Недействующий

ЗАКОН

АГИНСКОГО БУРЯТСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

от 26 июля 2006 года N 672-ЗАО

Об окружной целевой Программе "Развитие социальной защиты населения в Агинском Бурятском автономном округе на 2007-2015 годы"

Принят окружной Думой 20 июля 2006 года

{Утратил силу:

Закон Забайкальского края от 18.12.2009 года N 308-ЗЗК НГР: ru92000200901147}

{Изменения и дополнения:

Закон Агинского Бурятского автономного округа от 25.06.2007 года N 776-ЗАО НГР: ru80000200700112

Закон Агинского Бурятского автономного округа от 24.12.2007 года N 812-ЗАО НГР: ru80000200700193

Закон Забайкальского края от 20.10.2008 года N 63-ЗЗК НГР: ru92000200800323

Закон Забайкальского края от 07.07.2009 года N 214-ЗЗК НГР: ru92000200900514}

{действие программы приостановлено на период с 1 января по 31 декабря 2008 года на сумму 6 822,3 тыс. рублей

см. Закон Агинского Бурятского автономного округа от 28.11.2007 года N 799-ЗАО НГР: ru80000200700175}

{Действие подпунктов 1, 2 пункта 2, частично подпункта 2 пункта 3 раздела 4 программы приостановлено с 1 января по 31 декабря 2009 года, в части финансирования из бюджета Забайкальского края в 2009 году на сумму 1846,1 тыс. рублей

См. Закон Забайкальского края от 16.12.2008 года N 83-ЗЗК НГР: ru9200020080456}

Статья 1


Утвердить прилагаемую окружную целевую Программу "Развитие социальной защиты населения в Агинском Бурятском автономном округе на 2007-2015 годы".

Статья 2


Финансирование мероприятий окружной целевой Программы "Развитие социальной защиты населения в Агинском Бурятском автономном округе на 2007-2015 годы" производится согласно закону автономного округа об окружном бюджете на соответствующий год.

Статья 3


Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Глава Администрации

Б. Жамсуев

26 июля 2006 г.

672-ЗАО

Приложение

к Закону автономного округа

от 26 июля 2006 года N 672- ЗАО

ПАСПОРТ ОКРУЖНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В АГИНСКОМ БУРЯТСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ НА 2007-2015 ГОДЫ"


Наименование Программы

Окружная целевая Программа "Развитие социальной защиты населения в Агинском Бурятском автономном округе на 2007-2015 годы"

Дата принятия решения о разработке Программы

Постановление Главы Администрации Агинского Бурятского автономного округа N 17 - А от 24 мая 2006 года

Заказчик Программы

Департамент социального развития и здравоохранения Агинского Бурятского автономного округа

Основной разработчик Программы

Департамент социального развития и здравоохранения Агинского Бурятского автономного округа

Цели и задачи Программы

Цель Программы: создание условий для постепенного повышения уровня жизни малообеспеченных категорий населения округа за счет проведения мероприятий по их социальной поддержке, развития рынка социальных услуг, а также реализации государственных социальных гарантий, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Агинского Бурятского автономного округа. Задачи Программы:
 -оказание адресной социальной помощи малообеспеченным категориям населения, в том числе за счет расширения сферы социального обслуживания и повышения качества предоставляемых услуг;

 -развитие и укрепление структурных подразделений учреждений социальной защиты населения с целью приближения всех видов социального обслуживания к месту проживания граждан;

 -дальнейшее развитие материальной базы стационарных учреждений социального обслуживания;

 -обеспечение оптимальных условий для успешной адаптации в обществе детей из малообеспеченных семей, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей;

 -осуществление мер по улучшению жизнеобеспечения граждан пожилого возраста

Сроки и этапы реализации Программы

2007-2015 годы
 1-й этап - 2007 г.;
2-й этап - 2008 год;
3-й этап - 2009 год;
4-й этап - 2010 год;
5-й этап - 2011 год;
6-й этап - 2012 год;
7-й этап - 2013 год;
8-й этап - 2014 год;
9-й этап - 2015 год

Перечень основных мероприятий Программы

1. Мероприятия по социальной поддержке семей с детьми, ветеранов ВОВ, инвалидов, граждан старшего поколения и других малоимущих категорий, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
 2. Социально-значимые, социокультурные и физкультурно-оздоровительные мероприятия.
 3. Мероприятия, направленные на оптимизацию социальной инфраструктуры системы социальной защиты населения, формирование общественного мнения и организацию воспитательной (разъяснительной, консультативной) работы среди населения.

