ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

от 18 сентября 2006 года N 540-ЗС


Об обращениях граждан

(с изменениями на 25 апреля 2024 года)

(в ред. Областных законов Ростовской области от 15.03.2007 N 656-ЗС, от 20.09.2010 N 478-ЗС, от 22.11.2010 N 512-ЗС, от 14.09.2011 N 686-ЗС, от 30.07.2013 N 1163-ЗС, от 02.03.2015 N 332-ЗС, от 28.02.2018 N 1343-ЗС, от 06.05.2019 N 149-ЗС, от 27.04.2023 N 873-ЗС, от 07.11.2023 N 19-ЗС, от 25.04.2024 N 128-ЗС)




Принят
Законодательным Собранием
8 сентября 2006 года




Статья 1. Предмет регулирования и сфера применения настоящего Областного закона


(в ред. Областного закона от 15.03.2007 N 656-ЗС)


1. Настоящий Областной закон в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" устанавливает положения, направленные на защиту права граждан Российской Федерации (далее - граждане) на обращение.


2. Действие настоящего Областного закона распространяется на все виды обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, полученных государственными органами Ростовской области, органами местного самоуправления, осуществляющими публично значимые функции государственными учреждениями Ростовской области, муниципальными учреждениями, иными организациями (далее также - органы) и их должностными лицами на личном приеме, по почте, телефаксу, телеграфу, информационным системам общего пользования, за исключением обращений, для которых федеральным конституционным законом или федеральным законом установлен иной порядок рассмотрения.


(часть 2 в ред. Областного закона Ростовской области от 30.07.2013 N 1163-ЗС)


3. Утратила силу. - Областной закон Ростовской области от 30.07.2013 N 1163-ЗС.



Статья 2. Основные термины


Для целей настоящего Областного закона используются следующие основные термины:


1) обращение гражданина (далее - обращение) - направленные в орган или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа, в том числе с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - Единый портал), предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в орган;


(в ред. Областных законов Ростовской области от 22.11.2010 N 512-ЗС, от 07.11.2023 N 19-ЗС)


2) предложение - рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности органов, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;


3) заявление - просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе органов и должностных лиц либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;


4) жалоба - просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц;


5) должностное лицо - лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах Ростовской области, органах местного самоуправления, осуществляющих публично значимые функции государственных учреждениях Ростовской области, муниципальных учреждениях, иных организациях.


(п. 5 в ред. Областного закона Ростовской области от 30.07.2013 N 1163-ЗС)



Статья 3. Право граждан на обращение


1. Граждане имеют право обращаться лично или через своего представителя, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы и должностным лицам.


2. Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно. Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц.


3. Рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно.


4. Органы и должностные лица обеспечивают организацию информирования граждан о порядке реализации их права на обращение.



Статья 4. Права гражданина при рассмотрении обращения


1. При рассмотрении обращения органом или должностным лицом гражданин имеет право лично или через своего представителя:


1) запрашивать информацию о дате и номере регистрации обращения;


2) представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме;


(в ред. Областного закона от 22.11.2010 N 512-ЗС)


3) знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;


4) получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 10 настоящего Областного закона, а в случае, предусмотренном частью 6.1 статьи 10 настоящего Областного закона, на основании обращения с просьбой о его предоставлении, уведомление о переадресации письменного обращения в орган или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;


(в ред. Областного закона Ростовской области от 28.02.2018 N 1343-ЗС)


5) обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;


6) обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения;


7) осуществлять иные права в соответствии с федеральным и областным законодательством.


2. Лицо, решение или действие (бездействие) которого обжалуется, пользуется правами, указанными в пунктах 2 и 3 части 1 настоящей статьи.



Статья 5. Гарантии безопасности гражданина в связи с его обращением


1. Запрещается преследование гражданина в связи с его обращением в орган или к должностному лицу с критикой деятельности указанных органа или должностного лица либо в целях восстановления или защиты своих прав, свобод и законных интересов либо прав, свобод и законных интересов других лиц.


2. При рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия. Не является разглашением сведений, содержащихся в обращении, направление письменного обращения в орган или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.



Статья 6. Требования к письменному обращению


1. Гражданин в своем обращении в письменной форме в обязательном порядке указывает либо наименование органа, в который направляется обращение в письменной форме, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.


(часть 1 в ред. Областного закона Ростовской области от 07.11.2023 N 19-ЗС)


2. В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к обращению в письменной форме документы и материалы либо их копии.


(в ред. Областного закона Ростовской области от 07.11.2023 N 19-ЗС)


3. Обращение, поступившее в орган или должностному лицу в форме электронного документа, подлежит рассмотрению в порядке, установленном Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и настоящим Областным законом. В обращении, составленном в форме электронного документа, гражданин в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), а также указывает адрес электронной почты либо использует адрес (уникальный идентификатор) личного кабинета на Едином портале, по которым должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения. Гражданин вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме.


(часть 3 введена Областным законом от 22.11.2010 N 512-ЗС; в ред. Областного закона Ростовской области от 07.11.2023 N 19-ЗС)



Статья 7. Направление и регистрация письменного обращения


1. Гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот орган или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.


2. Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в орган или должностному лицу.


3. Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных органа или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 5 статьи 10 настоящего Областного закона.


3.1. Письменное обращение, содержащее информацию о фактах возможных нарушений законодательства Российской Федерации в сфере миграции, направляется в течение пяти дней со дня регистрации в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и Губернатору Ростовской области с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации его обращения, за исключением случая, указанного в части 5 статьи 10 настоящего Областного закона.


(часть 3.1 введена Областным законом Ростовской области от 02.03.2015 N 332-ЗС; в ред. Областного закона Ростовской области от 06.05.2019 N 149-ЗС)


4. В случае если решение поставленных в письменном обращении вопросов относится к компетенции нескольких органов или должностных лиц, копии обращения в течение семи дней со дня регистрации направляются в соответствующие органы или соответствующим должностным лицам.


5. Орган или должностное лицо при направлении письменного обращения на рассмотрение в другой орган или иному должностному лицу могут в случае необходимости запрашивать в указанном органе или у должностного лица документы и материалы о результатах рассмотрения письменного обращения.


6. Запрещается направлять жалобу на рассмотрение в орган или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется.


7. В случае если в соответствии с запретом, предусмотренным частью 6 настоящей статьи, невозможно направление жалобы на рассмотрение в орган или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, жалоба возвращается гражданину с разъяснением его права обжаловать соответствующие решение или действие (бездействие) в установленном порядке в суд.



Статья 8. Обязательность принятия обращения к рассмотрению


1. Обращение, поступившее в орган или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»