ЗАКОН
ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
от 03 ноября 2006 года N 65-ЗАО
Об окружной целевой программе "Развитие института мировых судей в Ямало-Ненецком автономном округе на 2007 2009 годы"
Принят Государственной Думой
Ямало-Ненецкого автономного округа
18 октября 2006 г.
Документ утратил силу:
-законом автономного округа от 30.05.2009 N 22-ЗАО
Документ с изменениями внесенными:
-законом автономного округа от 03.03.2008 г. N 4-ЗАО
-законом автономного округа от 02.12.2008 г. N 108-ЗАО
Утвердить окружную целевую программу "Развитие института мировых судей в Ямало-Ненецком автономном округе на 2007 - 2009 годы".
Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2007 года.
Губернатор Ямало-Ненецкого
автономного округа Ю.В.Неёлов
03 ноября 2006 г. N 65-ЗАО
ОКРУЖНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Развитие института мировых судей в Ямало-Ненецком автономном округе на 2007 - 2009 годы"
Наименование | Окружная целевая программа "Развитие института мировых судей в Ямало-Ненецком автономном округе на 2007 - 2009 годы" (далее - Программа) |
Основание для разработки | Федеральный закон от 17 декабря 1998 года N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации" , Федеральный закон от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" , Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 ноября 1999 года N 37-ЗАО "О мировых судьях в Ямало-Ненецком автономном округе" , постановление администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 24 января 2006 года N 1-А "О порядке разработки, утверждения и реализации окружных целевых программ" , распоряжение администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 21 марта 2006 года N 105-РА "О разработке окружной целевой программы "Развитие института мировых судей в Ямало-Ненецком автономном округе на 2007 - 2009 годы" |
Государственный заказчик | Департамент по обеспечению деятельности мировых судей Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - автономный округ) (с изм. c:\content\ngr\RU89DMJ200800064.doc ) |
Ответственные за выполнение мероприятий Программы | Департамент по обеспечению деятельности мировых судей автономного округа; |
Основные разработчики Программы | Департамент по обеспечению деятельности мировых судей автономного округа (с изм. c:\content\ngr\RU89DMJ200800064.doc ) |
Основная цель Программы | Организация системы мер, направленных на развитие и укрепление материально-технической базы судебных участков автономного округа, создание условий для осуществления мировыми судьями независимой и эффективной деятельности по обеспечению защиты прав и свобод граждан и организаций |
Основные задачи Программы | совершенствование системы материально-технического обеспечения деятельности мировых судей; |
Сроки и этапы реализации Программы | Сроки реализации Программы: 2007 - 2009 годы |
Основные целевые индикаторы Программы | количество дел, поступивших на рассмотрение в мировые суды и оконченных производством; |
Перечень основных | В рамках Программы предполагается реализовать следующие мероприятия: |
Объемы и источники финансирования Программы | Объем ассигнований для финансирования Программы составляет 97437 тыс. рублей, в том числе по этапам: |
Ожидаемые конечные | 1. Уровень оснащенности судебных участков мировых судей в результате реализации мероприятий, направленных на развитие материально-технической базы судебных участков, будет приближен к нормам, предусмотренным постановлением администрации автономного округа от 10 марта 2006 года N 98-А "Об утверждении типовых норм помещений судебного участка мирового судьи автономного округа и типовых норм материально-технического обеспечения судебного участка мирового судьи Ямало-Ненецкого автономного округа". (с изм. c:\content\ngr\RU89DMJ200800064.doc ) |
Система | Контроль за исполнением Программы осуществляется вице-губернатором автономного округа |
Введение института мировых судей в судебную систему Российской Федерации - это один из важнейших шагов в ходе осуществления судебной реформы. Институт мировых судей призван выполнять стоящие перед ним задачи приближения суда к населению и обеспечения доступа граждан к правосудию, создания предпосылок упрощения гражданского и уголовного судопроизводства и его дальнейшей демократизации.
В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 1999 года N 218-ФЗ "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации" в автономном округе учреждено 27 должностей мировых судей. (в ред. от 03.03.2008 г. N 4-ЗАО)
Законами автономного округа от 30 ноября 1999 года N 37-ЗАО "О мировых судьях в Ямало-Ненецком автономном округе", от 13 июля 2000 года N 24-ЗАО "О создании должностей мировых судей и судебных участков в Ямало-Ненецком автономном округе" и от 4 мая 2007 года N 53-ЗАО "О внесении изменений в статьи 1 и 2 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа "О создании должностей мировых судей и судебных участков в Ямало-Ненецком автономном округе" в автономном округе введен институт мировых судей и создано 27 судебных участков. (в ред. от 03.03.2008 г. N 4-ЗАО)
Первые мировые судьи автономного округа были назначены в сентябре 2000 года. За пять лет своей деятельности институт мировых судей подтвердил право на существование огромным количеством рассмотренных дел, реально приблизив правосудие к населению. За период с 2001 года по 2005 год мировыми судьями автономного округа рассмотрено 158801 уголовное, гражданское и административное дело.
