Недействующий

ЗАКОН

ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

от 03 ноября 2006 года N 67-ЗАО

Об окружной целевой программе "Молодежь Ямала (2007 2010 годы)"

Принят Государственной Думой

Ямало-Ненецкого автономного округа

18 октября 2006 г.

Документ утратил силу:

-законом автономного округа от 30.05.2009 N 22-ЗАО

Документ с изменениями внесенными:

-законом автономного округа от 27.06.2008 г. N 42-ЗАО

Статья 1


Утвердить окружную целевую программу "Молодежь Ямала (2007 - 2010 годы)".

Статья 2


Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2007 года.

Губернатор Ямало-Ненецкого

автономного округа Ю.В.Неёлов

г. Салехард

03 ноября 2006 г.

N 67-ЗАО

УТВЕРЖДЕНА
Законом Ямало-Ненецкого автономного
округа "Об окружной целевой программе
"Молодежь Ямала (2007 - 2010 годы)"
(с изм. от 27.06.2008 г. N 42-ЗАО)

ОКРУЖНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "МОЛОДЕЖЬ ЯМАЛА (2007 - 2010 годы)"

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

(в ред. от 27.06.2008 г. N 42-ЗАО)


Наименование Программы

Окружная целевая программа "Молодежь Ямала (2007 - 2010 годы)" (далее - Программа)

Основание для разработки

Конвенция ООН о правах ребенка;
Семейный кодекс Российской Федерации;
Федеральный закон от 28 июня 1995 года N 98-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений";
Федеральный закон от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";
Федеральный закон от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершен-нолетних";
Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ);
Закон Ямало-Ненецког о автономного округа от 9 февраля 1998 года N 7-ЗАО "О государственной молодежной политике в Ямало-Ненецком автономном округе";
постановление Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 24 января 2006 года N 1-А "О порядке разработки, утверждения и реализации окружных целевых программ"

Государственный заказчик

Департамент по молодежной политике Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - департамент по молодежной политике)

Ответственные за выполнение мероприятий

Департамент по молодежной политике, органы по делам молодежи муниципальных районов и городских округов в Ямало-Ненецком автономном округе (далее - автономный округ)

Разработчики Программы

Департамент по молодежной политике

Цели и задачи Программы

Цель:
 совершенствование государственной системы социализации и социально значимого использования позитивной активности молодых граждан.
 Задачи:
 расширение в автономном округе институтов социализации: направленное содействие физическому, творческому, профессиональному, социальному развитию и становлению молодежи;

 формирование и укрепление духовно-нравственных ценностей и гражданской культуры молодежи;

 включение потенциала социально значимой активности молодежи автономного округа в процессы государственного и общественного роста;

 совершенствование инфраструктуры системы обеспечения реализации государственной молодежной политики в автономном округе

Сроки и этапы реализации

Сроки реализации Программы: 2007 - 2010 годы
 Программу предполагается реализовать в три этапа:
 Iэтап - 2007 год;

 II этап - 2008 - 2009 годы;

 III этап - 2010 год

Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы по этапам ее
 реализации

Для оценки эффективности реализации Программы будут использованы следующие показатели и индикаторы:
 количество инновационных технологий (проектов), услуг, внедренных в практику муниципальной молодежной политики;

 уровень электоральной культуры (% участия в выборных кампаниях молодых избирателей в возрасте от 18 до 30 лет);

 число подростковых и молодежных клубов по месту жительства;

 число опорно-методических площадок социальной работы с детьми и молодежью;

 доля профилактических программ, получивших грантовую поддержку;

 количество молодых людей, принявших участие в реализации подпрограммы "Кадровый резерв Ямала";

 доля молодых людей в возрасте до 30 лет в структуре органов исполнител ьной, законодательной уровней власти и местного самоуправления (% от общего числа управленцев);

 число специалистов сферы молодежной политики, прошедших курсы повышения квалификации

Основные направления реализации мероприятий

Данная Программа включает 4 подпрограммы, направленные на решение конкретных задач:
 подпрограмма 1 "Жизненный старт" (подпункт 58 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ);

 подпрограмма 2 "Воспитание ответственных граждан" (подпункт 58 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ);

 подпрограмма 3 "Кадровый резерв Ямала" (подпункт 58 пункта 2 статьи 26.3 Федерального законаот 6 октября 1999 года N 184-ФЗ);

 подпрограмма 4 "Формирование и развитие системы обеспечения реализации государственной молодежной политики в автономном округе" (подпункт 58 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ)

