Данная Программа разработана с учетом требований государственной жилищной политики, закрепленной в новой редакции федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 865, являющейся организационно-финансовым инструментом реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России".
Жилищная проблема является одной из наиболее актуальных в социальной сфере Астраханской области. В настоящее время острый дефицит жилья существует как в городе Астрахани, так и в муниципальных районах Астраханской области.
Сократившиеся за период реформ 1990-2001 годов бюджетные ассигнования в строительство привели к значительному снижению предоставляемого бесплатно жилья очередникам, в связи с чем в жилищной сфере обозначились существенные проблемы.
Низкие показатели доступности жилья являются следствием недостаточности государственной поддержки обеспечения жильем граждан. Время ожидания в очереди на получение жилья в области в среднем составляет 20 лет.
Число семей, состоящих на учете для получения жилья и улучшения жилищных условий, по данным органов местного самоуправления Астраханской области на 01.05.2006 составляет 23774 (их них: в г. Астрахани - 15122 семьи или 63,6%, в муниципальных районах области - 8652 семьи или 36,4%).
В общем числе очередников - 4216 семей, перед которыми имеются государственные обязательства по обеспечению жильем граждан, вставших на учет до 1 января 2005 года, за счет средств федерального бюджета.
Данные о численности очередников на улучшение жилищных условий по Астраханской области приведены в приложении 1 к Программе.
Для обеспечения жилыми помещениями очередников необходимо построить более 1,3 млн. кв. м общей площади жилья (приложение 2).
Состояние жилищного фонда Астраханской области характеризуется следующими показателями.
Жилищный фонд Астраханской области составляет 19,2 млн. кв. м общей площади (в том числе: в г. Астрахани - 10,2 млн. кв. м или 53,1%, в муниципальных районах Астраханской области - 9,0 млн. кв. м или 46,9%). Большой проблемой является ликвидация непригодного для проживания жилищного фонда, общая площадь которого 2,2 млн. кв. м (в т.ч. 1,78 млн. кв. м по г. Астрахани), что составляет около 12% от общего объема жилищного фонда области. Переселению из непригодного для проживания жилья подлежат 38 тыс. семей, из которых 32 тыс. семей проживает в г. Астрахани.
При общей численности жителей Астраханской области 998,2 тыс. человек (в т.ч. 501,3 тыс. человек в г. Астрахани) в среднем на одного жителя Астраханской области приходится 19,3 кв. м жилой площади, в г. Астрахани - 20,5 кв. м. Показатели, характеризующие обеспеченность населения жильем, приведены в приложении 3.
В Астраханской области в результате приватизации доля частного жилищного фонда увеличилась до 78%, что привело к формированию нового слоя собственников жилья как социальной базы жилищной реформы.
Несмотря на тенденцию ежегодного увеличения объемов ввода жилья в Астраханской области, потребность в благоустроенном жилье остается высокой.
Годовой объем ввода жилья в области достиг 0,65 кв. м на 1 человека (648,3 тыс. кв. м в 2005 году) при среднем показателе по России - 0,302 кв. м. Общая потребность в жилье составляет около 4 млн. кв. м, т.е. почти 21% от имеющегося жилищного фонда. Уровень доходов граждан при существующих ценах на рынке недвижимости не позволяет им приобрести жилье исключительно за счет собственных средств. В связи с этим обозначается другой аспект жилищной проблемы: недостаточная платежеспособность населения, нуждающегося в улучшении жилищных условий.
В настоящее время лишь 9,8% семей имеют возможность приобрести или построить жилье с помощью собственных или заемных средств в соответствии с их жилищными потребностями и лишь 3,5% семей могут приобрести или построить жилье, соответствующее социальным нормативам обеспеченности жильем. При этом более 50% семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, хотели бы приобрести или построить собственное жилье. Удовлетворению потенциального спроса на жилье препятствуют недостаточные объемы жилищного строительства и ипотечного жилищного кредитования.
Основными проблемами в сфере жилищного строительства являются: отсутствие земельных участков для строительства жилья, обустроенных инженерной инфраструктурой; отсутствие системы кредитования застройщиков под залог земельных участков и возводимых жилых зданий; недостаточный объем жилищного строительства и высокий уровень цен на первичном рынке жилья; несоответствие качества строительных работ и используемых строительных материалов уровню цен на жилье.
В соответствии с действующим законодательством к компетенции органов местного самоуправления относится создание условий для жилищного строительства, а средства местных бюджетов направляются на обеспечение жильем малоимущих граждан. Но большинство муниципальных образований области являются дотационными, поэтому не имеют возможности самостоятельно решать проблему обеспечения жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Это определяет финансовую составляющую жилищной проблемы: необеспеченность и недостаточность средств местных бюджетов для финансирования жилищных программ.
В сложившихся условиях формирование рынка доступного жилья требует комплексного решения проблем повышения платежеспособного спроса населения. Реальная возможность заработать на достойное жилье для значительных групп населения будет способствовать активизации их экономической деятельности и преодолению иждивенческих настроений у значительной части общества.
Обозначенные вопросы носят межотраслевой и межведомственный характер. Комплексное их решение окажет положительное влияние на социальное благополучие в обществе, общее экономическое развитие области в целом и рост производства стройиндустрии в частности. Необходимы конкретные меры по изменению сложившейся ситуации, при которой потребность в доступном жилье с каждым годом возрастает, а темпы жилищного строительства значительно отстают от увеличивающегося спроса.
За период с 2002 по 2003 годы в области были приняты областные целевые программы и нормативные правовые акты по вопросу обеспечения жильем молодых семей, детей-сирот и граждан, проживающих в непригодном жилищном фонде. Необходимость объединения жилищных целевых программ, комплексного подхода к совершенствованию жилищного законодательства, решения проблем стройиндустрии области создала предпосылки создания данной Программы.
Необходимость ускоренного перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы определяет целесообразность использования программно-целевого метода для решения указанных проблем.