молодежь Ямала (2007 2010 годы)"

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

(в ред. от 27.06.2008 г. N 42-ЗАО)


Наименование Программы

Окружная целевая программа "Молодежь Ямала (2007 - 2010 годы)" (далее - Программа)

Основание для разработки

Конвенция ООН о правах ребенка;
Семейный кодекс Российской Федерации;
Федеральный закон от 28 июня 1995 года N 98-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений";
Федеральный закон от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";
Федеральный закон от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершен-нолетних";
Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ);
Закон Ямало-Ненецког о автономного округа от 9 февраля 1998 года N 7-ЗАО "О государственной молодежной политике в Ямало-Ненецком автономном округе";
постановление Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 24 января 2006 года N 1-А "О порядке разработки, утверждения и реализации окружных целевых программ"

Государственный заказчик

Департамент по молодежной политике Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - департамент по молодежной политике)

Ответственные за выполнение мероприятий

Департамент по молодежной политике, органы по делам молодежи муниципальных районов и городских округов в Ямало-Ненецком автономном округе (далее - автономный округ)

Разработчики Программы

Департамент по молодежной политике

Цели и задачи Программы

Цель:
 совершенствование государственной системы социализации и социально значимого использования позитивной активности молодых граждан.
 Задачи:
 расширение в автономном округе институтов социализации: направленное содействие физическому, творческому, профессиональному, социальному развитию и становлению молодежи;

 формирование и укрепление духовно-нравственных ценностей и гражданской культуры молодежи;

 включение потенциала социально значимой активности молодежи автономного округа в процессы государственного и общественного роста;

 совершенствование инфраструктуры системы обеспечения реализации государственной молодежной политики в автономном округе

Сроки и этапы реализации

Сроки реализации Программы: 2007 - 2010 годы
 Программу предполагается реализовать в три этапа:
 Iэтап - 2007 год;

 II этап - 2008 - 2009 годы;

 III этап - 2010 год

Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы по этапам ее
 реализации

Для оценки эффективности реализации Программы будут использованы следующие показатели и индикаторы:
 количество инновационных технологий (проектов), услуг, внедренных в практику муниципальной молодежной политики;

 уровень электоральной культуры (% участия в выборных кампаниях молодых избирателей в возрасте от 18 до 30 лет);

 число подростковых и молодежных клубов по месту жительства;

 число опорно-методических площадок социальной работы с детьми и молодежью;

 доля профилактических программ, получивших грантовую поддержку;

 количество молодых людей, принявших участие в реализации подпрограммы "Кадровый резерв Ямала";

 доля молодых людей в возрасте до 30 лет в структуре органов исполнител ьной, законодательной уровней власти и местного самоуправления (% от общего числа управленцев);

 число специалистов сферы молодежной политики, прошедших курсы повышения квалификации

Основные направления реализации мероприятий

Данная Программа включает 4 подпрограммы, направленные на решение конкретных задач:
 подпрограмма 1 "Жизненный старт" (подпункт 58 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ);

 подпрограмма 2 "Воспитание ответственных граждан" (подпункт 58 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ);

 подпрограмма 3 "Кадровый резерв Ямала" (подпункт 58 пункта 2 статьи 26.3 Федерального законаот 6 октября 1999 года N 184-ФЗ);

 подпрограмма 4 "Формирование и развитие системы обеспечения реализации государственной молодежной политики в автономном округе" (подпункт 58 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ)

Объемы и источники
 финансирования

Общий объем финансирования Программы составит 56 000,0 тыс. рублей (в ценах на 2006 год). Окружной бюджет - 56 000,0 тыс. рублей, в том числе по годам:
 2007 год - 14 000,0 тыс. рублей;

 2008 год - 14 000,0 тыс. рублей;

 2009 год - 14 000,0 тыс. рублей;

 2010 год - 14 000,0 тыс. рублей

Ожидаемые конечныерезультаты реализации
 и показатели социально-экономической эффективности

Реализация Программы должна обеспечить:
 формирование условий для эффективного функционирования институтов социализации молодежи: развитость системы активного досуга, отдыха, оздоровления молодежи, познавательного и обучающего молодежного туризма, внедрение механизмов поиска и персональной поддержки интеллектуального потенциала молодежи;
реализация системы мер по поддержке молодежного предпринимательства и развитию сезонной занятости;
расширенность спектра услуг молодым семьям для обеспечения охраны здоровья, образования, воспитания и развития детей;

 повышение уровня гражданской ответственности, патриотизма и политической активности молодежи;

 формирование молодежного резерва для замещения руководящих должностей системы государственного и муниципального управления, государственных предприятий и учреждений";

Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа

Демографические тенденции современной России свидетельствуют о том, что в ближайшем будущем основным трудовым ресурсом страны будет молодежь. Следовательно, успешное социально-экономическое развитие как России в целом, так и ее регионов возможно только при эффективном использовании потенциала молодого поколения.