Объемы и источники
 финансирования

Общий объем финансирования Программы составит 56 000,0 тыс. рублей (в ценах на 2006 год). Окружной бюджет - 56 000,0 тыс. рублей, в том числе по годам:
 2007 год - 14 000,0 тыс. рублей;

 2008 год - 14 000,0 тыс. рублей;

 2009 год - 14 000,0 тыс. рублей;

 2010 год - 14 000,0 тыс. рублей

Ожидаемые конечныерезультаты реализации
 и показатели социально-экономической эффективности

Реализация Программы должна обеспечить:
 формирование условий для эффективного функционирования институтов социализации молодежи: развитость системы активного досуга, отдыха, оздоровления молодежи, познавательного и обучающего молодежного туризма, внедрение механизмов поиска и персональной поддержки интеллектуального потенциала молодежи;
реализация системы мер по поддержке молодежного предпринимательства и развитию сезонной занятости;
расширенность спектра услуг молодым семьям для обеспечения охраны здоровья, образования, воспитания и развития детей;

 повышение уровня гражданской ответственности, патриотизма и политической активности молодежи;

 формирование молодежного резерва для замещения руководящих должностей системы государственного и муниципального управления, государственных предприятий и учреждений";

Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа

Демографические тенденции современной России свидетельствуют о том, что в ближайшем будущем основным трудовым ресурсом страны будет молодежь. Следовательно, успешное социально-экономическое развитие как России в целом, так и ее регионов возможно только при эффективном использовании потенциала молодого поколения.

Однако сложившаяся в настоящее время ситуация в молодежной среде неоднозначна. С одной стороны, современную российскую молодежь отличает рост самостоятельности, практичности и мобильности, заинтересованности в получении качественного образования, влияющего на дальнейшее трудоустройство и карьеру. С другой стороны, молодым людям присущ низкий уровень интереса и участия в событиях политической, экономической и культурной жизни, увеличиваются показатели смертности молодого поколения от неестественных причин, в том числе и вследствие употребления наркотиков, заболевания СПИДом. Растет криминализация молодежной среды. Остается острой проблема социальной интеграции молодых людей.

По данным исследований российского фонда "Общественное мнение" только 2,7% молодых людей принимают участие в деятельности общественных организаций, в выборах, даже федерального уровня, участвует менее половины россиян и лишь 33% интересуются политикой. Высок уровень безработицы среди молодых людей в возрасте 15 - 24 лет (6,4%); доля правонарушителей в возрасте 14 - 29 лет (54,7%) более чем в два раза превышает долю данной возрастной группы в численности всего населения Российской Федерации; в общей группе ВИЧ-инфицированных граждан России молодые люди в возрасте от 15 до 30 лет составляют 79%, молодые женщины в аналогичном возрасте - 80%.

В этой ситуации на государственном уровне необходимо создавать условия для самореализации молодежи, ее включения, как активного субъекта, в общественные процессы, способствовать приостановлению негативных тенденций в молодежной среде.

В ежегодных Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации постоянно акцентируется внимание на решение задач по проблемным вопросам молодежи. В рамках реализации приоритетных направлений социально-экономической политики государства на предстоящий год Президентом Российской Федерации поставлены следующие задачи в отношении молодежи: формирование семейных ценностей, профилактика асоциальных явлений в молодежной среде, гражданско-патриотическое воспитание молодежи, создание необходимых условий для проявления предпринимательской инициативы населения, в том числе и молодых граждан.

Стратегией социально-экономического развития автономного округа в числе приоритетов развития территории в 2006 - 2008 годах определено создание условий для обеспечения устойчивого общественного развития, что предполагает активную интеграцию молодежи в различные социально-политические процессы.

Вышеназванные вопросы находят свое решение в процессе реализации государственной молодежной политики Ямало-Ненецкого автономного округа, которая признана, согласно Закону автономного округа от 9 февраля 1998 года N 7-ЗАО "О государственной молодежной политике в Ямало-Ненецком автономном округе", одной из приоритетных отраслей государственного управления.

Государственная молодежная политика в автономном округе осуществляется в отношении молодых граждан в возрасте от 14 до 30 лет. По данным Ямалстата численность населения данной возрастной группы на начало 2005 года составила 30% (155 603 человек) от общей численности населения, а вместе с детьми и подростками - 38,4% соответственно. Из общего числа молодежи наибольшие группы составляют молодые люди в возрасте 16 - 17 лет (21 700 человек), 20 - 24 лет (38 073 человек), 25 - 30 лет (58 643 человек).