Исполнители основных мероприятий Программы

Департамент социального развития и здравоохранения Агинского Бурятского автономного округа, отделы социальной защиты населения администр аций муниципальных районов, учреждения социальной защиты населения

Объемы и источники финансирования Программы

Объем финансирования Программы с окружного бюджета сования составляет 79738,6 тыс. руб., в т.ч. за 2007 г. - 10957,0 тыс. руб., за 2008 г. - 11384.3 тыс. руб., за 2009 г - 6627.5 тыс. руб. за 2010 г - 8386,0 тыс. руб., за 2011 г. - 7481,0 тыс. руб., за 2012 г. -7703,0 тыс. руб., за 2013 г. - 8358,0 тыс. руб., за 2014 г. - 8762,2 тыс. руб., за 2015 г. - 10079,6 тыс. руб.
 Объем финансирования Программы из Пенсионного фонда Российской Федерации - 339,41 тыс. руб., в т.ч. за 2007 г. - 339,41 тыс. рублей

{строка "Объемы и источники финансирования Программы" в редакции Закона Забайкальского края от 20.10.2008 года N 63-ЗЗК }

Ожидаемые результаты реализации Программы

- В результате реализации программных мероприятий ожидаются следующие результаты:
 - частичное снижение социального неравенства;

 - внедрение новых моделей, технологий социального обслуживания населения округа;

 - создание условий для развития негосударственной системы социальных услуг;

 - расширение объема и повышение качества оказания социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг;

 - создание оптимальных условий для успешной адаптации в обществе детей из малообеспеченных семей, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей
 Мероприятия по решению проблем по организации жизнедеятельности инвалидов, лиц старшей возрастной группы должны обеспечить:
 - более широкие возможности участия инвалидов, пенсионеров в социальной, культурной, производственной жизни современного общества;

 - помощь в реализации творческих возможностей, получение индивидуальной поддержки в стремлении к самореализации;

 - обеспечение возможности жить в привычной домашней обстановке или в усовершенствованных специализированных государственных учреждениях, обслуживающих инвалидов и лиц преклонного возраста.

Система организации контроля за исполнением Программы

Контроль за ходом выполнения мероприятий Программы осуществляет Администрация округа

Раздел 1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ


За последние годы в Агинском Бурятском автономном округе (далее - округ) наблюдается стабильный рост уровня жизни населения и основных социально-экономических показателей. Так, уровень денежных доходов на душу населения в 2005 году составил 5145,5 рублей в месяц (или 112,9% к показателю предыдущего года, и в 2,2 раза выше уровня 2001 г.) при среднегодовой величине прожиточного минимума -3072,7 рублей. Денежные доходы населения округа удовлетворяют минимальную потребность материального обеспечения в размере бюджета прожиточного минимума.

По оценке территориального органа федеральной службы государственной статистики по округу доля населения с месячным доходом ниже прожиточного минимума по состоянию на 01.09.2005 г. составила 29,3% (или 21,6 тыс. чел.), по сравнению с данными 2004 года произошло значительное сокращение малоимущих категорий граждан на 8,2% (или на 6,4 тыс. чел.). Тенденция сокращения доли малообеспеченных граждан обусловлена постепенным подъемом в экономике, регулярностью выплат заработной платы, пособий семьям, имеющим детей, предоставлением льгот, в том числе субсидии на оплату жилья и жилищно-коммунальных услуг данной категории населения.

На 1 октября 2005 года на основе заявительной формы на учете в органах социальной защиты населения в качестве нуждающихся состояло 12725 человек, что составляло 17,5% от общего числа граждан, проживающих на территории округа. По состоянию на 1 марта 2006 года их количество возросло до 15818 человек (21,5% от общей численности населения). Число семей, имеющих среднедушевой доход ниже прожиточного минимума, увеличилось с 3664 до 4716 (или на 128.8%). Анализ структуры численности малообеспеченного населения в разрезе районов округа показывает, что в Агинском районе доля малообеспеченных граждан ниже среднего значения на 4,5% и составляет - 17,0%. В Могойтуйском, Дульдургинском районах данный показатель равен соответственно 24,4% и 25,3%, поэтому видится целесообразность акцентирования внимания на положение дел в данных районах.