Однако сложившаяся в настоящее время ситуация в молодежной среде неоднозначна. С одной стороны, современную российскую молодежь отличает рост самостоятельности, практичности и мобильности, заинтересованности в получении качественного образования, влияющего на дальнейшее трудоустройство и карьеру. С другой стороны, молодым людям присущ низкий уровень интереса и участия в событиях политической, экономической и культурной жизни, увеличиваются показатели смертности молодого поколения от неестественных причин, в том числе и вследствие употребления наркотиков, заболевания СПИДом. Растет криминализация молодежной среды. Остается острой проблема социальной интеграции молодых людей.

По данным исследований российского фонда "Общественное мнение" только 2,7% молодых людей принимают участие в деятельности общественных организаций, в выборах, даже федерального уровня, участвует менее половины россиян и лишь 33% интересуются политикой. Высок уровень безработицы среди молодых людей в возрасте 15 - 24 лет (6,4%); доля правонарушителей в возрасте 14 - 29 лет (54,7%) более чем в два раза превышает долю данной возрастной группы в численности всего населения Российской Федерации; в общей группе ВИЧ-инфицированных граждан России молодые люди в возрасте от 15 до 30 лет составляют 79%, молодые женщины в аналогичном возрасте - 80%.

В этой ситуации на государственном уровне необходимо создавать условия для самореализации молодежи, ее включения, как активного субъекта, в общественные процессы, способствовать приостановлению негативных тенденций в молодежной среде.

В ежегодных Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации постоянно акцентируется внимание на решение задач по проблемным вопросам молодежи. В рамках реализации приоритетных направлений социально-экономической политики государства на предстоящий год Президентом Российской Федерации поставлены следующие задачи в отношении молодежи: формирование семейных ценностей, профилактика асоциальных явлений в молодежной среде, гражданско-патриотическое воспитание молодежи, создание необходимых условий для проявления предпринимательской инициативы населения, в том числе и молодых граждан.

Стратегией социально-экономического развития автономного округа в числе приоритетов развития территории в 2006 - 2008 годах определено создание условий для обеспечения устойчивого общественного развития, что предполагает активную интеграцию молодежи в различные социально-политические процессы.

Вышеназванные вопросы находят свое решение в процессе реализации государственной молодежной политики Ямало-Ненецкого автономного округа, которая признана, согласно Закону автономного округа от 9 февраля 1998 года N 7-ЗАО "О государственной молодежной политике в Ямало-Ненецком автономном округе", одной из приоритетных отраслей государственного управления.

Государственная молодежная политика в автономном округе осуществляется в отношении молодых граждан в возрасте от 14 до 30 лет. По данным Ямалстата численность населения данной возрастной группы на начало 2005 года составила 30% (155 603 человек) от общей численности населения, а вместе с детьми и подростками - 38,4% соответственно. Из общего числа молодежи наибольшие группы составляют молодые люди в возрасте 16 - 17 лет (21 700 человек), 20 - 24 лет (38 073 человек), 25 - 30 лет (58 643 человек).

Тенденции сохранения существенной доли молодежи в структуре населения автономного округа остаются стабильными. Анализ статистических данных, характеризующих демографические процессы в автономном округе, показывает, что, несмотря на некоторое снижение показателей рождаемости в 2005 году (родилось на 66 детей меньше, чем в 2004 году), в период 2003 - 2005 годов численность детского населения по-прежнему превышает численность людей пенсионного возраста. Следовательно, успешное решение задач социально-экономических преобразований в автономном округе невозможно без эффективного использования потенциала развития, носителем которого является молодежь.

Результаты социологических исследований по изучению существующих ценностных ориентаций проблем социализации молодежи Ямала, проведенных в ноябре - декабре 2005 года департаментом информации и общественных связей автономного округа, позволяют констатировать следующее:

социальное положение молодежи автономного округа стабильное. В сравнении с другими регионами России молодежь Ямала имеет свои преимущества, живет лучше, уровень и качество жизни выше. Доля удовлетворенных почти втрое превышает долю неудовлетворенных (70,7% и 26% соответственно). Молодежь округа в большей степени ориентирована на социальные ценности, чем на материальные. Вместе с тем важность духовных ценностей осознают менее 20% опрошенных, заинтересованность в судьбе государства, города, поселка проявляют лишь 18,8% молодых людей, не интересуются политикой 61%.

В связи с этим, учитывая специфическую социальную позицию молодого поколения в процессе общественного развития, необходимо усилить внимание к проблемам социализации молодежи, определению средств, форм, методов и критериев работы с молодыми людьми на среднесрочную и дальнюю перспективу.

