Недействующий

О комплексной целевой программе "Развитие потребительской кооперации в Астраханской области на 2007 год"

2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ, ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ПРОГРАММНОЙ РАЗРАБОТКИ


Деградация крупного сельскохозяйственного производства и пищевой промышленности в начале 90-х годов, общероссийский спад в агропродовольственном секторе негативно сказались на доходах и занятости сельского населения. Однако природно-климатические факторы Астраханской области сделали возможным самообеспечение населения путем ведения подсобного производства сельскохозяйственной продукции. Удельный вес ЛПХ и КФХ в агропромышленном комплексе Астраханской области начал увеличиваться с начала 90-х годов. За последние 15 лет ЛПХ и КФХ стали неотъемлемой частью сельской экономики региона. В настоящее время в области около 125 тыс. ЛПХ и 1,9 тыс. КФХ (на 994 тыс. жителей). На их долю приходится около 85% валовой продукции сельского хозяйства Астраханской области.

В современных условиях КФХ, ЛПХ, СМП выполняют ряд важнейших народнохозяйственных функций:

КФХ и ЛПХ играют значительную роль в продовольственном обеспечении сельских семей, формировании предложения на местном, региональном и общероссийском продовольственных рынках;

КФХ, ЛПХ, СМП играют важную роль в решении социальных проблем села, обеспечении занятости и поддержании доходов сельского населения;

КФХ, ЛПХ, СМП способствуют сохранению сельского населения и сельского образа жизни.

Вместе с тем производственный и социальный потенциал КФХ, ЛПХ, СМП все еще используется недостаточно эффективно. Они испытывают ряд проблем:

- существует острый дефицит кредитных ресурсов в силу слабой доступности для малого бизнеса рынка коммерческого кредита;

- не налажены эффективные системы сбыта продукции, материально-технического снабжения, производственного обслуживания;

- низок уровень механизации производства, ощущается недостаток сельскохозяйственной техники, оборудования;

- недостаточны мощности для хранения и переработки продукции;

- существуют трудности в получении консультационных услуг правового, экономического, технологического характера;

- слабо развиты механизмы регулярного взаимодействия между исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления области, с одной стороны, и КФХ, ЛПХ, СМП, с другой, что приводит к недостаточно полному учету интересов и потребностей сельских жителей и малого бизнеса при разработке мер аграрной и сельской политики, снижает ее эффективность.

Самостоятельно решать вышеуказанные проблемы могут лишь крупные КФХ и часть СМП. Снабженческо-сбытовые, агросервисные и перерабатывающие предприятия, создаваемые для этих целей представителями агробизнеса, предлагают услуги сельхозпроизводителям на невыгодных условиях, монополизируют рынок, усиливают диспаритет цен между сельским хозяйством и промышленностью.

Как показывает мировой и отечественный опыт, наиболее приемлемым способом решения проблем обслуживания индивидуально-семейных хозяйств и малых предприятий является создание потребительских кооперативов.

Следует отметить, что развитие потребительской кооперации позволяет решать задачи, стоящие перед исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления области не только в области развития агропромышленного комплекса, но и в сфере малого бизнеса, общего увеличения экономической активности населения, то есть носит межотраслевой характер.

Развитие кооперации дает положительные эффекты сразу в нескольких социальных плоскостях:

Для сельского бизнеса (ЛПХ, КФХ, СМП)

- развитие нового направления бизнеса - переработки сельскохозяйственной продукции

Для сельского населения

- возможность участия в управлении кооперативом

Для органов государственной власти и местного самоуправления

- создание дополнительных источников для пополнения местного бюджета (налоги, арендная плата)

В то же время кооперативное движение и в России, и в Астраханской области развивается достаточно медленно. Основные причины данного факта заключаются в следующем:

- общие неблагоприятные условия ведения аграрного производства;

- недооценка в процессе экономических реформ и политики приватизации 90-х годов кооперативных форм хозяйственной деятельности;

- ускоренное развитие бизнеса, специализирующегося на перевозках, хранении, переработке и продаже импортной сельскохозяйственной продукции;

- незрелость социальной базы кооперативного движения, выражающаяся в низкой товарности ЛПХ, психологической неготовности к кооперированию;

- слабый уровень государственной поддержки потребительских кооперативов;

- несовершенство законодательной и нормативно-правовой базы кооперативного движения;

- отсутствие системы кооперативного образования, информационно-консультационных служб, дефицит квалифицированных кадров, способных содействовать развитию потребительских кооперативов и работать в них;

- недостаточный уровень знаний сельского населения о кооперации, дефицит навыков хозяйственного самоуправления, психологическая неготовность к самостоятельному кооперированию и налаживанию партнерских отношений.