Важнейшей особенностью Астраханской области в настоящее время является ее резко изменившееся геополитическое положение. В силу происшедших за последние годы изменений Астраханская область приобрела статус пограничной, через ее территорию пролегают важнейшие транспортные коридоры: Север - Юг, Запад - Восток.
Существуют региональные особенности земле- и природопользования, связанные с климатом региона, историческими и социальными факторами:
- сложившаяся планировочная структура области, связанная с сочетанием расселения в пойме и дельте реки Волги, степном и полупустынном ландшафте;
- функционирование административного центра области - г. Астрахани как доминирующего элемента системы расселения;
- гидрологические ресурсы как основа жизнедеятельности населения области и формирования уникальных природных территорий;
- наличие на территории области охраняемых природных территорий международного, федерального и регионального значения;
- основные виды хозяйственной деятельности на территории, зависящие от гидрологического режима Волго-Ахтубинской поймы, дельты реки Волги и Каспийского моря;
- наличие районов с залеганием полезных ископаемых и, как следствие, размещение крупных промышленных предприятий, приводящие к образованию ряда ареалов потенциальной экологической опасности и источников чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера (в том числе гидротехнических сооружений).
Все вышеперечисленные особенности требуют комплексного решения возникающих проблем на уровне отраслевой целевой программы.
В настоящее время в большинстве муниципальных образований Астраханской области отсутствуют документы территориального планирования, учитывающие изменения в экономической и политической жизни государства. В этой связи часто не учитываются такие важнейшие факторы, как появление новых форм собственности, многоукладного землепользования, возникновение рыночной стоимости на земельные участки, наличие новых источников финансирования капитального строительства, имущественное расслоение общества. Только два муниципальных образования (с. Оля и г. Астрахань) из 177 обеспечены современными документами территориального планирования. Документы территориального планирования остальных муниципальных образований были разработаны в 80-90-х годах прошлого столетия и до настоящего времени не корректировались.
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" в срок до 01.01.2012 документами территориального планирования должны быть обеспечены все субъекты Российской Федерации, муниципальные районы, поселения и городские округа.
(Абзац в редакции постановления Правительства Астраханской области от 26.10.2010 N 451-П)
Отсутствие документов территориального планирования приводит в реальных условиях к необходимости принятия решений на основе материалов, не соответствующих современным условиям, возможности волевым путем вторгаться в сложившуюся среду, пренебрегая интересами муниципального образования, его жителей, ущемляя права граждан и нарушая действующее законодательство.
Основными причинами, препятствующими подготовке документов территориального планирования (схемы территориального планирования Астраханской области, муниципальных образований, генеральных планов поселений и городских округов), являются:
- отсутствие долгосрочных программ развития территорий, недостаточное, а иногда и полное отсутствие финансирования их разработки;
- сокращение и реорганизация исполнительных структур органа местного самоуправления в сфере градостроительной деятельности или передача их полномочий органу, не имеющему отношения к градостроительству.
Основными аспектами в документах территориального планирования, являются:
- направление развития и совершенствования систем расселения, федеральных, региональных, местных миграционных процессов и их взаимодействия между собой;
- приоритетные направления развития инженерной, транспортной, социальной и производственной инфраструктур;
- предложения по формированию зон различного функционального назначения.
Отсутствие комплексного освоения и застройки области, городских и сельских поселений приводит к отставанию строительства объектов социальной сферы, транспорта, инженерных сетей и оборудования, упадку жилищно-коммунального хозяйства существующих поселений и ухудшению экологии в области.
Исключение градостроительных технологий планирования развития территорий из хозяйственной деятельности при формировании инвестиционных программ и проектов приводит к снижению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.
Сложившаяся ситуация усугубляется не только отсутствием финансирования, незавершенностью имеющихся градостроительных разработок, но и рядом управленческих и организационно-правовых ошибок в формировании инвестиционных процессов при размещении и строительстве объектов, а также в регулировании земельных отношений без учета закономерностей территориально - пространственного развития области. Территориально-пространственный подход позволяет согласовывать мероприятия различных отраслевых программ по содержанию и срокам реализации, сокращать потребности в материальных, трудовых и финансовых ресурсах.
В сложившихся условиях представляется необходимым одновременно осуществить:
- комплексное планирование развития области на основе взаимодействия социально-экономического прогнозирования, программно-целевого и территориального планирования;
- разработку и утверждение в установленном порядке документов территориального планирования, градостроительных регламентов, региональных нормативов градостроительного проектирования;
- создание систем информационного обеспечения градостроительной деятельности;
- создание эффективной структуры исполнительных органов местного самоуправления в сфере градостроительной деятельности.