Система образования представляет собой одну из отраслей, определяющих создание инновационного климата и конкурентоспособности региона в целом. В Программе развития образования округа реализуется идея сбалансированного сочетания инновационной, экспериментальной деятельности с сохранением традиций, стабильности системы.
Реализация окружных целевых программ обеспечила построение системы инновационной деятельности, представленной сетью федеральных, окружных, районных опытно-экспериментальных площадок, апробирующих наиболее перспективные и проблемные направления модернизации образования. В то же время остро встает проблема наращивания собственного научного кадрового потенциала в округе, создание регионального центра научных исследований, который в перспективе будет способствовать развитию инновационной стратегии региона.
Опыт участия в выставочной деятельности Российского образовательного Форума эффективно влияет на развитие региональной системы образования, на рост профессионализма педагогов, управленцев. В настоящее время потенциал образовательных учреждений округа позволяет ставить новые, более сложные задачи - участие в конкурсных мероприятиях, которые организуются Министерством образования и науки в рамках Форума. В 2004 - 2005 учебном году по итогам заочного тура в финал Всероссийских конкурсов вышли Дульдургинская средняя школа и Могойтуйская средняя школа N 2. Дульдургинская средняя школа по итогам заключительного тура признана лауреатом конкурса "Инновационные разработки" в числе 17 образовательных учреждений России.
В округе продолжается уменьшение численности детей, обучающихся в дневных общеобразовательных школах. Несмотря на это, ведется политика по сохранению средней школы на селе как одного из главных градообразующих факторов. В перспективе предстоит отработать разные схемы взаимодействия образовательных учреждений, обеспечивающих реализацию Концепции профильного обучения, а также построения муниципальной образовательной сети через сотрудничество культурно-образовательных учреждений муниципального района.
Продолжается работа по регионализации содержания образования - создаются учебные программы, учебно-методические комплекты, разработан и издан национально-региональный компонент государственного образовательного стандарта по предметам. Изданы учебники и учебно-методические пособия, разработанные учителями округа, - "Булагай эхин", "География Агинского Бурятского автономного округа", "Хун болохо багаhаа", "Мунхын дуhалнууд". Совместно с Министерством образования и науки Республики Бурятия в помощь учителям выпущено региональное учебное пособие "Материальная и духовная культура бурят". Предстоит издание региональных учебно-методических комплектов по другим предметам.
Эксперимент по введению единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ) начат в округе в 2003 году, продолжится он в 2006-2007 годах, и планируется переход на штатный режим, т.е. будет осуществлен массовый переход. Расходы по проведению ЕГЭ в экспериментальном режиме финансируются из разных источников: федерального, окружного и муниципальных бюджетов. С 2009 года ЕГЭ предусматривается проводить за счет текущего финансирования.
Важнейшим направлением образовательной политики комитета образования является привлечение внимания к каждому ребенку, требующему социальной поддержки: одаренные дети, дети, имеющие отклонения в развитии, дети-инвалиды, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
В ходе реализации окружной целевой Программы развития образования с 2001 года 60 школьников 17 образовательных учреждений успешно приняли участие в зональных, всероссийских олимпиадах, по итогам которых некоторые выпускники поступили в престижные высшие учебные заведения: Московский, Новосибирский государственные университеты.
Неоценимое значение для развития детей, формирования у них конкурентоспособности имеет участие школьников во Всероссийских научно-практических конференциях. В составе Национальной команды России на соревнованиях молодых ученых международного уровня представили свои работы 8 учащихся, на Евразийском международном фестивале - 24. Участие детей в таких мероприятиях обеспечивается по окружной целевой программе.
Закрепление интеллектуальных, творческих достижений детей на российском и международном уровнях выдвигает необходимость организации учебно-тренировочных сборов одаренных детей на базе Агинской окружной гимназии, что позволит обеспечить создание банка данных об одаренных детях округа, подготовку победителей и призеров окружной олимпиады на зональные и всероссийские олимпиады, комплексное сопровождение творческого развития ребенка с привлечением научно-педагогического потенциала округа и научных центров. Планируется также и организация профильных смен одаренных детей, детей-сирот в загородных оздоровительных лагерях "Нарасун", "Аршаан", "Дружба".
