Система показателей оперативной и годовой оценки качества управления финансами и платежеспособности муниципального образования состоит из двух основных групп показателей:
1) группа показателей оценки платежеспособности муниципальных образований, которые отражают способность муниципальных образований обслуживать существующие долговые обязательства своевременно и в полном объеме. Показатели оценивают как текущую платежеспособность муниципалитетов, так и их финансовый потенциал;
2) группа показателей оценки качества управления финансами муниципальных образований, которые отражают эффективность управления финансами муниципальных образований, результаты достигаемые органами местного самоуправления в выполнении требований финансовой дисциплины и достижении эффективного распределения финансовых ресурсов.
5.1. В группу показателей оценки платежеспособности муниципальных образований входят следующие показатели:
Блок "Уровень социально-экономического развития территории"
Показатель Р1 "Уровень социально-экономического развития территории".
Данный показатель представляет собой агрегированный результат по основным направлениям экономической деятельности административно-территориального образования. Показатель рассчитывается на основе следующих данных Федеральной службы госстатистики и соответствующих им индексов удельных весов:
N | Показатель экономической деятельности (W) | Индекс удельного веса по категориям (WN) |
1 | Индекс промышленного производства (добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, производство электроэнергии, газа и воды), в % | 1 |
2 | Объем отгруженных товаров собственного производства, выполнение работ и услуг собственными силами по добыче полезных ископаемых, обрабатывающие производства, производство электроэнергии, газа и воды, тыс.руб. на душу населения | 0,8 |
3 | Продукция сельского хозяйства во всех категориях хозяйств, тыс.руб. на душу населения | 0,4 |
4 | Ввод в действие жилых домов на душу населения, кв.м общей площади | 0,7 |
5 | Объем розничного товарооборота на душу населения, тыс.руб. | 1 |
6 | Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата, руб. | 0,8 |
7 | Объем платных услуг на душу населения, тыс.руб. | 0,5 |
8 | Доля индивидуальных предпринимателей в трудоспособном населении, % | 1 |
9 | Уровень зарегистрированной безработицы в % к трудоспособному населению | -0,6 |
Блок "Финансовая гибкость"
Показатель Р2 "Доля первоочередных расходов в расходах бюджета".
Объем первоочередных расходов бюджета для расчета данного показателя определяется как сумма обязательных расходов бюджета (по статьям экономической классификации). К обязательным расходам в соответствии с предлагаемой Методикой относятся: оплата труда, начисления на оплату труда, выплата процентов по долговым обязательствам, оплата коммунальных услуг. Данный показатель отражает долю вышеперечисленных расходов во всех расходах местного бюджета.
Данный показатель позволяет оценить долю расходов, сокращение которых может привести к негативным социальным последствиям. Значительная доля обязательных расходов свидетельствует о недостаточной финансовой гибкости. В случае сокращения доходов бюджета муниципальное образование столкнется с дилеммой - снижать общий объем расходов на оплату труда, коммунальные услуги или реструктурировать свои долговые обязательства.
Показатель Р3 "Доля капитальных вложений в расходах бюджета за последние 3 года".
Объем капитальных вложений, используемый для определения значения данного показателя, включает расходы бюджета, обеспечивающие инновационную и инвестиционную деятельность, в том числе:
расходы, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой;
средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам;
расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта;
иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности муниципального образования;
другие расходы бюджета, включенные в капитальные расходы бюджета.
Данный показатель отслеживает долю расходов, которые в случае необходимости могут быть сокращены, причем наименее болезненно по отношению к объему и качеству бюджетных услуг, предоставляемых муниципальным образованием. Большая доля капитальных расходов свидетельствует о большей финансовой гибкости муниципального образования и отражает возможность значительного сокращения расходов в случае возникновения данной потребности.
Показатель Р4 "Зависимость бюджета от финансовой помощи".
Зависимость бюджета муниципального образования от финансовой помощи определяется как отношение объема безвозмездных перечислений, полученных муниципальным образованием из республиканского бюджета, а для сельского поселения и из бюджета муниципального района, к общей сумме доходов.
Данный показатель характеризует зависимость доходов муниципального образования от безвозмездных поступлений из республиканского бюджета, а для сельского поселения и из бюджета муниципального района. Чем выше значение данного показателя, тем выше риск, связанный с возможным выпадением доходов в результате уменьшения финансовой помощи, что может негативно сказаться на сбалансированности бюджета и способности обслуживать долговые обязательства. Если значение показателя меньше 10%, то данный риск оказывает слабое влияние на общую платежеспособность.
Показатель Р5 "Соотношение роста доходов и текущих расходов бюджета за последние 3 года (месяца)".
Данный показатель отражает соотношение роста доходов и текущих расходов бюджета муниципального образования. В Методике к текущим расходам относятся расходы, рассчитываемые по следующей формуле:
ТР = Р - КР - РД, где