Десятилетний опыт реализации молодежной политики в автономном округе свидетельствует о том, что эффективным механизмом решения проблем в молодежной сфере является программно-целевой подход, позволяющий комплексно осуществлять необходимые мероприятия и наиболее рационально и адресно использовать финансовые, кадровые и организационные ресурсы.

С 1996 года в округе реализуется окружная целевая программа "Молодежь Ямала" (далее - программа). Благодаря ей в автономном округе была выстроена система взаимодействия основных субъектов реализации государственной молодежной политики и расширена деятельность более чем по 15 направлениям.

За период реализации программы в 2004 - 2006 годах на 18% увеличилась сеть учреждений социального обслуживания молодежи и подростково-молодежных клубов, подведомственных органам по делам молодежи автономного округа. За счет средств программы была укреплена материально-техническая база: оргтехникой и другими предметами длительного пользования оснащены 22 учреждения молодежной политики автономного округа. Это позволило расширить спектр услуг для молодежи и увеличить число пользователей на 7,9% (в 2004 году число пользователей услугами учреждений молодежной политики составило 37 456 человек, в 2005 году - 40 660 человек соответственно).

В целом реализация такого направления, как охрана здоровья молодежи и развитие системы социально-нравственного оздоровления молодежной среды, позволила увеличить на 35,8% долю программ (проектов), получивших грантовую поддержку, что дало возможность отработать на базе учреждений молодежи передовые социальные технологии, обучить этим технологиям специалистов и внедрить положительный опыт в ряде муниципальных образований автономного округа.

За счет программы была продолжена работа по созданию системы повышения резервов здоровья молодежи. Проводилась работа в сфере сохранения и укрепления традиций физкультурно-оздоровительной и туристско-краеведческой работы в автономном округе. Почти в 3 раза увеличилось число участников молодежных спортивно-туристских мероприятий и разрядников, лиц, повысивших квалификацию по спортивному туризму.

Большое внимание уделялось и вопросам организации детского молодежного отдыха. Только за период 2004 - 2006 годов всеми формами организованного отдыха и занятости было охвачено 150 тыс. человек, что ежегодно составляло 50% от общей численности детей. В практику окружных лагерей внедрено около 100 разнопрофильных программ каникулярной занятости молодежи, имеющих высокую степень развивающего эффекта и получивших признание на Всероссийских конкурсах.

В настоящее время выполнение мероприятий программы, направленных на решение проблем молодежи, является единственным возможным средством реализации полномочий органов государственной власти автономного округа, в чье ведение отнесены вопросы работы с молодежью. Реализация программы позволила достаточно оперативно, без лишних затрат выявить и решить многие существующие проблемы молодежи.

В частности, благодаря реализации подпрограммы "Развитие системы гражданского и военно-патриотического воспитания молодежи Ямала" была обеспечена действенная поддержка военно-патриотическому движению в автономном округе, получили развитие военно-прикладные виды спорта. Это дало возможность повысить в сознании молодежи престижность службы в Вооруженных Силах Российской Федерации и, как следствие, сохранить в течение ряда последних лет устойчивую тенденцию отсутствия случаев уклонения от службы в армии. Кроме этого, следует отметить рост числа молодых людей, призванных в элитные войска Вооруженных Сил Российской Федерации (воздушно-десантные войска, военно-морской флот, пограничные войска федеральной службы безопасности, внутренние войска Министерства внутренних дел), что предполагает наличие 100% показателей по состоянию здоровья (в 2004 году количество молодых людей, призванных в данные рода войск, составило 27% от общего числа, в 2005 году - 30,5% соответственно).

В результате реализации подпрограммы "Содействие самореализации молодежи в общественной жизни" была оказана существенная поддержка развитию молодежного движения в автономном округе, молодежным организациям, их программам, проектам и мероприятиям. Прежде всего, была поддержана деятельность молодежных организаций регионального уровня таких, как региональное общественное движение студентов Ямала "СТУпени", региональной общественной организации "Союз молодежи Ямала", региональной общественной организации "Ассоциация детских и молодежных объединений Ямала".

Благодаря программным мероприятиям в 8 муниципальных образованиях автономного округа были созданы молодежные отделения региональной общественной организации "Ямал - потомкам!"; инициировано создание Молодежной палаты при Государственной Думе автономного округа. Следует отметить положительную динамику роста числа детей и молодежи, являющихся членами детских и молодежных общественных объединений (в региональном срезе в среднем на 4,2%). За период 2004 - 2006 годов около 8 000 молодых людей были задействованы региональными общественными организациями в лидерские проекты, профильные лагерные смены актива, форумы, слеты и иные формы активной общественной работы.

Благодаря целенаправленной работе многие общественные организации активизировали свою деятельность по выполнению социального заказа; ежегодно растет число участников-общественников конкурса вариативных программ (в 2004 году - 1,2% от общего числа заявленных проектов, в 2005 году - 1,8% соответственно).