Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 августа 2006 года N 220
г.Горно-Алтайск

Об утверждении Концепции развития информатизации Республики Алтай

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства Республики Алтай от 24.02.2015 N 55.
____________________________________________________________________



В целях повышения эффективности информационного обеспечения органов государственной власти, хозяйствующих субъектов и населения республики на основе использования современных средств вычислительной техники, телекоммуникационных систем и информационных технологий и проведения скоординированной региональной политики информатизации, Правительство Республики Алтай

постановляет:

1. Одобрить прилагаемую Концепцию информатизации Республики Алтай.

2. Образовать Координационную комиссию по информатизации Республики Алтай в составе согласно приложению N 1.

3. Утвердить Положение о Координационной комиссии по информатизации Республики Алтай согласно приложению N 2.

4. Комитету по развитию предпринимательства, промышленности, транспорта и связи Республики Алтай разработать ведомственную целевую программу "Развитие связи в Республике Алтай на 2007-2009 годы".

5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Алтай Пальталлера Р.Р.



Исполняющий обязанности
Председателя Правительства
Республики Алтай
Ю.В.Антарадонов

КОНЦЕПЦИЯ
информатизации Республики Алтай

Введение

Используемые термины и определения


В настоящей Концепции используются следующие понятия:

единое информационное пространство - представляет собой совокупность баз и банков данных, технологий их ведения и использования, информационно-телекоммуникационных систем и сетей, функционирующих на основе единых принципов и по общим правилам, обеспечивающим информационное взаимодействие организаций и граждан, а также удовлетворение информационных потребностей;

информационная инфраструктура - организационные структуры и средства информационного взаимодействия в совокупности;

информация - сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, независимо от формы их представления;

информатизация - организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов;

информационные услуги - действия субъектов (собственников и владельцев) по обеспечению пользователей информационными продуктами;

информационная сфера (среда) - сфера деятельности субъектов, связанная с созданием, преобразованием и потреблением информации;

информационная система - организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы;

информационные ресурсы - отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах);

конфиденциальная информация - документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством Российской Федерации;

массовая информация - предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио сообщения, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы;

международный информационный обмен - передача и получение информационных продуктов, а также оказание информационных услуг через государственную границу Российской Федерации;

средства информационного взаимодействия граждан и организаций - программно-технические средства и организационно-нормативные документы, обеспечивающие доступ к информационным ресурсам на основе соответствующих информационных технологий;

средства международного информационного обмена - информационные системы, сети и сети связи, используемые при международном информационном обмене;

собственник информационных ресурсов, информационных систем, технологий и средств их обеспечения - субъект, в полном объеме реализующий полномочия владения, пользования, распоряжения указанными объектами;

владелец информационных ресурсов, информационных систем, технологий и средств их обеспечения - субъект, осуществляющий владение и пользование указанными объектами и реализующий полномочия распоряжения в пределах, установленных Законом;

пользователь (потребитель) информации - субъект, обращающийся к информационной системе или посреднику за получением необходимой ему информации и пользующийся ею;

информационная безопасность - состояние защищенности информационной среды общества, обеспечение ее формирования, использование и развитие в интересах граждан, организаций, государства;

средства защиты информации - технические, криптографические, программные и другие средства, предназначенные для защиты сведений, составляющих государственную тайну, средства, в которых они реализованы, а также средства контроля эффективности защиты информации;

база данных - совокупность организованных взаимосвязанных данных на машиночитаемых носителях;

банк данных - совокупность баз данных, а также программные, языковые и другие средства, предназначенные для централизованного накопления данных и их использование с помощью электронных вычислительных машин;

государственная база данных - база данных, созданная, приобретенная или накапливаемая за счет или с привлечением средств федерального бюджета;

специальная и защищенная база данных - база данных, содержащая сведения, отнесенные в установленном порядке к государственной тайне;

электрическая связь (электросвязь) - всякая передача или прием знаков, сигналов, письменного текста, изображений, звуков по проводной, радио-, оптической и другим электромагнитным системам;

сети электросвязи - технические системы, обеспечивающие один или несколько видов передач: телефонную, телеграфную, факсимильную, передачу данных и других видов документальных сообщений, включая обмен информацией между ЭВМ, телевизионное, звуковое и иные виды радио- и проводного вещания;