Тенденции сохранения существенной доли молодежи в структуре населения автономного округа остаются стабильными. Анализ статистических данных, характеризующих демографические процессы в автономном округе, показывает, что, несмотря на некоторое снижение показателей рождаемости в 2005 году (родилось на 66 детей меньше, чем в 2004 году), в период 2003 - 2005 годов численность детского населения по-прежнему превышает численность людей пенсионного возраста. Следовательно, успешное решение задач социально-экономических преобразований в автономном округе невозможно без эффективного использования потенциала развития, носителем которого является молодежь.

Результаты социологических исследований по изучению существующих ценностных ориентаций проблем социализации молодежи Ямала, проведенных в ноябре - декабре 2005 года департаментом информации и общественных связей автономного округа, позволяют констатировать следующее:

социальное положение молодежи автономного округа стабильное. В сравнении с другими регионами России молодежь Ямала имеет свои преимущества, живет лучше, уровень и качество жизни выше. Доля удовлетворенных почти втрое превышает долю неудовлетворенных (70,7% и 26% соответственно). Молодежь округа в большей степени ориентирована на социальные ценности, чем на материальные. Вместе с тем важность духовных ценностей осознают менее 20% опрошенных, заинтересованность в судьбе государства, города, поселка проявляют лишь 18,8% молодых людей, не интересуются политикой 61%.

В связи с этим, учитывая специфическую социальную позицию молодого поколения в процессе общественного развития, необходимо усилить внимание к проблемам социализации молодежи, определению средств, форм, методов и критериев работы с молодыми людьми на среднесрочную и дальнюю перспективу.

Десятилетний опыт реализации молодежной политики в автономном округе свидетельствует о том, что эффективным механизмом решения проблем в молодежной сфере является программно-целевой подход, позволяющий комплексно осуществлять необходимые мероприятия и наиболее рационально и адресно использовать финансовые, кадровые и организационные ресурсы.

С 1996 года в округе реализуется окружная целевая программа "Молодежь Ямала" (далее - программа). Благодаря ей в автономном округе была выстроена система взаимодействия основных субъектов реализации государственной молодежной политики и расширена деятельность более чем по 15 направлениям.

За период реализации программы в 2004 - 2006 годах на 18% увеличилась сеть учреждений социального обслуживания молодежи и подростково-молодежных клубов, подведомственных органам по делам молодежи автономного округа. За счет средств программы была укреплена материально-техническая база: оргтехникой и другими предметами длительного пользования оснащены 22 учреждения молодежной политики автономного округа. Это позволило расширить спектр услуг для молодежи и увеличить число пользователей на 7,9% (в 2004 году число пользователей услугами учреждений молодежной политики составило 37 456 человек, в 2005 году - 40 660 человек соответственно).

В целом реализация такого направления, как охрана здоровья молодежи и развитие системы социально-нравственного оздоровления молодежной среды, позволила увеличить на 35,8% долю программ (проектов), получивших грантовую поддержку, что дало возможность отработать на базе учреждений молодежи передовые социальные технологии, обучить этим технологиям специалистов и внедрить положительный опыт в ряде муниципальных образований автономного округа.

За счет программы была продолжена работа по созданию системы повышения резервов здоровья молодежи. Проводилась работа в сфере сохранения и укрепления традиций физкультурно-оздоровительной и туристско-краеведческой работы в автономном округе. Почти в 3 раза увеличилось число участников молодежных спортивно-туристских мероприятий и разрядников, лиц, повысивших квалификацию по спортивному туризму.

Большое внимание уделялось и вопросам организации детского молодежного отдыха. Только за период 2004 - 2006 годов всеми формами организованного отдыха и занятости было охвачено 150 тыс. человек, что ежегодно составляло 50% от общей численности детей. В практику окружных лагерей внедрено около 100 разнопрофильных программ каникулярной занятости молодежи, имеющих высокую степень развивающего эффекта и получивших признание на Всероссийских конкурсах.

В настоящее время выполнение мероприятий программы, направленных на решение проблем молодежи, является единственным возможным средством реализации полномочий органов государственной власти автономного округа, в чье ведение отнесены вопросы работы с молодежью. Реализация программы позволила достаточно оперативно, без лишних затрат выявить и решить многие существующие проблемы молодежи.