Сохраняется тенденция увеличения числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возрастает число детей с особыми образовательными потребностями. Ежегодно через областную психолого-медико-педагогическую комиссию (далее - ПМПК) обследование проходят до 200 детей с округа, по результатам которого им рекомендуется обучение в специальных (коррекционных) классах или учреждениях. Поэтому ставится задача социальной реабилитации детей через создание особых условий: специальные группы в дошкольном образовательном учреждении, специальные классы в школах, в которых предполагается добиваться максимально возможной реабилитации, адаптации и интеграции детей в современное общество.
Растет численность детей, обучающихся на дому: в 2004-2005 учебном году на индивидуальном обучении по медицинским показаниям находятся 168 детей, из которых 122 имеют инвалидность и им нужна особая забота со стороны государства. Планируется закупить компьютеры ежегодно для 10-11 детей, тем самым они получат возможность заниматься по электронным учебникам и работать в Интернете. Среди них могут быть и такие дети, которые в дальнейшем по дистанционной форме обучения получат профессиональное образование.
Перспективы развития профессионального образования рассмотрены на коллегии Администрации округа, в решении которой определены направления модернизации профессионального образования в округе. К проблемным вопросам относится недостаточность перечня специальностей, по которым осуществляется подготовка специалистов и их несоответствие запросам рынка труда. В филиалах ВУЗов по отдельным специальностям наблюдается дублирование, в то же время не ведется подготовка по востребованным специальностям: специалистов среднего звена сельскохозяйственной отрасли, рабочих по строительным профессиям.
{абзац 13 раздела 1 в редакции Закона Агинского Бурятского автономного округа от 21.05.2007 года N 756-ЗАО}
Недостаточно выстроена многоуровневость и непрерывность профессионального образования. Требует обновления материально-техническая база учреждений профессионального образования. Слабая оснащенность учебных лабораторий современным оборудованием снижает масштабы и качество научно-исследовательской работы студентов и преподавателей. Обеспеченность компьютерами составляет 1 компьютер на 8 студентов. Библиотеки филиалов высших учебных заведений не располагают необходимым количеством научной литературы, учебно-методической литературы последних лет издания. Оптимизация сети учреждений профессионального образования позволит решить данные проблемы. Структурная перестройка системы профессионального образования: создание агротехнологического колледжа, расширение специальностей социально-гуманитарного направления Агинского педагогического колледжа, развитие университетского комплекса - расширит доступность высшего и среднего профессионального образования. В настоящее время прорабатывается вопрос создания мониторинга рынка труда. В общеобразовательных школах ведется допрофессиональная и профессиональная подготовка учащихся 8-11 классов по рабочим специальностям как "водитель категории С", "тракторист-машинист", "столяр-плотник", "швея", "кулинар" и т.д. В связи с тем, что имеется еще потребность в рабочих других профессий (строительных, сельскохозяйственных), планируется расширять перечень профессиональной подготовки в общеобразовательных учреждениях.
В округе работают достаточно подготовленные педагогические кадры с высоким инновационным потенциалом и в современных условиях ставится задача развития системы непрерывного образования специалистов. Качество такой подготовки в перспективе может обеспечить институт последипломного образования, реорганизованный на базе окружного института усовершенствования учителей и ориентированный на повышение квалификации и профессиональную переподготовку не только педагогических и управленческих кадров, но и специалистов социальной сферы. Система повышения квалификации направлена на личностно-профессиональное саморазвитие педагога, поэтому сохраняется необходимость глубокой методологической подготовки и профессиональной переподготовки работников образования по новым видам деятельности.
Анализ обеспеченности образовательных учреждений педагогическими кадрами показывает, что за последние 3-5 лет сохраняются вакантные места учителей иностранных языков, истории, физики, математики и др. Успешность целевой подготовки собственных педагогических и научных кадров зависит от частичного возмещения оплаты за обучение, за выделение квотных мест, учреждения специальных стипендий за отличную учебу, от организации работы выездных приемных комиссий и т.д. Закрепление молодых специалистов в образовательных учреждениях обеспечивается социальной поддержкой выпускников высших и средних учебных заведений. За 2003-2004 годы на приобретение жилья молодым учителям 24 школ направлено 2 млн. 203 тыс. 410 рублей.
