АДМИНИСТРАЦИЯ НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 07 июля 2006 года N 320
О МЕРОПРИЯТИЯХ ПО ПРОВЕДЕНИЮ АДМИНИСТРАТИВНОЙ РЕФОРМЫ НА ТЕРРИТОРИИ ОБЛАСТИ
{Изменения:
постановление Администрации Новгородской области от 28 сентября 2006 года N 428; НГР:ru53000200600389
постановление Администрации Новгородской области от 17 августа 2007 года N 221; НГР:ru53000200700302
постановление Администрации Новгородской области от 07 декабря 2007 года N 288; НГР:ru53000200700418
постановление Администрации Новгородской области от 01 февраля 2008 года N 32; НГР:ru53000200800031
постановление Администрации Новгородской области от 24 апреля 2008 года N 153; НГР:ru53000200800156
постановление Администрации Новгородской области от 08 мая 2008 года N 161; НГР:ru53000200800184
постановление Администрации Новгородской области от 25 сентября 2008 года N 329; НГР:ru53000200800428
постановление Администрации Новгородской области от 14 ноября 2008 года N 409; НГР:ru53000200800484
постановление Администрации Новгородской области от 26 декабря 2008 года N 483; НГР:ru53000200800583}
В целях реализации Распоряжения Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 года N 1789-р, одобрившего Концепцию административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 годах и план мероприятий по проведению административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 годах,
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Утвердить прилагаемые:
1.1. Областную программу "Проведение административной реформы в Новгородской области в 2006 - 2008 годах";
1.2. План мероприятий по проведению административной реформы в Новгородской области в 2006 - 2008 годах;
{Пункт 1.3 утратил силу: постановление Администрации Новгородской области от 26 декабря 2008 года N 483; НГР:ru53000200800583}
2. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя Главы администрации области Бегишева А.Ю.
{В ред. постановления Администрации Новгородской области от 08 мая 2008 года N 161; НГР:ru53000200800184}
3. Опубликовать постановление в газете "Новгородские ведомости".
Губернатор области М.М.Прусак
ОБЛАСТНАЯ ПРОГРАММА "ПРОВЕДЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОЙ РЕФОРМЫ В НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ В 2006 - 2008 ГОДАХ"
1. Введение
Настоящая Программа разработана в соответствии с Концепцией административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2008 годах (далее - Концепция) и планом мероприятий по проведению административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2008 годах, одобренными Распоряжением Правительства РФ от 25 октября 2005 года N 1789-р.
Концепцией определены цели административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2008 годах:
повышение качества и доступности государственных услуг;
ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования;
повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти.
Концепция закрепляет задачи административной реформы в области, в число стандартов государственных услуг которых, в частности, входят внедрение в органах исполнительной власти принципов и процедур управления по результатам, разработка и внедрение административных регламентов, оптимизация функционирования органов исполнительной власти и введение механизмов противодействия коррупции, повышение прозрачности деятельности органов исполнительной власти области и эффективности их взаимодействия с гражданским обществом, модернизация системы информационного обеспечения органов исполнительной власти области. Определено, что основные мероприятия административной реформы в области должны быть реализованы в 2006 - 2008 годах.
Реформирование системы государственного управления в России является одним из важнейших условий ускорения социально-экономического развития страны. Приоритетные направления административной реформы федеральных органов государственной власти определены Указом Президента Российской Федерации от 23.07.2003 N 824 "О мерах по проведению административной реформы в 2003 - 2004 годах". Деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации определяется требованиями законодательства и формируется на единых с федеральными органами власти принципах и подходах.
Этот фактор определяет наличие проблем общих как для государственных органов Российской Федерации, так и для субъектов Российской Федерации. Поэтому оптимизация выполняемых органами государственной власти функций, в том числе исключение избыточных и дублирующих, а также введение недостающих функций, разграничение полномочий, оценка эффективности деятельности органов исполнительной власти области, органов местного самоуправления и учреждений, определение нормативов их финансирования, информационная открытость органов исполнительной власти области, регламентация деятельности органов исполнительной власти области и установление стандартов государственных услуг населению и другие направления реформирования системы управления являются актуальными для государственных органов субъекта Российской Федерации. Поскольку все направления реализации административной реформы в области являются актуальными, считаем необходимым проведение административной реформы в области в соответствии с Концепцией административной реформы и планом мероприятий по проведению административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2008 годах, утвержденными Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 года N 1789-р (далее - Концепция). В связи с этим административная реформа в области базируется на принципах системности и комплексности, организации работ по всем направлениям, определенным Концепцией.
