Актуальность проведения реформ системы управления региональными финансами в Астраханской области вызвана необходимостью формирования долгосрочных конкурентных преимуществ области, что будет способствовать росту социальных показателей уровня и качества жизни населения области, повышению доверия населения к органам государственной власти, создаст дополнительные предпосылки развития экономики.
Первичным ограничением экономического роста является не дефицит финансовых ресурсов, а недостаточные качественные характеристики самой системы управления. В первую очередь - это качественные характеристики человеческого и социального капитала, являющиеся важнейшими составляющими системы управления Астраханской области. Человеческий и социальный капитал характеризуется качественными и количественными показателями способности трудоспособного населения, проживающего на территории области, к созданию добавленной стоимости и показателями их социальной обеспеченности для реализации потенциала создания добавленной стоимости.
Актуальность реформирования управления финансово-бюджетным комплексом определяется также ежегодным ростом бюджетных обязательств Астраханской области, связанным с устойчивым ростом зарплат в бюджетном секторе, наращиванием финансирования социальной сферы и субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг.
В настоящее время бюджетный механизм имеет следующие проблемы:
- схема бюджетного управления воспроизводит ежегодные затраты, калькулируемые "снизу", от бюджетополучателей, и не обеспечивает возможности управлять достижением результатов;
- ограничение доходной части областного бюджета приводит к невозможности удовлетворения в бюджетных средствах в полном объеме всех получателей бюджетных средств;
- традиция "управления затратами, а не результатами" ведет к росту расходов областного бюджета, пропорциональному росту доходов, так как не позволяет сформировать достаточный объем Бюджета развития для концентрации ресурсов на приоритетных направлениях. Технологии работы с областным бюджетом, ориентированные на создание Бюджета развития (БОР, результативное управление), не находят пока широкого применения в схемах управления, что становится особенно опасным в условиях роста бюджетных обязательств в социальном секторе;
- многократно растет количество муниципальных образований, имеющих значительные различия в социально-экономическом развитии, налоговом потенциале и бюджетной обеспеченности, с которыми областной бюджет должен выстраивать межбюджетные отношения;
- недостаточна квалификация специалистов финансово-экономических органов - участников бюджетного процесса;
- низок уровень программно-технического оснащения участников бюджетного процесса.
Решение данных проблем усложняет необходимость одновременного проведения реформ по переходу на казначейское исполнение областного и местных бюджетов и изменение системы бюджетного учета.
Переход на казначейское исполнение бюджета обусловлен требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации, устанавливающего с 1 января 2006 года казначейскую систему исполнения бюджетов всех уровней, а также постановлением Губернатора Астраханской области от 30.08.2002 N 432а "О концепции перехода на казначейскую систему исполнения областного бюджета".
Переход на новые межбюджетные отношения обусловлен требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации и Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Изменение системы бюджетного учета и отчетности обусловлено введением Министерством финансов Российской Федерации Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21.01.2005 N 5н, и Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 10.02.2006 N 25н.
Внедрение принципов и процедур управления по результатам в органах исполнительной власти Российской Федерации лежит в основе проводимого в настоящее время реформирования системы государственного управления.
Направление "Управление по результатам" занимает первое место в системе мероприятий, изложенной в Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 годах (Концепция одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.10.2005 N 1789-р). Система управления по результатам внедряется для реализации на практике принципа: государственный аппарат должен достигать общественно значимых целей. В отличие от традиционных систем управления по нормативам в системе, ориентированной на результат, оценка общественно значимых результатов административных решений и действий активно используется в процессе принятия решений. Требуется пересмотр принципов бюджетного управления с учетом административной реформы, с одной стороны, и задачами стратегического развития области, с другой. Задачами такой реформы являются внедрение методики бюджетирования, ориентированного на результат, создание системы стимулов эффективной реализации административной и бюджетной реформ.
Исходя из анализа сложившейся ситуации решение обозначенных проблем возможно путем создания эффективной системы координации мероприятий правового, организационного, технического, технологического характера, направленной на реформирование региональных финансов.