N п\п | Наименование | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 |
1 | Уголовные дела | 2137 | 2227 | 2340 | 2290 | 2837 |
2 | Гражданские дела | 10939 | 12537 | 13636 | 17618 | 23221 |
3 | Административные дела | 146 | 6614 | 16446 | 19882 | 25931 |
ИТОГО: | 13222 | 21378 | 32422 | 39790 | 51989 |
Количество рассматриваемых мировыми судьями дел всех категорий неуклонно растет год от года. Начиная с 2001 года, нагрузка в рассмотрении дел у мировых судей автономного округа увеличилась в несколько раз, что говорит о росте доверия граждан к мировой юстиции и о необходимости дальнейшего развития института мировых судей автономного округа.
Материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
С первых дней формирования института мировых судей на территории автономного округа со стороны органов исполнительной власти вопросам организации их деятельности уделялось пристальное внимание, что позволило мировой юстиции автономного округа достаточно быстро и успешно пройти этап становления.
В соответствии с постановлением губернатора автономного округа от 4 июля 2005 года N 275 "О структуре исполнительных органов государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа" и постановлением администрации автономного округа от 23 апреля 2007 года N 210-А "Об утверждении положения, структуры и штатной численности департамента по обеспечению деятельности мировых судей Ямало-Ненецкого автономного округа" в структуре органов исполнительной власти автономного округа образован департамент по обеспечению деятельности мировых судей автономного округа, в функции которого входит организационно-правовое, материально-техническое, кадровое, финансовое обеспечение деятельности мировых судей автономного округа, формирование структуры, штатного расписания и осуществление содержания аппаратов мировых судей автономного округа. (в ред. от 03.03.2008 г. N 4-ЗАО)
Анализ финансирования расходов на содержание аппаратов мировых судей автономного округа за ряд последних лет позволяет сделать вывод о явно недостаточном объеме финансовых средств, выделяемых окружным бюджетом на организацию деятельности мировых судей.
Необходимо заметить, что, в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 1998 года N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации", мировые судьи входят в единую судебную систему Российской Федерации и на них распространяется действие Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года N 3132-I "О статусе судей в Российской Федерации". Однако существующий уровень материально-технической базы мировых судей значительно уступает уровню материально-технического обеспечения федеральных судей и не соответствует возросшим требованиям к функционированию судебной системы.
Наиболее остро стоит проблема размещения судебных участков. Состояние занимаемых ими помещений настолько неудовлетворительно, что компрометирует систему правосудия. Практически все помещения, в которых расположены судебные участки, не соответствуют требованиям по организации и проведению судебного процесса либо по причине недостаточности площадей, либо по причине их неудовлетворительного состояния. Мировые судьи, как правило, располагаются в зданиях районных (городских) судов, приспособленных помещениях совместно с другими организациями, в жилых домах, двум судебным участкам помещения предоставлены на правах аренды. Размещение судебных участков в помещениях, не находящихся в государственной собственности, приводит к несоблюдению принципа независимости судебной власти. Многие судебные участки расположены в ветхих, аварийно-опасных строениях, совершенно неприспособленных для отправления правосудия, в которых отсутствует самое необходимое - пожарная и охранная сигнализация, помещения для архивов. Имеющиеся помещения не представляется возможным оснастить современным оборудованием, мебелью и оргтехникой, информационными системами.
Такое положение дел ведет к массовому нарушению принципа гласности судебного разбирательства, поскольку из-за отсутствия необходимой площади процессы из открытых фактически превращаются в закрытые, а доступ к ним вынужденно ограничивается, не позволяет использовать современные схемы ведения делопроизводства и информационные технологии, что вызывает медлительность в осуществлении судопроизводства и влечет за собой нарушение сроков рассмотрения дел.
Все это делает невозможным своевременное восстановление нарушенных прав граждан и их законных интересов, подрывает их веру в правосудие, порождает нежелание граждан обращаться в суд, тем самым сужается поле правовой защищенности личности. А ведь именно мировые суды призваны удовлетворять потребности граждан, общества и государства в законном, справедливом и быстром разрешении споров, возникающих в процессе реализации прав и обязанностей субъектов правоотношений. Однако указанная задача реализуется не в полной мере, что отрицательно сказывается на обеспечении правового порядка в регионе и оказывает негативное влияние на развитие экономики автономного округа.
Существующая в настоящее время система финансирования организации деятельности мировых судей в автономном округе по остаточному принципу неэффективна, предусмотренные в смете доходов и расходов департамента по обеспечению деятельности мировых судей автономного округа ассигнования предназначены для покрытия текущих расходов на содержание аппаратов мировых судей. А без комплексного решения проблем организационного, материально-технического обеспечения деятельности мировых судей, обеспечения безопасности мировых судей и судебных участков невозможно достичь качественных сдвигов в осуществлении ими правосудия. (в ред. от 03.03.2008 г. N 4-ЗАО)
Это обуславливает необходимость серьезной государственной поддержки и применения программно-целевого подхода.