В частности, благодаря реализации подпрограммы "Развитие системы гражданского и военно-патриотического воспитания молодежи Ямала" была обеспечена действенная поддержка военно-патриотическому движению в автономном округе, получили развитие военно-прикладные виды спорта. Это дало возможность повысить в сознании молодежи престижность службы в Вооруженных Силах Российской Федерации и, как следствие, сохранить в течение ряда последних лет устойчивую тенденцию отсутствия случаев уклонения от службы в армии. Кроме этого, следует отметить рост числа молодых людей, призванных в элитные войска Вооруженных Сил Российской Федерации (воздушно-десантные войска, военно-морской флот, пограничные войска федеральной службы безопасности, внутренние войска Министерства внутренних дел), что предполагает наличие 100% показателей по состоянию здоровья (в 2004 году количество молодых людей, призванных в данные рода войск, составило 27% от общего числа, в 2005 году - 30,5% соответственно).

В результате реализации подпрограммы "Содействие самореализации молодежи в общественной жизни" была оказана существенная поддержка развитию молодежного движения в автономном округе, молодежным организациям, их программам, проектам и мероприятиям. Прежде всего, была поддержана деятельность молодежных организаций регионального уровня таких, как региональное общественное движение студентов Ямала "СТУпени", региональной общественной организации "Союз молодежи Ямала", региональной общественной организации "Ассоциация детских и молодежных объединений Ямала".

Благодаря программным мероприятиям в 8 муниципальных образованиях автономного округа были созданы молодежные отделения региональной общественной организации "Ямал - потомкам!"; инициировано создание Молодежной палаты при Государственной Думе автономного округа. Следует отметить положительную динамику роста числа детей и молодежи, являющихся членами детских и молодежных общественных объединений (в региональном срезе в среднем на 4,2%). За период 2004 - 2006 годов около 8 000 молодых людей были задействованы региональными общественными организациями в лидерские проекты, профильные лагерные смены актива, форумы, слеты и иные формы активной общественной работы.

Благодаря целенаправленной работе многие общественные организации активизировали свою деятельность по выполнению социального заказа; ежегодно растет число участников-общественников конкурса вариативных программ (в 2004 году - 1,2% от общего числа заявленных проектов, в 2005 году - 1,8% соответственно).

Немало сделано в сфере занятости молодежи и студентов. В рамках программы проводилась работа по временной трудозанятости молодежи. За три года реализации программы только для работы в окружных лагерях было подготовлено и трудоустроено 1 800 молодых людей из числа студентов; инициировано создание на территории автономного округа экологических отрядов (Ямальский, Тазовский районы), трудовых бригад подростков на базе общинных хозяйств.

Программные мероприятия по укреплению института молодой семьи смогли активизировать развитие клубных формирований (в 2004 году - 8; в 2006 году - 11), различных форм работы как с работающими, так и студенческими семьями.

За период реализации программы сложилась определенная система выявления, продвижения и поддержки талантливой молодежи (с 2006 года учреждена окружная молодежная премия); стимулируется развитие основных направлений молодежных субкультур; поддерживается проведение востребованных в молодежной среде различного рода творческих мероприятий (игры КВН, рок-фестивали, "Студенческая весна", фестивали хип-хопа). Следствием этого является положительная динамика роста числа активных участников творческих мероприятий и зрителей молодежных досуговых программ (в 2004 году - 33 100 человек, в 2005 году - 33 500 человек).

С 2004 года в рамках программы реализуется подпрограмма "Социализация молодежи коренных малочисленных народов Севера: формирование национального кадрового резерва", которая позволила выделить работу с сельской молодежью в приоритет молодежной политики и заложить основы для системной адресной деятельности. За период реализации программы для активизации общественной деятельности молодежи из числа коренных малочисленных народов Севера, повышения качества жизни молодых людей было проведено более 50 мероприятий (различного рода социально-коммуникативные тренинги, обучающие семинары, школы подготовки молодого лидера, этнографические экспедиции, экологические отряды).

С 2005 года была начата работа по созданию единого молодежного информационного пространства в автономном округе. Был создан Web-сайт "Молодежь Ямала", разработаны и постоянно пополняются базы данных по молодежной проблематике. Кроме того, развивается сеть молодежных информационных служб на муниципальном уровне.

Подводя итоги реализации программы в 2004 - 2006 годы, следует отметить, что система среднесрочного программирования в целом себя оправдала, основные мероприятия программы выполнены. Программа доказала свою актуальность и необходимость. Поэтому крайне важно сохранить наработанную динамику в сфере молодежной политики автономного округа и в дальнейшем сосредоточиться на решении наиболее актуальных проблем молодежи.

