ЗАКОН
АГИНСКОГО БУРЯТСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
от 12 декабря 2005 года N 596-ЗАО
О внесении изменений в Закон автономного округа "О библиотечном деле"
____________________________________________________________________
Утратил силу с 17 апреля 2009 года на основании
Закона Забайкальского края от 1 апреля 2009 года N 154-ЗЗК
____________________________________________________________________
Принят
окружной Думой
8 декабря 2005 года
Внести в Закон автономного округа от 7 октября 1998 года N 60-ЗАО "О библиотечном деле" ("Агинская правда" от 3 ноября 1998 года N 132) в редакции Закона автономного округа от 6 июля 2001 года N 204-ЗАО ("Агинская правда" от 28 августа 2001 года N 102) изменения, изложив его в следующей редакции:
О библиотечном деле в Агинском Бурятском автономном округе
Настоящий Закон регулирует отношения субъектов библиотечного дела, определяет в соответствии с федеральным законодательством порядок и принципы государственной политики Агинского Бурятского автономного округа (далее - округ) в сфере библиотечного дела.
В настоящем Законе применяются следующие понятия:
1) библиотечное дело - отрасль информационной, культурно-просветительской и образовательной деятельности, в задачи которой входят создание и развитие сети библиотек, формирование и обработка их фондов, организация библиотечного, информационного и справочно-библиографического обслуживания пользователей библиотек, подготовка кадров работников библиотек, научное и методическое обеспечение развития библиотек;
2) библиотека - информационное, культурное, образовательное учреждение, располагающее организованным фондом документов и предоставляющее их во временное пользование физическим и юридическим лицам;
3) общедоступная библиотека - библиотека, которая предоставляет возможность пользования ее фондом и услугами юридическим лицам независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности и гражданам без ограничений по уровню образования, специальности, отношению к религии;
4) пользователь библиотеки - физическое или юридическое лицо, пользующееся услугами библиотеки;
5) библиотечный фонд - собрание документов библиотеки, систематически комплектуемое и организованное по определенным правилам и нормам в соответствии с ее специализацией;
6) документ - материальный объект с зафиксированной на нем информацией в виде текста, звукозаписи или изображения, предназначенный для передачи во времени и пространстве в целях хранения и общественного использования.
Окружная государственная политика в сфере библиотечного дела основывается на принципах:
1) содействия развитию и формированию общедоступной библиотечной сети, укрепления материальной базы библиотек;
2) создания условий для сохранности и пополнения библиотечных фондов;
3) стимулирования посредством налоговых льгот, кредитов и иными способами создания и деятельности библиотек независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности;
4) осуществления бюджетного финансирования окружных государственных библиотек, долевого участия в финансировании общественно значимых муниципальных библиотек и библиотек независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности;
6) содействия созданию библиотечных систем государственных и муниципальных общедоступных библиотек;
7) содействия образованию и деятельности общественных объединений в сфере библиотечного дела, развитию благотворительности, меценатства и спонсорства.
1. Органы государственной власти округа осуществляют защиту прав и свобод всех субъектов библиотечного дела посредством законодательной и иной нормативной деятельности, разработки и реализации окружных государственных программ развития библиотечного дела, а также программ, являющихся составной частью окружных государственных программ развития культуры.
2. В сфере библиотечного дела устанавливается многообразие форм собственности. Библиотеки могут основываться на государственной, муниципальной, частной и иной собственности. Каждый гражданин вправе обладать собственностью в сфере библиотечного дела. Право собственности может распространяться на библиотечные фонды, а также здания и сооружения, организации, учреждения, предприятия и иные объекты в сфере библиотечного дела.
1. Библиотеки могут создаваться как самостоятельные учреждения и как структурные подразделения юридических лиц. Учредителями библиотек могут выступать физические и юридические лица, а также уполномоченные на то органы государственной власти и органы местного самоуправления (далее - учредители). Учредители самостоятельно выбирают порядок и сроки деятельности библиотеки, а также решают иные вопросы, отнесенные федеральным и окружным законодательством к компетенции учредителей. Порядок создания, реорганизации и ликвидации библиотек определяется их уставами, принимаемыми в соответствии с федеральным законодательством.
2. Порядок создания, реорганизации и ликвидации библиотек - структурных подразделений юридических лиц определяется положениями о них, принятыми в соответствии с федеральным законодательством.
1. Основными видами деятельности библиотек являются:
1) комплектование библиотечного фонда;
2) хранение и учет документов библиотечного фонда;
3) библиотечное обслуживание;
4) копирование, консервация и реставрация документов библиотечного фонда;
5) научная, методическая, краеведческая деятельность.
2. Библиотеки вправе осуществлять иную не запрещенную законодательством деятельность.
1. Библиотечный фонд округа (далее - библиотечный фонд) - совокупность находящихся в округе документов, составляющих библиотечные фонды библиотек.
2. Документы, образующие библиотечный фонд, могут находиться в федеральной, окружной государственной, муниципальной, частной и иных формах и видах собственности. Библиотечные фонды, находящиеся в окружной государственной собственности, подлежат обязательному государственному учету.
3. Собственникам документов, образующих библиотечный фонд, гарантируется государственная защита права собственности. Ограничение права собственности на документы библиотечных фондов не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральными и окружными законами.
1. Государство в лице уполномоченных на то органов, муниципальные образования в лице органов местного самоуправления, юридические и физические лица имеют право приобретать в собственность документы библиотечного фонда по всем основаниям, не запрещенным законодательством.
