Действующий

О МЕРОПРИЯТИЯХ ПО ПРОВЕДЕНИЮ АДМИНИСТРАТИВНОЙ РЕФОРМЫ НА ТЕРРИТОРИИ ОБЛАСТИ

Утверждена
постановлением
Администрации области
от 07.07.2006 N 320

ОБЛАСТНАЯ ПРОГРАММА "ПРОВЕДЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОЙ РЕФОРМЫ В НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ В 2006 - 2008 ГОДАХ"


1. Введение

Настоящая Программа разработана в соответствии с Концепцией административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2008 годах (далее - Концепция) и планом мероприятий по проведению административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2008 годах, одобренными Распоряжением Правительства РФ от 25 октября 2005 года N 1789-р.

Концепцией определены цели административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2008 годах:

повышение качества и доступности государственных услуг;

ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования;

повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти.

Концепция закрепляет задачи административной реформы в области, в число стандартов государственных услуг которых, в частности, входят внедрение в органах исполнительной власти принципов и процедур управления по результатам, разработка и внедрение административных регламентов, оптимизация функционирования органов исполнительной власти и введение механизмов противодействия коррупции, повышение прозрачности деятельности органов исполнительной власти области и эффективности их взаимодействия с гражданским обществом, модернизация системы информационного обеспечения органов исполнительной власти области. Определено, что основные мероприятия административной реформы в области должны быть реализованы в 2006 - 2008 годах.

Реформирование системы государственного управления в России является одним из важнейших условий ускорения социально-экономического развития страны. Приоритетные направления административной реформы федеральных органов государственной власти определены Указом Президента Российской Федерации от 23.07.2003 N 824 "О мерах по проведению административной реформы в 2003 - 2004 годах". Деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации определяется требованиями законодательства и формируется на единых с федеральными органами власти принципах и подходах.

Этот фактор определяет наличие проблем общих как для государственных органов Российской Федерации, так и для субъектов Российской Федерации. Поэтому оптимизация выполняемых органами государственной власти функций, в том числе исключение избыточных и дублирующих, а также введение недостающих функций, разграничение полномочий, оценка эффективности деятельности органов исполнительной власти области, органов местного самоуправления и учреждений, определение нормативов их финансирования, информационная открытость органов исполнительной власти области, регламентация деятельности органов исполнительной власти области и установление стандартов государственных услуг населению и другие направления реформирования системы управления являются актуальными для государственных органов субъекта Российской Федерации. Поскольку все направления реализации административной реформы в области являются актуальными, считаем необходимым проведение административной реформы в области в соответствии с Концепцией административной реформы и планом мероприятий по проведению административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2008 годах, утвержденными Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 года N 1789-р (далее - Концепция). В связи с этим административная реформа в области базируется на принципах системности и комплексности, организации работ по всем направлениям, определенным Концепцией.

Приоритетами в области реформирования государственного управления являются:

регламентация закрепленных за органами исполнительной власти области функций, стандартизация предоставляемых физическим и юридическим лицам государственных услуг;

внедрение методов и процедур управления, ориентированного на результат, и проектного управления в органах исполнительной власти области, подведомственных организациях;

оптимизация функций органов исполнительной власти области и противодействие коррупции;

повышение эффективности взаимодействия органов исполнительной власти области и общества;

модернизация системы информационного обеспечения органов исполнительной власти области.

Выбор указанных приоритетов реформирования государственного управления области обусловлен ключевыми направлениями реализации административной реформы в области, определенными Концепцией, а также результатами анализа основных проблем, связанных с недостаточной эффективностью государственного управления области.

Снижение эффективности проистекает из наличия избыточных функций государственного регулирования органов исполнительной власти области, дублирования отдельных функций и полномочий, недостаточной оптимальности исполнения отдельных процедур и процессов реализации функций государственного регулирования. Эти проблемы являются препятствием повышению качества государственного регулирования, создают определенные административные, экономические и организационные барьеры для развития предпринимательства. Качество административно-управленческих процессов в органах исполнительной власти области может быть существенно улучшено путем их модернизации, опирающейся на разработку и внедрение административных регламентов, а также с учетом возможностей использования информационно-коммуникационных технологий.

