ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 августа 2006 года N 220
г.Горно-Алтайск
Об утверждении Концепции развития информатизации Республики Алтай
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства Республики Алтай от 24.02.2015 N 55.
____________________________________________________________________
В целях повышения эффективности информационного обеспечения органов государственной власти, хозяйствующих субъектов и населения республики на основе использования современных средств вычислительной техники, телекоммуникационных систем и информационных технологий и проведения скоординированной региональной политики информатизации, Правительство Республики Алтай
постановляет:
1. Одобрить прилагаемую Концепцию информатизации Республики Алтай.
2. Образовать Координационную комиссию по информатизации Республики Алтай в составе согласно приложению N 1.
3. Утвердить Положение о Координационной комиссии по информатизации Республики Алтай согласно приложению N 2.
4. Комитету по развитию предпринимательства, промышленности, транспорта и связи Республики Алтай разработать ведомственную целевую программу "Развитие связи в Республике Алтай на 2007-2009 годы".
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Алтай Пальталлера Р.Р.
Исполняющий обязанности
Председателя Правительства
Республики Алтай
Ю.В.Антарадонов
В настоящей Концепции используются следующие понятия:
единое информационное пространство - представляет собой совокупность баз и банков данных, технологий их ведения и использования, информационно-телекоммуникационных систем и сетей, функционирующих на основе единых принципов и по общим правилам, обеспечивающим информационное взаимодействие организаций и граждан, а также удовлетворение информационных потребностей;
информационная инфраструктура - организационные структуры и средства информационного взаимодействия в совокупности;
информация - сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, независимо от формы их представления;
информатизация - организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов;
информационные услуги - действия субъектов (собственников и владельцев) по обеспечению пользователей информационными продуктами;
информационная сфера (среда) - сфера деятельности субъектов, связанная с созданием, преобразованием и потреблением информации;
информационная система - организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы;
информационные ресурсы - отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах);
конфиденциальная информация - документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством Российской Федерации;
массовая информация - предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио сообщения, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы;
международный информационный обмен - передача и получение информационных продуктов, а также оказание информационных услуг через государственную границу Российской Федерации;
средства информационного взаимодействия граждан и организаций - программно-технические средства и организационно-нормативные документы, обеспечивающие доступ к информационным ресурсам на основе соответствующих информационных технологий;
средства международного информационного обмена - информационные системы, сети и сети связи, используемые при международном информационном обмене;
собственник информационных ресурсов, информационных систем, технологий и средств их обеспечения - субъект, в полном объеме реализующий полномочия владения, пользования, распоряжения указанными объектами;
владелец информационных ресурсов, информационных систем, технологий и средств их обеспечения - субъект, осуществляющий владение и пользование указанными объектами и реализующий полномочия распоряжения в пределах, установленных Законом;
пользователь (потребитель) информации - субъект, обращающийся к информационной системе или посреднику за получением необходимой ему информации и пользующийся ею;
информационная безопасность - состояние защищенности информационной среды общества, обеспечение ее формирования, использование и развитие в интересах граждан, организаций, государства;
средства защиты информации - технические, криптографические, программные и другие средства, предназначенные для защиты сведений, составляющих государственную тайну, средства, в которых они реализованы, а также средства контроля эффективности защиты информации;
база данных - совокупность организованных взаимосвязанных данных на машиночитаемых носителях;
банк данных - совокупность баз данных, а также программные, языковые и другие средства, предназначенные для централизованного накопления данных и их использование с помощью электронных вычислительных машин;
государственная база данных - база данных, созданная, приобретенная или накапливаемая за счет или с привлечением средств федерального бюджета;
специальная и защищенная база данных - база данных, содержащая сведения, отнесенные в установленном порядке к государственной тайне;
электрическая связь (электросвязь) - всякая передача или прием знаков, сигналов, письменного текста, изображений, звуков по проводной, радио-, оптической и другим электромагнитным системам;