Эффективность работы образовательных учреждений зависит от профессионализма и компетентности руководящих кадров. Поэтому необходима систематическая работа по повышению квалификации и профессиональной переподготовке управленцев и их резерва по специальности "Менеджмент в образовании", "Менеджмент в социальной сфере". За последние 3 года 125 человек получили дипломы профессиональной переподготовки работников службы сопровождения, учителей профильной школы, информатики, английского языка для начальных классов. Потребности в качественной организации профильного обучения, внедрения информационных технологий, единого государственного экзамена, подготовки собственных научных кадров, сопровождения одаренных детей для успешного участия в зональных, международных олимпиадах, конкурсах, конференциях требуют повышения квалификации наиболее подготовленных кадров в научных центрах России, в Интернет-центрах.
Значительно улучшилась материально-техническая база учреждений образования. Реализуются окружные программы по капитальному ремонту и строительству, исполнителями которых являются комитеты по ЖКХ, строительству и архитектуре. В 2005 году ведется строительство 22 объектов образования, за 2003-2004 годы на 22 объектах проведена полная замена электроосветительной сети, на 21 объекте - заменены кровля и на 5 - заменены оконные блоки. Создание современной материально-технической базы требует значительных финансовых средств, поэтому реализация программных мероприятий в данном направлении основана на привлечении средств с федерального бюджета. Для решения проблем обеспечения безопасности образовательных учреждений проведена работа с Министерством образования и науки Российской Федерации по поставке противопожарного оборудования на общую сумму 4 млн. 400 тыс. рублей на условиях софинансирования. В дальнейшем планируется установка автоматической пожарной сигнализации в школах, дошкольных образовательных учреждениях, учреждениях дополнительного и профессионального образования.
Реализация окружной целевой Программы "Информатизация и компьютеризация образовательных учреждений Агинского Бурятского автономного округа" позволила значительно улучшить обеспеченность общеобразовательных школ компьютерным оборудованием. Если в начале 2001 года на 1 компьютер приходилось 482 школьника, то в настоящее время в школах округа насчитываются 669 компьютеров и на 1 компьютер приходится 21 учащийся. Достигнутый уровень обеспеченности школ компьютерами требует организации сервисных служб, которые должны обеспечить постгарантийный ремонт и обслуживание аппаратно-программных комплексов, их частичную модернизацию и методическую поддержку для адаптации в учебном процессе. Интеграция образовательных учреждений в единую информационную среду, т.е. подключение к сети Интернет требует значительных затрат. На сегодня 15 школ (32%) подключены к Интернет, в том числе 4 отдаленные школы - по Соглашению Администрации округа и Министерства образования и науки Российской Федерации. Еще в 20 школах предстоит установить связь в рамках данного Соглашения, а в 9 школах - на средства окружного бюджета.
{абзац 19 раздела 1 в редакции Закона Агинского Бурятского автономного округа от 21.05.2007 года N 756-ЗАО}
С 2003 года ведется работа по обеспечению общеобразовательных школ типовым учебно-лабораторным оборудованием: 32 сельские школы получили современное оборудование для кабинетов химии, биологии, физики; осуществлена поставка спортивного оборудования в течение 2 лет. На условиях софинансирования планируется продолжить приобретение типовых учебных кабинетов и станочного оборудования для школьных мастерских. В течение 2004-2005 годов 30 школ округа обеспечены специализированными автобусами для перевозки детей. Сохраняется потребность обеспечить оставшиеся школы в 2006-2008 годах.
Во исполнение решения коллегии Администрации округа от 19 февраля 2003 года совместно с муниципальными образованиями начато обновление школьной мебели по окружной целевой Программе развития образования. В связи с высоким уровнем изношенности сохраняется потребность обновления школьной мебели, также и игрового оборудования дошкольных образовательных учреждений.
{абзац 21 раздела 1 в редакции Закона Агинского Бурятского автономного округа от 21.05.2007 года N 756-ЗАО}