Программно-целевой подход является эффективным механизмом в решении вопросов социальной поддержки населения, в которой немаловажную роль играет окружная целевая Программа "Развитие социальной защиты населения в Агинском Бурятском автономном округе" (2004 - 2006 г.г.). По данной Программе в 2004 году была оказана материальная помощь детям из малоимущих семей округа в виде продуктовых наборов на сумму 1000,0 тыс. руб., также были приобретены одежда, обувь, предметы первой необходимости на сумму 300,0 тыс.руб. Всего было охвачено - 1576 детей. В 2005 году в учреждениях социального обслуживания семьи и детей было организовано питание детей из малообеспеченных семей на сумму 200,0 тыс. руб.

Средняя величина оказанной адресной социальной помощи малообеспеченным гражданам в 2004 году составила 780 руб., в 2005 году - 763 руб., общая сумма помощи соответственно - 3098,0 тыс. руб. и 1764,7 тыс. руб. Основным видом материальной помощи были денежные выплаты.

Кроме того, реализация программных мероприятий позволила обеспечить развитие сети учреждений реабилитации и социального обслуживания населения, укрепление материально-технической базы, внедрение новых технологий, организацию предоставления социальных услуг на более высоком уровне, а также расширение их перечня.

Несмотря на вышеизложенное, обозначены следующие проблемы:

- в последние годы в категорию малообеспеченных помимо традиционно уязвимых групп населения (многодетные, неполные семьи, инвалиды, пенсионеры) попадают новые группы экономически активного населения, которые способны своим трудом самостоятельно обеспечить необходимый уровень благосостояния: трудоспособные родители, имеющие детей, безработные, военнослужащие, уволенные с военной службы, и члены их семей и др. Поэтому необходимо оказание поддержки социально уязвимым гражданам, не обладающим возможностями для самостоятельного решения социальных проблем;

- увеличение числа инвалидов, низкий показатель их реабилитации, ограниченные возможности в общении, приобщении к культурным ценностям, занятиям физкультурой и спортом требует принятия целенаправленных мер по их социальной поддержке;

- актуальна проблема оказания адресной помощи в оплате высокотехнологичных операций и приобретении дорогостоящих лекарств, так как низкий уровень доходов части населения не позволяет им самостоятельно решить вопрос оплаты оперативного лечения;

- новых подходов требует организация социального партнерства органов исполнительной власти с общественными объединениями и организациями социальной направленности, широкого использования конкурсов социально-значимых проектов по существующим проблемам;

- важной остается проблема подготовки и повышения квалификации специалистов органов социальной защиты населения и учреждений реабилитации и социального обслуживания населения.

Целесообразность комплексного решения вышеизложенных проблем программно-целевым методом обусловлена:

- сложностью и многообразием социальной поддержки населения округа, что предполагает разработку и осуществление комплекса мероприятий, взаимосвязанных по конкретным целям, ресурсам, срокам реализации и исполнителям;

- потребностью организации социального партнерства и координации усилий органов государственной власти округа с негосударственными организациями, в том числе общественными объединениями;

- имеющимся опытом реализации окружных целевых программ с использованием программно-целевого метода, как наиболее целесообразного в решении задач в сфере социальной защиты населения.

Исходя из этого, видится необходимость разработки и принятия окружной целевой Программы "Развитие социальной защиты населения в Агинском Бурятском автономном округе на 2007 - 2015 годы". Мероприятия, предусмотренные в проекте окружной целевой Программы, будут направлены на реализацию государственных социальных гарантий, укрепление и развитие системы социальной защиты населения, рынка социальных услуг.

В период с 2007 по 2015 годы запланирована работа по продолжению развития структурных подразделений учреждений социальной защиты населения, повышению эффективности социальных пособий и предоставления других форм помощи малодоходным группам населения, созданию необходимых условий для активного формирования негосударственной системы социальных услуг.

В Программу включены разделы:

- "Мероприятия по социальной поддержке семей с детьми, ветеранов ВОВ, инвалидов, граждан старшего поколения и других малоимущих категорий, оказавшихся в трудной жизненной ситуации";

- "Социально-значимые, социокультурные и физкультурно-оздоровительные мероприятия";

- "Мероприятия, направленные на оптимизацию социальной инфраструктуры системы социальной защиты населения, формирование общественного мнения и организацию воспитательной (разъяснительной, консультативной) работы среди населения".