сети электросвязи - технические системы, обеспечивающие один или несколько видов передач: телефонную, телеграфную, факсимильную, передачу данных и других видов документальных сообщений, включая обмен информацией между ЭВМ, телевизионное, звуковое и иные виды радио- и проводного вещания;
взаимоувязанная сеть связи Российской Федерации - комплекс технологически сопряженных сетей электросвязи на территории Российской Федерации, обеспеченный общим централизованным управлением;
сеть связи общего пользования - составная часть взаимоувязанной сети связи Российской Федерации, открытая для пользования всем физическим и юридическим лицам, в услугах которой этим лицам не может быть отказано;
ведомственные сети связи - сети электросвязи министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, создаваемые для удовлетворения производственных и специальных нужд, имеющие выход на сеть связи общего пользования;
внутрипроизводственные и технологические сети связи - сети электросвязи федеральных органов исполнительной власти, а также предприятий, учреждений и организаций, создаваемые для управления внутрипроизводственной деятельностью и технологическими процессами, не имеющие выхода на сеть связи общего пользования;
выделенные сети связи - сети электросвязи физических и юридических лиц, не имеющие выхода на сеть связи общего пользования;
оператор сети связи - физическое или юридическое лицо, имеющее право на предоставление услуг электрической связи;
услуги связи - продукт деятельности по приему, обработке, передаче сообщений электросвязи;
пользователи связи - физические и юридические лица, являющиеся потребителями услуг связи;
лицензия - документ, устанавливающий полномочия физических и юридических лиц в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными правовыми актами для осуществления деятельности в республики связи;
сертификат - документ, подтверждающий, что надлежащим образом идентифицированное оборудование или услуга связи соответствуют требованиям нормативных документов;
оконечное оборудование - подключаемые к абонентским линиям и находящиеся в пользовании абонентов технические средства формирования сигналов электросвязи для передачи или приема заданной абонентами информации по каналам связи;
средства связи - технические средства, используемые для формирования, обработки, передачи или приема сообщений электросвязи;
концепция - определенный способ понимания, трактовка какого-либо предмета, явления, процесса, основная точка зрения на предмет или явление, руководящая идея для их систематического освещения (система взглядов, то или иное понимание явлений, процессов; единый определяющий замысел, ведущая мысль).
Концепция информатизации Республики Алтай и развития ее интегрированной информационной среды, как основы единого информационного пространства, есть система представлений о стратегических целях и приоритетах долгосрочной информационной политики, определяющей скоординированные действия органов государственной власти, всех хозяйствующих субъектов и граждан по достижению социально-значимых результатов в соответствии с планами социально-экономического развития Республики Алтай.
Разработка Концепции осуществлялась с учетом современных мировых тенденций в информационных технологиях и телекоммуникациях, а также в соответствии с потребностями и возможностями Республики Алтай.
В условиях современного развития общества, либерализации принципов управления и усложнения технической и социальной инфраструктуры, информация становится стратегическим ресурсом, наряду с традиционными - материальными и энергетическими.
Современные информационные технологии, позволяющие создавать, хранить, перерабатывать и обеспечивать эффективные способы представления информации потребителю, стали важным фактором жизни общества и средством повышения эффективности управления всеми сферами общественной деятельности. Уровень информатизации становится одним из существенных факторов успешного экономического развития и конкурентоспособности региона, как на внутреннем, так и на внешнем рынках.
Индустрия средств связи, передачи информации, баз данных, системных и прикладных программ, информационно-аналитических услуг формирует динамичный многомиллиардный рынок, связывающий широкие слои населения, промышленность, науку, образование и административные структуры в единую взаимообусловленную информационную среду. Информатизация - важный фактор устойчивого (стабильного) развития, так как создает условия и технологию для объективного социально-экономического и демографического мониторинга качества жизни населения, выработки реальной политики социальной защиты.
Финансовые вложения в сферу информационных технологий и услуг в ряде стран превысили по объемам вложения в развитие энергетики, благодаря рекордным темпам их окупаемости. Для Горно-Алтайска и Республики Алтай в силу географического положения, уровня социально-экономического развития информационная отрасль может стать одной из ключевых, жизненно важных сфер, определяющих долгосрочные перспективы развития Республики Алтай и прилегающих к ней территорий.