взаимоувязанная сеть связи Российской Федерации - комплекс технологически сопряженных сетей электросвязи на территории Российской Федерации, обеспеченный общим централизованным управлением;

сеть связи общего пользования - составная часть взаимоувязанной сети связи Российской Федерации, открытая для пользования всем физическим и юридическим лицам, в услугах которой этим лицам не может быть отказано;

ведомственные сети связи - сети электросвязи министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, создаваемые для удовлетворения производственных и специальных нужд, имеющие выход на сеть связи общего пользования;

внутрипроизводственные и технологические сети связи - сети электросвязи федеральных органов исполнительной власти, а также предприятий, учреждений и организаций, создаваемые для управления внутрипроизводственной деятельностью и технологическими процессами, не имеющие выхода на сеть связи общего пользования;

выделенные сети связи - сети электросвязи физических и юридических лиц, не имеющие выхода на сеть связи общего пользования;

оператор сети связи - физическое или юридическое лицо, имеющее право на предоставление услуг электрической связи;

услуги связи - продукт деятельности по приему, обработке, передаче сообщений электросвязи;

пользователи связи - физические и юридические лица, являющиеся потребителями услуг связи;

лицензия - документ, устанавливающий полномочия физических и юридических лиц в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными правовыми актами для осуществления деятельности в республики связи;

сертификат - документ, подтверждающий, что надлежащим образом идентифицированное оборудование или услуга связи соответствуют требованиям нормативных документов;

оконечное оборудование - подключаемые к абонентским линиям и находящиеся в пользовании абонентов технические средства формирования сигналов электросвязи для передачи или приема заданной абонентами информации по каналам связи;

средства связи - технические средства, используемые для формирования, обработки, передачи или приема сообщений электросвязи;

концепция - определенный способ понимания, трактовка какого-либо предмета, явления, процесса, основная точка зрения на предмет или явление, руководящая идея для их систематического освещения (система взглядов, то или иное понимание явлений, процессов; единый определяющий замысел, ведущая мысль).

Концепция информатизации Республики Алтай и развития ее интегрированной информационной среды, как основы единого информационного пространства, есть система представлений о стратегических целях и приоритетах долгосрочной информационной политики, определяющей скоординированные действия органов государственной власти, всех хозяйствующих субъектов и граждан по достижению социально-значимых результатов в соответствии с планами социально-экономического развития Республики Алтай.

Разработка Концепции осуществлялась с учетом современных мировых тенденций в информационных технологиях и телекоммуникациях, а также в соответствии с потребностями и возможностями Республики Алтай.

В условиях современного развития общества, либерализации принципов управления и усложнения технической и социальной инфраструктуры, информация становится стратегическим ресурсом, наряду с традиционными - материальными и энергетическими.

Современные информационные технологии, позволяющие создавать, хранить, перерабатывать и обеспечивать эффективные способы представления информации потребителю, стали важным фактором жизни общества и средством повышения эффективности управления всеми сферами общественной деятельности. Уровень информатизации становится одним из существенных факторов успешного экономического развития и конкурентоспособности региона, как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

Индустрия средств связи, передачи информации, баз данных, системных и прикладных программ, информационно-аналитических услуг формирует динамичный многомиллиардный рынок, связывающий широкие слои населения, промышленность, науку, образование и административные структуры в единую взаимообусловленную информационную среду. Информатизация - важный фактор устойчивого (стабильного) развития, так как создает условия и технологию для объективного социально-экономического и демографического мониторинга качества жизни населения, выработки реальной политики социальной защиты.

Финансовые вложения в сферу информационных технологий и услуг в ряде стран превысили по объемам вложения в развитие энергетики, благодаря рекордным темпам их окупаемости. Для Горно-Алтайска и Республики Алтай в силу географического положения, уровня социально-экономического развития информационная отрасль может стать одной из ключевых, жизненно важных сфер, определяющих долгосрочные перспективы развития Республики Алтай и прилегающих к ней территорий.

