Одним из приоритетов национальной жилищной политики Российской Федерации является обеспечение комфортных условий проживания и доступности коммунальных услуг для населения.
Основными целями республиканской целевой программы "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики" на 2003-2010 годы, утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 11 декабря 2002 года N 315, являлись повышение эффективности, устойчивости и надежности функционирования жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения населения, привлечение инвестиций в жилищно-коммунальный комплекс, повышение качества предоставления жилищно-коммунальных услуг с одновременным снижением нерациональных затрат, адресная социальная защита населения при оплате жилищно-коммунальных услуг.
Позитивного изменения ситуации в ходе реализации указанной программы достигнуть не удалось. Основная причина - недостаточная работа органов местного самоуправления по привлечению средств внебюджетных источников для финансирования строительства и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры и постоянное недофинансирование сферы жилищно-коммунального комплекса местными бюджетами в период до 2006 года.
В настоящее время в целом деятельность коммунального комплекса Российской Федерации и Чувашской Республики характеризуется невысоким качеством предоставляемых коммунальных услуг, неэффективным использованием природных ресурсов, загрязнением окружающей среды.
Причинами возникновения этих проблем являются:
высокий уровень износа объектов коммунальной инфраструктуры и их технологическая отсталость;
низкая эффективность системы управления в этом секторе экономики, несовершенные основы ценообразования на товары и услуги организаций коммунального комплекса, преобладание административных методов хозяйствования.
Существующие проблемы в сфере государственного регулирования тарифов на федеральном уровне не позволяют в полном объеме задействовать потенциал тарифной политики, позволяющий обеспечивать реальные потребности организаций коммунального комплекса в финансовых средствах для модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, формировать стимулы к сокращению затрат. Административные принципы управления коммунальной инфраструктурой сформировали систему, при которой у организаций коммунального комплекса отсутствует заинтересованность в повышении эффективности производства и снижении издержек. В итоге увеличиваются износ и технологическая отсталость объектов коммунальной инфраструктуры, формируются высокие инвестиционные риски, препятствующие привлечению средств внебюджетных источников в коммунальный комплекс.
Следствием износа и технологической отсталости объектов коммунальной инфраструктуры является низкое качество предоставления коммунальных услуг, не соответствующее запросам потребителей. Уровень износа объектов коммунальной инфраструктуры составляет в среднем 60 процентов. В целом по Чувашской Республике (по состоянию на 1 января 2006 года) износ котельных составляет 52 процента, сетей водопровода - 64 процента, сетей канализации - 68 процентов, тепловых сетей - 61 процент, электрических сетей - 63 процента, водопроводных насосных станций - 63 процента, канализационных насосных станций - 54 процента, очистных сооружений водопровода - 64 процента, очистных сооружений канализации - 64 процента, трансформаторных подстанций - 57 процентов.
Отмечается повсеместное несоответствие фактического объема инвестиций в модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры минимальным их потребностям. Планово-предупредительный ремонт сетей и оборудования систем коммунальной энергетики практически полностью уступил место аварийно-восстановительным работам. Это ведет к снижению надежности работы объектов коммунальной инфраструктуры.
Неэффективное использование природных ресурсов выражается в высоких потерях воды, тепловой и электрической энергии в процессе производства и транспортировки ресурсов до потребителей.
Потери в тепловых сетях достигают 30 процентов произведенной тепловой энергии. Потери, связанные с утечками теплоносителя из-за коррозии труб, составляют 10-15 процентов. Ветхое состояние тепловых и электрических сетей становится причиной отключения теплоснабжения домов в зимний период.
За счет поверхностных вод обеспечиваются хозяйственно-питьевой водой 4 города Чувашской Республики, в которых проживает 60 процентов населения республики. Другие населенные пункты используют подземные воды, часто не отвечающие санитарным нормам и требованиям. Протяженность водоводов предприятий жилищно-коммунального хозяйства составляет 355,6 км, из них 129,4 км нуждается в замене. Протяженность уличной водопроводной сети составляет 992,1 км, из них 643,2 км имеет физический износ до 80 процентов и нуждается в срочной замене. Имеющиеся водопроводные сети не обеспечивают полную потребность в хозяйственном водоснабжении. Установленная производственная мощность водопроводных очистных сооружений составляет 384,3 тыс.куб.метров/сутки, срочной модернизации требует 45 процентов мощностей.
Высокий износ канализационных очистных сооружений является одним из источников загрязнения окружающей среды. В большинстве населенных пунктов локальные канализационные очистные сооружения нуждаются в реконструкции. Установленная пропускная способность очистных сооружений канализации составляет 404,0 тыс.куб.метров/сутки, средний износ - 64 процента.
Стоимость коммунальных услуг для населения в последние годы значительно возросла. Действующий в большинстве случаев затратный метод формирования тарифов на услуги теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения и водоотведения стимулирует организации коммунального комплекса к завышению собственных издержек, приводит к повышению уровня износа объектов коммунальной инфраструктуры.
Еще одной причиной высокого уровня износа объектов коммунальной инфраструктуры является недоступность долгосрочных инвестиционных ресурсов для организаций коммунального комплекса. Как следствие, у этих организаций нет возможности осуществить проекты модернизации объектов коммунальной инфраструктуры без значительного повышения тарифов. Привлечение инвестиционных средств на длительный период под гарантии Кабинета Министров Чувашской Республики позволит организациям коммунального комплекса снизить издержки по предоставлению коммунальных услуг за счет модернизации объектов коммунальной инфраструктуры и обеспечить возвратность кредитов и окупаемость инвестиций без значительного повышения тарифов.
Подпрограмма "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры" Республиканской комплексной программы государственной поддержки строительства жилья в Чувашской Республике на 2006-2010 годы (далее - подпрограмма) разработана с учетом изменений, внесенных в федеральное законодательство, и направлена на повышение эффективности использования бюджетных средств и привлечение внебюджетных источников в модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры. Подпрограмма соответствует целям приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", призвана служить инструментом его реализации.
В целях повышения качества предоставления коммунальных услуг и эффективности использования природных ресурсов необходимо обеспечить масштабную реализацию проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры.
На полное восстановление и модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры необходимо направить 4762,1 млн.рублей. Такой объем средств не может быть обеспечен только за счет бюджетных инвестиций. Необходимо создание условий для привлечения средств внебюджетных источников, что возможно только путем объединения усилий органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти Чувашской Республики и органов местного самоуправления.
Подпрограмма направлена на обеспечение надежного обслуживания потребителей коммунальных услуг, снижение сверхнормативного износа объектов коммунальной инфраструктуры, модернизацию этих объектов путем внедрения ресурсо- и энергосберегающих технологий, разработку и внедрение мер по стимулированию эффективного и рационального хозяйствования организаций коммунального комплекса, привлечение средств внебюджетных источников, создание условий, необходимых для привлечения организаций различных форм собственности к управлению объектами коммунальной инфраструктуры.