2. Собственники вправе совершать сделки с документами библиотечного фонда, влекущие их отчуждение или возможность отчуждения, в соответствии с законодательством и договором о передаче документов в библиотечный фонд.
1. Комплектование библиотечных фондов производится библиотеками в соответствии с их специализацией. Хранение документов библиотечного фонда заключается в содержании документов в условиях, обеспечивающих их сохранность и безопасность. Учет документов библиотечного фонда включает идентификацию и регистрацию документов.
2. Порядок комплектования, хранения и учета документов библиотечного фонда определяется федеральными и окружными нормативными правовыми актами.
1. Копирование документов библиотечного фонда библиотеками допускается только в целях библиотечного обслуживания. Предоставление библиотеками документов библиотечного фонда для копирования в коммерческих целях производится на основе договоров, заключаемых с библиотеками в соответствии с законодательством.
2. Реставрация документов библиотечного фонда заключается в восстановлении их первоначального состояния.
3. Порядок копирования и реставрации документов библиотечного фонда определяется федеральными и окружными нормативными правовыми актами.
1. Национальной библиотекой округа является Окружная национальная библиотека имени Ц.Жамцарано. Окружная национальная библиотека имени Ц.Жамцарано - научный и методический центр округа в сфере библиотечного дела.
2. Окружная национальная библиотека имени Ц.Жамцарано является окружной государственной библиотекой. Учредителем окружной государственной библиотеки является государственный орган исполнительной власти округа, осуществляющий управление в сфере культуры. Устав Окружной национальной библиотеки имени Ц.Жамцарано утверждается Главой Администрации округа по представлению государственного органа исполнительной власти округа, осуществляющего управление в сфере культуры. Решение о реорганизации и ликвидации окружной государственной библиотеки принимается государственным органом исполнительной власти округа, осуществляющим управление в сфере культуры.
3. Окружная национальная библиотека имени Ц.Жамцарано (далее - окружная библиотека) выполняет на территории округа функции центральной библиотеки округа.
1. Учредителями муниципальных библиотек являются органы местного самоуправления в соответствии с уставами муниципальных образований, федеральным и окружным законодательством. Уставы муниципальных библиотек утверждаются соответствующими органами местного самоуправления.
2. Органы местного самоуправления поселений, являющихся административными центрами муниципальных районов, могут присваивать ведущей универсальной библиотеке соответствующего поселения статус центральной районной библиотеки. Центральные районные библиотеки осуществляют функции научных и методических центров в сфере библиотечного дела на территориях соответствующих муниципальных районов.
3. Решение о реорганизации, ликвидации муниципальной библиотеки может быть принято органом местного самоуправления. Библиотечные фонды реорганизуемых или ликвидируемых муниципальных библиотек подлежат передаче их учредителями в иные библиотеки округа.
1. Управление библиотеками включает решение вопросов создания, реорганизации и ликвидации библиотек, определение предмета и целей их деятельности, утверждение уставов, предоставление права осуществлять приносящую доходы деятельность, назначение и освобождение руководителей библиотек, установление порядка и условий использования закрепленного за библиотекой имущества, осуществление контроля за эффективностью использования и сохранностью имущества. Порядок управления библиотеками определяется их уставами.
2. Назначение на должность и освобождение от должности руководителей производится государственным органом исполнительной власти округа, органом местного самоуправления, принявшим решение о создании библиотеки, в соответствии с законодательством о труде.
1. Окружная и муниципальные библиотеки вправе самостоятельно формировать библиотечные фонды способами, не запрещенными федеральным законодательством, настоящим Законом и иными законами округа. Учредители окружной и муниципальных библиотек ежегодно финансируют библиотеки для комплектования библиотечных фондов.
2. От имени округа документы в библиотечный фонд окружной библиотеки вправе приобретать:
1) окружная библиотека - в пределах средств, выделяемых на комплектование фондов библиотек в соответствии с уставом окружной библиотеки и окружными правовыми актами;
2) государственный орган исполнительной власти округа, осуществляющий управление в сфере культуры, - в пределах средств, выделенных на приобретение документов библиотечных фондов;
3) иные уполномоченные Администрацией округа государственные органы.
3. От имени муниципальных образований документы в библиотечные фонды муниципальных образований вправе приобретать:
1) муниципальные библиотеки - в пределах средств, выделяемых на комплектование фондов библиотек, в соответствии с уставами муниципальных библиотек, правовыми актами округа и правовыми актами органов местного самоуправления;
2) органы местного самоуправления - в порядке, установленном уставом местного самоуправления и иными нормативными правовыми актами местного самоуправления, в соответствии с федеральным и окружным законодательством.
4. В библиотечный фонд окружной библиотеки направляются два обязательных бесплатных экземпляра всех произведенных на территории округа документов в порядке, установленном федеральным и окружным законодательством.
1. Для обеспечения деятельности окружной и муниципальных библиотек за ними на праве оперативного управления закрепляются здания, сооружения, оборудование и иное окружное и муниципальное имущество.
2. Для обеспечения деятельности окружной и муниципальных библиотек и пополнения их фондов учредители осуществляют финансирование за счет средств соответственно окружного и местных бюджетов. Дополнительное финансирование может производиться за счет доходов от самостоятельной коммерческой деятельности библиотек, предоставления пользователям платных услуг, иных средств в соответствии с федеральным и окружным законодательством, включая поступления от благотворителей, меценатов и спонсоров. Порядок использования финансовых средств библиотек определяется их уставами в соответствии с федеральным и окружным законодательством.
3. Органы государственной власти округа и органы местного самоуправления не вправе принимать решения, влекущие ухудшение материально-технического обеспечения библиотек, находящихся на бюджетном финансировании.