Одним из важнейших направлений информатизации Республики Алтай является создание адекватной системы информационной поддержки органов государственной власти и местного самоуправления. Повышение эффективности управления, учитывая сложный характер городских и сельских хозяйств, многообразие форм их развития, требует создания комплексной визуально воспринимаемой модели управляемой территории, всеобъемлющей информационной среды и эффективного общения с нею работников сферы управления.
На территории Горно-Алтайска и Республики Алтай различными коллективами реализуется значительное количество проектов по федеральным, отраслевым и региональным программам, проектов инициативного корпоративного характера, которые либо непосредственно направлены на развитие рассматриваемой в Концепции предметной республики, либо являются составной частью проектов и программ другого целевого значения. Объективная и полная информация об этих проектах и программах, систематизированная и оформленная в виде единой базы данных, на сегодняшний день отсутствует, что затрудняет создание механизмов координации и согласования интересов в инновационно-инвестиционной, организационно-технической и технологической политиках участников развития информационной индустрии региона. Именно поэтому, разработка Комплексной программы информатизации и создания единого информационного пространства Республики Алтай (далее - Комплексная программа) в данной Концепции рассматривается в качестве ключевой позиции при формировании механизмов интеграции и координации действий по развитию информационной индустрии и интегрированной информационной среды Республики Алтай. Комплексная программа должна стать механизмом различных источников финансирования, имеющихся и ожидаемых, для развития данной отрасли в регионе (вариант состава основных разделов Комплексной программы приводится в приложении 3* к данной Концепции).
_____________________
* Приложение 3 не приводится. - Примечание "КОДЕКС".
Информация создана современным обществом, как необходимое условие для любой целесообразной деятельности. Она становится важнейшим стратегическим ресурсом. Наибольший экономический и социальный успех сегодня сопутствует тем странам, которые активно используют современные средства коммуникаций, информационных технологий и их сетевые приложения: электронную почту, дистанционное обучение, мультимедиа, телевидение, видеоконференции, IP-телефонию, телемедицину и многое другое. Доступная для оперативного воспроизводства средствами компьютерной обработки информация превращается в важнейший фактор социального развития общества. Информатизация общества предполагает:
1. Создание правовых, экономических, технологических, социальных и профессионально-образовательных условий для того, чтобы необходимая для решения социальных и личных проблем информация была доступна бесплатно или за плату в любое время, в любой точке, любому потенциальному пользователю.
2. Создание аппаратных и программных средств, телекоммуникационных систем, обеспечивающих формирование информационных ресурсов и доступ к ним, включая хранение, переработку, преобразование и передачу информации и знаний.
3. Обеспечение индустриально-технологической базы для производства в рамках межрегионального и международного распределения труда национальных конкурентоспособных технических средств, информационных технологий и ресурсов.
4. Обеспечение первоочередного развития структур, институтов и механизмов, прежде всего в науке и образовании, гарантирующих опережающее (по сравнению с другими сферами политической, экономической и социальной деятельности) производство информации и знаний.
5. Разработку и реализацию организационно-методологических основ и программ последовательного, целенаправленного и эффективного внедрения информационных технологий в сферу управления, материального производства, образования, науки, культуры, социального обеспечения и обслуживания населения.
6. Сопровождение процесса информатизации общества исследованиями социологических, психологических, медико-биологических, педагогических и других социальных аспектов информатизации и компьютеризации.
Информационная политика в России, которая определяет стратегию и тактику информатизации, разрабатывается и реализуется на следующих пяти уровнях: государственном (федеральном), отраслевом, региональном, отдельного хозяйствующего субъекта, индивидуальном.
Региональная политика направлена на создание в Республике Алтай единого информационного пространства, которое представляет собой совокупность баз и банков данных, технологий их ведения и использования, информационно-телекоммуникационных систем и сетей, функционирующих на основе единых принципов и по общим правилам, обеспечивающим информационное взаимодействие организаций и граждан, а также удовлетворение их информационных потребностей.
Интегрированная информационная среда региона, как основа единого информационного пространства республики, включает в себя следующие главные компоненты:
1. Телекоммуникационную среду.
2. Информационные ресурсы, информационные системы и механизмы предоставления услуг на их основе.