Одним из важнейших направлений информатизации Республики Алтай является создание адекватной системы информационной поддержки органов государственной власти и местного самоуправления. Повышение эффективности управления, учитывая сложный характер городских и сельских хозяйств, многообразие форм их развития, требует создания комплексной визуально воспринимаемой модели управляемой территории, всеобъемлющей информационной среды и эффективного общения с нею работников сферы управления.

На территории Горно-Алтайска и Республики Алтай различными коллективами реализуется значительное количество проектов по федеральным, отраслевым и региональным программам, проектов инициативного корпоративного характера, которые либо непосредственно направлены на развитие рассматриваемой в Концепции предметной республики, либо являются составной частью проектов и программ другого целевого значения. Объективная и полная информация об этих проектах и программах, систематизированная и оформленная в виде единой базы данных, на сегодняшний день отсутствует, что затрудняет создание механизмов координации и согласования интересов в инновационно-инвестиционной, организационно-технической и технологической политиках участников развития информационной индустрии региона. Именно поэтому, разработка Комплексной программы информатизации и создания единого информационного пространства Республики Алтай (далее - Комплексная программа) в данной Концепции рассматривается в качестве ключевой позиции при формировании механизмов интеграции и координации действий по развитию информационной индустрии и интегрированной информационной среды Республики Алтай. Комплексная программа должна стать механизмом различных источников финансирования, имеющихся и ожидаемых, для развития данной отрасли в регионе (вариант состава основных разделов Комплексной программы приводится в приложении 3* к данной Концепции).

_____________________

* Приложение 3 не приводится. - Примечание "КОДЕКС".

Раздел 1. Основные положения

1.1. Сущность информатизации


Информация создана современным обществом, как необходимое условие для любой целесообразной деятельности. Она становится важнейшим стратегическим ресурсом. Наибольший экономический и социальный успех сегодня сопутствует тем странам, которые активно используют современные средства коммуникаций, информационных технологий и их сетевые приложения: электронную почту, дистанционное обучение, мультимедиа, телевидение, видеоконференции, IP-телефонию, телемедицину и многое другое. Доступная для оперативного воспроизводства средствами компьютерной обработки информация превращается в важнейший фактор социального развития общества. Информатизация общества предполагает:

1. Создание правовых, экономических, технологических, социальных и профессионально-образовательных условий для того, чтобы необходимая для решения социальных и личных проблем информация была доступна бесплатно или за плату в любое время, в любой точке, любому потенциальному пользователю.

2. Создание аппаратных и программных средств, телекоммуникационных систем, обеспечивающих формирование информационных ресурсов и доступ к ним, включая хранение, переработку, преобразование и передачу информации и знаний.

3. Обеспечение индустриально-технологической базы для производства в рамках межрегионального и международного распределения труда национальных конкурентоспособных технических средств, информационных технологий и ресурсов.

4. Обеспечение первоочередного развития структур, институтов и механизмов, прежде всего в науке и образовании, гарантирующих опережающее (по сравнению с другими сферами политической, экономической и социальной деятельности) производство информации и знаний.

5. Разработку и реализацию организационно-методологических основ и программ последовательного, целенаправленного и эффективного внедрения информационных технологий в сферу управления, материального производства, образования, науки, культуры, социального обеспечения и обслуживания населения.

6. Сопровождение процесса информатизации общества исследованиями социологических, психологических, медико-биологических, педагогических и других социальных аспектов информатизации и компьютеризации.

Информационная политика в России, которая определяет стратегию и тактику информатизации, разрабатывается и реализуется на следующих пяти уровнях: государственном (федеральном), отраслевом, региональном, отдельного хозяйствующего субъекта, индивидуальном.

Региональная политика направлена на создание в Республике Алтай единого информационного пространства, которое представляет собой совокупность баз и банков данных, технологий их ведения и использования, информационно-телекоммуникационных систем и сетей, функционирующих на основе единых принципов и по общим правилам, обеспечивающим информационное взаимодействие организаций и граждан, а также удовлетворение их информационных потребностей.

Интегрированная информационная среда региона, как основа единого информационного пространства республики, включает в себя следующие главные компоненты:

1. Телекоммуникационную среду.

2. Информационные ресурсы, информационные системы и механизмы предоставления услуг на их основе.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»