Обеспеченность 1 жителя Сахалинской области жильем, в среднем, составляет 21,4 кв. м.
В тоже время острота жилищной проблемы не снижается. В последние годы отмечается увеличение числа семей, состоящих на учете на получение жилья и улучшение жилищных условий (приложение N 1 к Подпрограмме).
Из 25,4 тысяч семей области, состоящих на учете по улучшению жилищных условий:
- 14,9 тысячи семей (58,4%) ожидают его больше десяти лет;
- 4,5 тысячи семей (17,7%) проживают в ветхом и аварийном жилье;
- 1,5 тыс. семей (5,9%) ждут отдельную квартиру, проживая в общежитиях;
- 766 семей (3%) дожидаются улучшения жилищных условий, проживая в коммунальных квартирах.
В связи с малыми объемами жилищного строительства и слабым участием в этом государства и органов местного самоуправления за последние годы доля семей, получивших жилье, в общем количестве семей, состоящих на учете, составляла не более 6,1% - 8,7%.
Принятие нового Жилищного кодекса РФ повлияло на то, что с 01.03.2005 на получение жилья могут рассчитывать только защищенные законом отдельные категории граждан (военные, ветераны войны, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей и т.д.), а также малообеспеченные граждане.
Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что в решении жилищной проблемы сегодня заинтересован, как минимум, каждый 4-й житель региона.
Исходя из такой оценки, общий объем нового жилищного строительства должен составить не менее 2,4 млн. кв. м (из расчета 18 кв. м на одного человека) при увеличении темпов возведения нового жилья.
Для развития массового жилищного строительства необходимо предпринять действия, направленные на снижение стоимости строительства 1 кв. м нового жилья.
В настоящее время стоимость строительства 1 кв. метра жилья составляет от 16 тыс. руб. до 67 тыс. руб.: самыми дорогими являются дома из модулей, а самыми дешевыми - из мелких легкобетонных блоков.
В целом, на стоимость 1 кв. м построенного жилья влияет много различных факторов:
- преобладающая сегодня точечная застройка жилья по индивидуальным проектам в престижных районах ведет к значительному удорожанию строительства;
- существующая практика возложения на застройщиков жилых домов затрат, связанных с дополнительными нагрузками по развитию и обустройству магистральных и внутриквартальных инженерных сетей, иных объектов инженерной (коммунальной) инфраструктуры, доля расходов на строительство инженерных сетей составляет до 30% от сметной стоимости жилого дома, что усложняет принятие решений для строительства доступного жилья.
Основные проблемы, связанные с развитием нового жилищного строительства и промышленности строительных материалов, представлены в приложении N 2 к Подпрограмме.
В тоже время из-за низких текущих доходов и сбережений населения, большой стоимости строительства нового жилья и высоких расходов, связанных с облуживанием ипотечных кредитов, а также из-за отсутствия широких возможностей областного и местных бюджетов по поддержке граждан при строительстве (приобретении) жилья, жилищное строительство возможно только в объеме, соответствующем покупательскому спросу.
В связи с этим при определении объемов жилищного строительства учитываются следующие факторы:
- состояние и перспективы социально-экономического развития Сахалинской области;
- оценка существующего покупательского спроса на жилье и прогнозируемая динамика его увеличения;
- оценка спроса на жилье со стороны молодых семей при условии поддержки со стороны государства и прогнозируемая динамика этих показателей;
- оценка спроса на жилье со стороны семей работников бюджетной сферы при условии поддержки со стороны государства и прогнозируемая динамика этих показателей;
- оценка спроса на жилье со стороны молодых специалистов (и их семей), работающих в сельской местности, при условии поддержки со стороны государства и прогнозируемая динамика этих показателей;
- перспективы развития ипотечного кредитования с учетом снижения процентных ставок и повышения привлекательности условий выдачи ипотечных кредитов (размер первоначального взноса, срок кредитования, требования к заемщику и т.д.);
- перспективы развития банковской системы, страховых организаций, риэлтерских компаний и других предприятий, связанных с инфраструктурой рынка жилья;
- другие факторы.
Развитие местной промышленности строительных материалов возможно только на основе создания условий для привлечения инвестиций в этот сектор экономики.
В силу сложности и разнонаправленности действий по достижению поставленных целей решение проблем развития массового жилищного строительства и местной промышленности строительных материалов должно осуществляться с использованием программно-целевого метода.