Приоритетными определены следующие направления деятельности:

- обеспечение гарантий социальной защищенности и поддержки социально-уязвимых граждан, не обладающих возможностями для самостоятельного решения социальных проблем;

- совершенствование принципа адресности социальной помощи;

- повышение качества предоставляемых социальных услуг;

- внедрение в практику новых технологий и методик, соответствующих современному уровню предоставления социальных услуг и потребностей.

Адресная поддержка населения округа обеспечит повышение жизненного уровня наименее защищенных граждан округа, у которых доход ниже установленного прожиточного минимума, а также позволит повысить качество предоставляемых услуг и расширить их сферу.

Основным содержанием вышеуказанных мероприятий является оказание помощи детям, многодетным и неполным семьям, малообеспеченным категориям граждан, инвалидам, пожилым людям, а также другим категориям граждан, обратившимся за помощью в социальные службы.

Раздел 2. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


Основной механизм выполнения Программы - реализация программных мероприятий по социальной защите населения округа в соответствии со сроками исполнения, заключение договоров, а также контрактов и соглашений с исполнителями отдельных мероприятий, подготовка и выпуск приказов.

Заказчик Программы с учетом выделяемых на ее реализацию финансовых средств ежегодно уточняет целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, механизм реализации программных мероприятий, состав исполнителей.

При необходимости заказчик Программы вносит в установленном порядке предложения об изменении или продлении срока реализации программных мероприятий.

Финансирование мероприятий Программы осуществляется через ее заказчика - Департамент социального развития и здравоохранения округа.

Мероприятия Программы финансируются за счет средств окружного бюджета и Пенсионного фонда Российской Федерации. Заказчик Программы совместно с Департаментом финансов содействует своевременному и полному обеспечению программных мероприятий финансовыми ресурсами в пределах установленного законом округа "Об окружном бюджете" на соответствующий финансовый год.

{абзац 5 раздела 2 в редакции Закона Агинского Бурятского автономного округа от 25.06.2007 года N 776-ЗАО}

Оказание адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации, предполагается осуществлять по следующим направлениям:

1) оказание адресной социальной помощи в связи с празднованием Дня Победы -111,5 тысяч рублей. Помощь будет оказана инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, вдовам погибших военнослужащих в годы Великой Отечественной войны, бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, и других мест принудительного содержания, лицам, награжденным знаком "Жителю блокадного Ленинграда", остронуждающимся труженикам тыла. Средний размер выплаты в размере 500 рублей;

2) оказание адресной социальной помощи в связи с празднованием Дня пожилого человека - 120,0 тысяч рублей. Малообеспеченным неработающим пенсионерам, которым в 2007 году исполняется 75, 80, 85, 90 и более лет. Средний размер оказываемой помощи - 400 рублей;

3) оказание адресной социальной помощи в связи с празднованием Дня инвалида - 29,49 тысяч рублей, одинокопроживающим, неработающим пенсионерам получающим пенсию по инвалидности. Средний размер оказываемой помощи - 400 рублей;

4) оказание единовременной материальной помощи, средний размер 1500 рублей, оказывается неработающим пенсионерам оказавшимся в трудной жизненной ситуации, в том числе одинокопроживающим неработающим пенсионерам, получающим трудовую пенсию ниже прожиточного минимума, в соответствии со списками поданными Департаментом социального развития и здравоохранения на основании заявлений неработающих пенсионеров.

Для рассмотрения заявлений о выделении материальной помощи неработающим пенсионерам в Администрации округа создается коллегиальный орган (Комиссия), в состав которого входят представители Отделения ПФР, Департамента социального развития и здравоохранения округа, общественных организаций, который осуществляет контроль за реализацией Программы и целевым расходованием средств ПФР. Комиссия принимает решение об оказании и размере помощи назначенной каждому пенсионеру, формирует списки, при этом Отделение ПФР согласовывает указанные списки, сверяя их с информацией о получателях пенсии. Списки содержат информацию о размере помощи, способе её получения, номер пенсионного дела. Данные списки направляются в Департамент социального развития и здравоохранения для утверждения, затем направляются в Отделение ПФР для финансирования расходов на предусмотренные Программой мероприятия. Выплата помощи пенсионерам производится способом доставки, установленным для выплаты пенсии. Выписка из распорядительного документа Отделения, в части, касающейся конкретного пенсионера, приобщается Отделением ПФР к пенсионному делу получателя.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»