Приоритетами в области реформирования государственного управления являются:
регламентация закрепленных за органами исполнительной власти области функций, стандартизация предоставляемых физическим и юридическим лицам государственных услуг;
внедрение методов и процедур управления, ориентированного на результат, и проектного управления в органах исполнительной власти области, подведомственных организациях;
оптимизация функций органов исполнительной власти области и противодействие коррупции;
повышение эффективности взаимодействия органов исполнительной власти области и общества;
модернизация системы информационного обеспечения органов исполнительной власти области.
Выбор указанных приоритетов реформирования государственного управления области обусловлен ключевыми направлениями реализации административной реформы в области, определенными Концепцией, а также результатами анализа основных проблем, связанных с недостаточной эффективностью государственного управления области.
Снижение эффективности проистекает из наличия избыточных функций государственного регулирования органов исполнительной власти области, дублирования отдельных функций и полномочий, недостаточной оптимальности исполнения отдельных процедур и процессов реализации функций государственного регулирования. Эти проблемы являются препятствием повышению качества государственного регулирования, создают определенные административные, экономические и организационные барьеры для развития предпринимательства. Качество административно-управленческих процессов в органах исполнительной власти области может быть существенно улучшено путем их модернизации, опирающейся на разработку и внедрение административных регламентов, а также с учетом возможностей использования информационно-коммуникационных технологий.
Повышению качества реализации возложенных на органы исполнительной власти области функций и полномочий препятствует отсутствие организованного на постоянной основе мониторинга и контроля за их реализацией. В настоящее время отсутствуют показатели результативности деятельности органов исполнительной власти области по ряду ключевых направлений, недостаточно проработаны методические основы внедрения управления по результатам, поэтому не созданы система сбора и обработки информации, необходимая для формирования достаточного набора целевых значений показателей результативности, и система мониторинга их достижения. У большинства государственных гражданских служащих области не сформированы необходимые знания и навыки вышеназванной работы, а система повышения квалификации не обеспечивает требуемого уровня профессиональной подготовки.
Определенные проблемы существуют и в сфере взаимодействия органов исполнительной власти области с обществом. Недостаточная информационная открытость органов исполнительной власти области, а также проблемы организации обратной связи с гражданами и организациями ведут к существенному снижению качества государственного регулирования, препятствуя реализации конституционного права граждан на получение информации.
С учетом изложенных недостатков существующей системы с целью повышения эффективности деятельности органов исполнительной власти области необходима реализация мероприятий административной реформы по следующим приоритетным направлениям.
Органами исполнительной власти области проведена определенная работа по оптимизации своей деятельности. С 1995 года ведется мониторинг структуры органов исполнительной власти области, исполняемых ими полномочий и функций. Разработаны принципиальные подходы по решению вопроса образования органов исполнительной власти области и введения дополнительных штатных единиц, необходимых для исполнения дополнительных функций и полномочий.
Должностное лицо, являющееся инициатором структурно-штатных изменений, представляет обоснование вышеназванных изменений, составными разделами которого являются нормативное правовое обоснование необходимости этих изменений и обоснование штатной численности и предполагаемой рабочей нагрузки. Комитет государственной гражданской службы Новгородской области проводит анализ на предмет дублирования и пересечения исполняемых функций и проводит структурно-штатную инспекцию, в процессе которых проверяет обоснованность представленных расчетов штатной численности, по итогам инспекции представляется заключение. Анализ роста штатной численности органов исполнительной власти области показал, что основным фактором увеличения числа государственных служащих является дополнительная передача полномочий с федерального на областной уровень. В случае реализации этого механизма не вводятся дублирующие и не имеющие правового обоснования функции, а также минимизируется количество государственных служащих области. При проведении мероприятий по реформе местного самоуправления этот механизм использовался для определения полномочий, функций и штатной численности органов местного самоуправления области.
Новгородская область является участником многих международных пилотных проектов по реформе систем государственного и муниципального управления.
В частности, с 1998 по 2006 годы была успешно реализована программа "Развитие демократии и местного самоуправления Новгородской области". В 1999 - 2002 годах в Новгородской области реализован проект ТАСИС "Региональное экономическое развитие и антикризисные стратегии".
С 2003 года область является участником Программы сотрудничества Совета Европы и Европейской комиссии для Российской Федерации, разработчиком методических рекомендаций для преподавателей по специальности "региональные, муниципальные финансы". Программа призвана создать учебный курс по переподготовке финансистов бюджетной сферы Российской Федерации в контексте реформ местного самоуправления, бюджетного процесса, законодательства и процедур в земельно-имущественных отношениях.