К числу тревожных тенденций в молодежной среде следует отнести состояние здоровья подрастающего поколения. Результаты диспансеризации 2003 - 2005 годов подтвердили тенденции в состоянии здоровья детей, сформировавшиеся за прошедший десятилетний период: снижение доли здоровых детей, с одновременным увеличением удельного веса детей, имеющих хроническую патологию (54,1%). Из числа детей с выявленными заболеваниями первое место занимают заболевания костно-мышечной системы, второе место - заболевания глаза и придаточного аппарата, третье место - заболевания органов пищеварения, четвертое - заболевания нервной системы.

Отмечается тенденция роста с 2001 года числа несовершеннолетних, состоящих на учете в психоневрологических отделениях автономного округа, с диагнозами "злоупотребление алкоголем" на 28,4%; "токсикомания" и "злоупотребление ненаркотическими веществами" на 35%.

В настоящее время на территории автономного округа проживает 19 820 детей и молодежи из числа коренных малочисленных народов Севера, из них 7 276 молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет. Устойчивая тенденция дифференциации социального положения молодежи из числа коренных малочисленных народов Севера как по территориальному признаку (тундровая, поселковая, городская), так и по отраслевому (молодежь, занятая традиционной хозяйственной деятельностью, в нефтегазовом комплексе, в бюджетной сфере) продолжает сохраняться. Это создает проблемы социальной изоляции данной категории молодежи, ее медленной переориентации на социальную мобильность, готовности к оперативному принятию жизненно важных решений и, как следствие, подверженности антивитальным зависимостям.

Кроме этого, выделение данной категории молодежи в приоритет работы молодежной политики было продиктовано необходимостью решения проблемы оттока молодежи из сельских поселений в город. Так, по данным социологического исследования, проведенного специалистами Государственного учреждения "Российский центр молодежной семейной политики" в Приуральском районе в 2004 году, более 30% опрошенных молодых людей желают выехать из района. Основными причинами отъезда молодежи из района являются желание жить в большом городе (34,7%); необходимость получения высшего образования осознают (18,6%); отсутствие перспективы жизни в поселке называют (17,4%); поиск престижной работы (15,6%); суровые климатические условия (12,6%); отсутствие работы (10,8%); отсутствие жилья (10,2%); желание заработать (9,6%). В связи с тем, что сельской молодежи принадлежит особая роль в успешной реализации национальных проектов по развитию агропромышленного комплекса, необходимо создать действенную систему государственной поддержки по всем направлениям их жизнедеятельности.

Вызывает обеспокоенность и ситуация по несовершеннолетним и молодежи, которые состоят на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел и совершили правонарушения (преступления). За период с 2003 года по 2005 год отмечается динамика роста лиц несовершеннолетнего возраста, совершивших правонарушения на 28%, преступлений - на 74,2%. На 31,2% увеличилось количество молодых людей до 30 лет, совершивших преступления.

Ряд особенностей молодежи как социальной группы определяет специфику ее положения на рынке труда. В 2005 году органами службы занятости населения автономного округа признано безработными 9 130 человек в возрасте 16 - 29 лет (в 2004 году - 8 740 человек); трудоустроено из этого количества лишь 3 566 человек (39%).

Основное противоречие, характерное для современного молодежного рынка труда, - увеличивающийся разрыв между трудовыми притязаниями молодых и возможностями их удовлетворения. Поскольку молодежь не имеет практического опыта трудовой деятельности (либо он недостаточный), ее высокие требования к оплате труда делают проблематичным поиск подходящей работы. Вместе с тем доля молодых людей, открывающих собственное дело, занимающихся предпринимательской деятельностью, не превышает 2 - 3% от общей численности молодежи.

Неоднозначной выглядит и структура индивидуального поведения молодежи автономного округа в свободное время. Наиболее популярные способы времяпрепровождения молодежи: слушание музыки - 83%, "тусовки" с друзьями - 63%, просмотр телевизора - 60%, гуляние по улицам - 55%. Наименее популярными способами проведения досуга являются походы на дискотеки, чтение, посещение кинотеатров, выставок, общение с родственниками. Никогда не занимается туризмом и не отправляется в загородные поездки 51% молодежи (сведения даны на основе результатов социсследования "Ценностные ориентации молодежи на образ жизни, социальные установки к здоровью, браку и семье", проведенного департаментом по труду и социальной защите населения автономного округа в 2004 - 2005 годах).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»