В настоящее время социальная защита населения является одной из немногих отраслей, объемы которой постоянно возрастают, охватывая все большую часть населения, постоянно расширяется круг вопросов, входящих в ее компетенцию. За последние годы это инвентаризация льгот и льготных категорий граждан, монетизация льгот, совершенствование нормативной правовой базы по предоставлению жилищно-коммунальных субсидий и переход к их персонифицированной выплате, передача государственных полномочий в области оказания государственной социальной помощи органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Все эти меры направлены на усиление адресности социальной поддержки. Принцип адресности подразумевает систему социальной защиты, которая концентрирует общественные ресурсы на помощи самым бедным и не позволяет семьям с высокими доходами получать значительные социальные выплаты за счет бюджетных средств. Однако уровень бедности в Астраханской области удерживается в пределах 20%. В "зоне бедности" по-прежнему остаются одинокие престарелые граждане, инвалиды, многодетные и неполные семьи, безработные, семьи вынужденных переселенцев, больные хроническими заболеваниями.
Имеются проблемы в области социальной реабилитации лиц, отбывших уголовное наказание в виде лишения свободы, которые совершили преступления, зарегистрированные в области. Столкнувшись с трудностями в решении вопросов трудоустройства, жилья, социальных выплат, получения необходимых документов, образования, постановки на учет и регистрации, они вновь встают на путь совершения преступлений. Особую тревогу вызывают люди пенсионного возраста, инвалиды, лица, страдающие тяжелыми хроническими заболеваниями, лица без определенного места жительства, которые нуждаются в особой социальной защищенности.
В связи с передачей государственных полномочий в области социального обслуживания населения органам государственной власти субъектов Российской Федерации в государственную собственность Астраханской области переданы муниципальные учреждения социального обслуживания населения, материально-техническая база которых требует значительных материальных вложений. Различие в организации социального обслуживания диктует необходимость системного подхода к развитию учреждений социального обслуживания населения.
Этот системный подход включает в себя мероприятия по укреплению и развитию материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения, меры по совершенствованию нормативной, правовой базы, обучение и аттестацию работников учреждений социального обслуживания населения по единой методике.
На 1 января 2006 года в области проживают около 43,0 тысячи инвалидов. При этом показатели реабилитации инвалидов остаются на низком уровне, не превышая 5,4%. Это является следствием недостаточности мер, предпринимаемых для реабилитации и социальной адаптации инвалидов. Остается низкой обеспеченность инвалидов техническими средствами реабилитации. Слабо развита система реабилитации инвалидов средствами физкультуры и спорта.
В основных отраслях экономики на работах в условиях, не соответствующих санитарно-гигиеническим нормам, занято более 20% всей численности работающих. Неблагоприятные условия труда, нарушение требований безопасности при производстве работ, низкий уровень знаний работников о безопасных приемах и методах труда, а также недостаточное финансирование мероприятий по охране труда являются основными причинами несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Решение обозначенных проблем вызывает необходимость разработки и реализации отраслевой целевой программы "Социальная защита населения Астраханской области на 2007-2009 годы".