Целесообразность принятия Программы, направленной на решение проблем мировой юстиции, состоит в том, что она позволит обратить особое внимание органов исполнительной и законодательной власти автономного округа на возникающий кризис в обеспечении деятельности мировых судей, а также привлечь дополнительные ресурсы для реализации мероприятий, направленных на укрепление материально-технической базы мировых судебных участков.
Реализация мероприятий окружной целевой программы "Развитие института мировых судей в Ямало-Ненецком автономном округе на 2007 - 2009 годы" позволит повысить авторитет и независимость мировых судей, обеспечить развитие и укрепление судебной системы автономного округа как самостоятельной ветви государственной власти, возрастет эффективность деятельности мировых судей по обеспечению защиты прав и свобод граждан, закрепленных Конституцией Российской Федерации.
В настоящее время решению вопросов развития судебной системы Российской Федерации уделяется большое внимание. На протяжении ряда лет успешно реализуется федеральная целевая программа "Развитие судебной системы Российской Федерации на 2002 - 2006 годы", направленная на развитие и укрепление судебной власти как самостоятельной ветви государственной власти Российской Федерации. В Тюменской области проблемы организации деятельности мировых судей решаются в рамках областной целевой программы "Основные направления обеспечения деятельности мировых судей Тюменской области на 2006 - 2008 годы". Аналогичные программы приняты в ряде субъектов Российской Федерации.
Учитывая то, что в настоящее время наиболее острой проблемой, стоящей перед мировой юстицией в автономном округе, является критическое состояние материально-технической базы, основной целью Программы предполагается определить организацию системы мер, направленных на развитие и укрепление материально-технической базы судебных участков автономного округа, создание условий для осуществления мировыми судьями независимой и эффективной деятельности по обеспечению защиты прав и свобод граждан и организаций.
Основными задачами, которые предполагается решить в рамках данной Программы, являются:
1. Совершенствование системы материально-технического обеспечения деятельности мировых судей.
2. Совершенствование системы обеспечения безопасности мировых судей.
3. Создание эффективной системы информационного обеспечения мировых судей и работников их аппаратов.
Реализацию программных мероприятий предполагается осуществить в три этапа - с 2007 по 2009 годы. Решение проблем, отраженных в Программе, невозможно осуществить в пределах одного финансового года, поскольку Программой предусматривается проведение мероприятий по строительству зданий и помещений для судебных участков, их материально-техническому и информационному оснащению. В связи с этим Программа рассчитана на трехлетний период.
Система показателей и индикаторов, позволяющая оценить эффективность реализации Программы, увязанная с решаемыми тактическими задачами, приведена в таблице:
(в ред. от 02.12.2008 N 108-ЗАО)
"Цель | Показатели | Единицы измерения | 2005 | 2007 | 2008 | 2009 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Организация системы мер, направленных на развитие и укрепление | Количество дел, поступивших на рассмотрение в мировые суды | Дел | 52249 | 63558 | 69558 | 75239 |
Окончено производством дел | В % к поступив-шим | 97 | 100,3 | 101,9 | 102 | |
Доля | В % к око нченным производ-ством делам | 1 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | |
Доля уголовных, гражданских дел и дел об административных | В % к оконченным производ-ством делам | 5,3 | 6,5 | 6 | 5,5 | |
Задачи | Показатели | |||||
Совершенствование системы материально- технического обеспечения деятельности | Обеспеченность судебных участков служебной площадью с учетом арендуемых помещений (всех видов собственности) | % от норматива | 23,5 | 32,9 | 52,9 | 76,9 |
Обеспеченность автотранспортом судебных участков | Количество судебных участков | 0 | 14 | 30 | 30 | |
Оснащенность зданий и помещений судебных участков мебелью и оргтехникой | % от норматива | 0 | 5 | 66,7 | 80 | |
Создание эффективной | Оснащенность информационно- справочными программами судебных участков | Количество судебных участков | 0 | 27 | 30 | 30 |
Оснащенность локально- вычислительной сетью и телефонной сетью судебных участков | Количество судебных участков | 0 | 10 | 18 | 30 | |
Совершенствование системы безопасности мировых судей и охраны служебных помещений | Оснащенность охранной сигнализацией помещений судебных участков с установкой кнопок тревожной сигнализации с выводом на пульт централизованной охраны | Количество судебных участков | 0 | 15 | 15 | 23 |
Оснащенность пожарной сигнализацией помещений мировых судей | Количество судебных участков | 0 | 15 | 15 | 23 | |
Наличие систем видеонаблюдения в помещениях мировых судей | Количество судебных участков | 0 | 8 | 8 | 13"; |