Повышению качества реализации возложенных на органы исполнительной власти области функций и полномочий препятствует отсутствие организованного на постоянной основе мониторинга и контроля за их реализацией. В настоящее время отсутствуют показатели результативности деятельности органов исполнительной власти области по ряду ключевых направлений, недостаточно проработаны методические основы внедрения управления по результатам, поэтому не созданы система сбора и обработки информации, необходимая для формирования достаточного набора целевых значений показателей результативности, и система мониторинга их достижения. У большинства государственных гражданских служащих области не сформированы необходимые знания и навыки вышеназванной работы, а система повышения квалификации не обеспечивает требуемого уровня профессиональной подготовки.

Определенные проблемы существуют и в сфере взаимодействия органов исполнительной власти области с обществом. Недостаточная информационная открытость органов исполнительной власти области, а также проблемы организации обратной связи с гражданами и организациями ведут к существенному снижению качества государственного регулирования, препятствуя реализации конституционного права граждан на получение информации.

С учетом изложенных недостатков существующей системы с целью повышения эффективности деятельности органов исполнительной власти области необходима реализация мероприятий административной реформы по следующим приоритетным направлениям.

Органами исполнительной власти области проведена определенная работа по оптимизации своей деятельности. С 1995 года ведется мониторинг структуры органов исполнительной власти области, исполняемых ими полномочий и функций. Разработаны принципиальные подходы по решению вопроса образования органов исполнительной власти области и введения дополнительных штатных единиц, необходимых для исполнения дополнительных функций и полномочий.

Должностное лицо, являющееся инициатором структурно-штатных изменений, представляет обоснование вышеназванных изменений, составными разделами которого являются нормативное правовое обоснование необходимости этих изменений и обоснование штатной численности и предполагаемой рабочей нагрузки. Комитет государственной гражданской службы Новгородской области проводит анализ на предмет дублирования и пересечения исполняемых функций и проводит структурно-штатную инспекцию, в процессе которых проверяет обоснованность представленных расчетов штатной численности, по итогам инспекции представляется заключение. Анализ роста штатной численности органов исполнительной власти области показал, что основным фактором увеличения числа государственных служащих является дополнительная передача полномочий с федерального на областной уровень. В случае реализации этого механизма не вводятся дублирующие и не имеющие правового обоснования функции, а также минимизируется количество государственных служащих области. При проведении мероприятий по реформе местного самоуправления этот механизм использовался для определения полномочий, функций и штатной численности органов местного самоуправления области.

Новгородская область является участником многих международных пилотных проектов по реформе систем государственного и муниципального управления.

В частности, с 1998 по 2006 годы была успешно реализована программа "Развитие демократии и местного самоуправления Новгородской области". В 1999 - 2002 годах в Новгородской области реализован проект ТАСИС "Региональное экономическое развитие и антикризисные стратегии".

С 2003 года область является участником Программы сотрудничества Совета Европы и Европейской комиссии для Российской Федерации, разработчиком методических рекомендаций для преподавателей по специальности "региональные, муниципальные финансы". Программа призвана создать учебный курс по переподготовке финансистов бюджетной сферы Российской Федерации в контексте реформ местного самоуправления, бюджетного процесса, законодательства и процедур в земельно-имущественных отношениях.

С 2005 года Новгородская область участвует в российско-канадской программе "Содействие реформированию государственного управления в Российской Федерации", в компоненте программы "Оценка эффективности федеральных и региональных целевых программ". Создаются методика и технология реализации областной модели оценки эффективности действующих проектов.

В контексте реформы бюджетного процесса результаты этой Программы являются важным элементом повышения эффективности управления.