С 2005 года Новгородская область участвует в российско-канадской программе "Содействие реформированию государственного управления в Российской Федерации", в компоненте программы "Оценка эффективности федеральных и региональных целевых программ". Создаются методика и технология реализации областной модели оценки эффективности действующих проектов.
В контексте реформы бюджетного процесса результаты этой Программы являются важным элементом повышения эффективности управления.
Активно ведется работа по внедрению элементов управления, ориентированного на результат, и программно-целевого бюджетирования. Значительных успехов по данному направлению удалось добиться в сфере образования и здравоохранения. Так, стратегическое управление системой образования области осуществляется на основе принятия и организации выполнения областной Программы развития образования. Программа отражает ключевые принципы и направления территориальной образовательной политики, а также основные ожидаемые результаты, связанные с обеспечением доступности и качества образования. Основу мониторинга выполнения областной Программы развития образования составляет оценка итогов реализации каждого ее этапа с использованием системы критериев и показателей, ежегодно утверждаемых приказом комитета образования, науки и молодежной политики Новгородской области после их согласования с органами местного самоуправления. Данные показатели разрабатываются для всех основных уровней образования - от дошкольного до начального профессионального, а также для различных направлений деятельности (психолого-педагогическое сопровождение, кадровое обеспечение, финансовая политика, материально-техническое и информационно-методическое обеспечение и др.). Результаты проведенной по данному направлению работы могут рассматриваться в качестве базы для разработки и внедрения методов и процедур управления, ориентированного на результат.
{В ред. постановления Администрации Новгородской области от 24 апреля 2008 года N 153; НГР:ru53000200800156}
В области здравоохранения внедрение отдельных элементов управления по результатам осуществляется в рамках реализации работ по целевому планированию и управлению системой здравоохранения. В 2005 году осуществлялась реализация 13 областных целевых программ в сфере здравоохранения. Выполнение программ позволяет повышать эффективность использования финансовых, материальных, кадровых ресурсов в системе здравоохранения области, улучшать качество оказываемых населению услуг, достигать планируемых общественно значимых результатов и более эффективно осуществлять контроль за исполнением принятых решений. Комитет по охране здоровья населения области подготавливает ежегодный доклад о состоянии здоровья населения области и деятельности системы здравоохранения области. Так, в докладе "О состоянии здоровья населения и деятельности системы здравоохранения области в 2005 году и задачах на 2006 год" закреплены приоритетность дальнейшего совершенствования и развития принципов программно-целевого планирования, управления и финансирования здравоохранения области.
2. Цели и задачи реализации Программы
Целями Программы по проведению административной реформы в Новгородской области в 2006 - 2008 годах (далее - Программа) являются:
повышение качества реализации функций, закрепленных за органами исполнительной власти области;
повышение качества государственных услуг;
повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти области, реализующих функции регулирования предпринимательской деятельности;
ограничение вмешательства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного регулирования, сокращение административных, экономических и организационных барьеров для развития предпринимательства.
Показатели достижения целей приведены в приложении.
Для достижения указанных целей необходимо решение следующих задач:
внедрение принципов и процедур управления по результатам в органах исполнительной власти области;
разработка и внедрение административных регламентов исполнения государственных функций и оказания услуг;
создание многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (организаций для обеспечения содействия гражданам по предоставлению государственных и муниципальных услуг) по принципу "одного окна" (далее многофункциональные центры);
{В ред. постановления Администрации Новгородской области от 24 апреля 2008 года N 153; НГР:ru53000200800156}
оптимизация функций государственного регулирования;
внедрение механизмов противодействия коррупции;
повышение эффективности взаимодействия с гражданским обществом, повышение прозрачности и информационной открытости;
модернизация системы информационного обеспечения деятельности органов исполнительной власти области.
Реализация целей и задач административной реформы в области позволит:
повысить качество государственного регулирования, эффективность реализации органами исполнительной власти области их функций и полномочий;
упорядочить и конкретизировать обязательства органов исполнительной власти области перед гражданским обществом (физическими и юридическими лицами), внедрить процедуры контроля и оценки деятельности органов исполнительной власти в области;
снизить административные, экономические и организационные барьеры для развития предпринимательства в области;
повысить качество и доступность услуг, оказываемых населению области, и, соответственно, степень удовлетворенности граждан качеством и доступностью государственных услуг.
Программа проведения административной реформы в Новгородской области реализуется в три этапа.
В 2006 году в рамках административной реформы осуществляется работа по следующим направлениям:
разработка областной нормативной правовой и методической базы для проведения административной реформы, в частности, создание организационных, нормативных правовых и методических основ разработки, принятия и применения процедур управления по результатам, регламентов (стандартов) государственных услуг и административных регламентов;
разработка стандартов общественно значимых государственных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти области;