ПРАВИТЕЛЬСТВО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 августа 2006 года N 285-П
Об отраслевой целевой программе "Развитие жилищного строительства в Астраханской области на 2006-2010 годы"
(Изменения и дополнения:
постановление Правительства Астраханской области от 23.04.2010 N 177-П)
В целях реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", в соответствии с постановлением Правительства Астраханской области от 01.06.2006 N 183-П "О концепции отраслевой целевой программы "Развитие жилищного строительства в Астраханской области на 2006-2010 годы" (НГР:RU30000200600272)
Правительство Астраханской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Одобрить прилагаемую отраслевую целевую программу "Развитие жилищного строительства в Астраханской области на 2006-2010 годы" (далее - Программа).
2. Министерству строительства и дорожного хозяйства Астраханской области (Мухатов Т.Д.) внести в установленном порядке Программу на утверждение в Государственную Думу Астраханской области.
3. Агентству по печати и информационным коммуникациям Астраханской области (Зайцева М.А.) опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.
4. Постановление вступает в силу со дня его подписания.
И.о. Губернатора
Астраханской области
К.А. Маркелов
к постановлению
Правительства
Астраханской области
от 11.08.2006 N 285-П
Отраслевая целевая программа "Развитие жилищного строительства в Астраханской области на 2006-2010 годы"
(далее - Программа)
(в редакции постановления Правительства Астраханской области от 23.04.2010 N 177-П)
Наименование Программы: | отраслевая целевая программа "Развитие жилищного строительства в Астраханской области на 2006-2010 годы" |
Основания для разработки Программы: | концепция отраслевой целевой программы "Развитие жилищного строительства в Астраханской области на 2006-2010 годы", утвержденная постановлением Правительства Астраханской области от 01.06.2006 N 183-П |
Государственный заказчик Программы: | министерство строительства и дорожного хозяйства Астраханской области |
Основной разработчик Программы: | министерство строительства и дорожного хозяйства Астраханской области |
Исполнители основных мероприятий Программы: | министерство строительства и дорожного хозяйства Астраханской области, агентство по делам молодежи Астраханской области, министерство социального развития и труда Астраханской области, министерство сельского хозяйства Астраханской области |
Цель и задачи Программы: | - обеспечение доступности для населения жилья и коммунальных услуг на уровне, соответствующем их платежеспособному спросу и нормам предоставления жилых помещений |
Срок реализации Программы: | - 2006-2010 годы |
Объем и источники финансирования Программы: | за счет внебюджетных источников – 59935,7 млн. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы: | - исполнение государственных обязательств по обеспечению жилыми помещениями граждан отдельных категорий |
Система организации контроля за исполнением Программы: | Организация контроля за ходом выполнения Программы осуществляется в соответствии с постановлением Губернатора Астраханской области от 21.06.2003 N 281 "О порядке разработки, утверждения и реализации областных целевых программ на территории Астраханской области" |
Данная Программа разработана с учетом требований государственной жилищной политики, закрепленной в новой редакции федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 865, являющейся организационно-финансовым инструментом реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России".
Жилищная проблема является одной из наиболее актуальных в социальной сфере Астраханской области. В настоящее время острый дефицит жилья существует как в городе Астрахани, так и в муниципальных районах Астраханской области.
Сократившиеся за период реформ 1990-2001 годов бюджетные ассигнования в строительство привели к значительному снижению предоставляемого бесплатно жилья очередникам, в связи с чем в жилищной сфере обозначились существенные проблемы.
Низкие показатели доступности жилья являются следствием недостаточности государственной поддержки обеспечения жильем граждан. Время ожидания в очереди на получение жилья в области в среднем составляет 20 лет.
Число семей, состоящих на учете для получения жилья и улучшения жилищных условий, по данным органов местного самоуправления Астраханской области на 01.05.2006 составляет 23774 (их них: в г. Астрахани - 15122 семьи или 63,6%, в муниципальных районах области - 8652 семьи или 36,4%).
В общем числе очередников - 4216 семей, перед которыми имеются государственные обязательства по обеспечению жильем граждан, вставших на учет до 1 января 2005 года, за счет средств федерального бюджета.
Данные о численности очередников на улучшение жилищных условий по Астраханской области приведены в приложении 1 к Программе.
Для обеспечения жилыми помещениями очередников необходимо построить более 1,3 млн. кв. м общей площади жилья (приложение 2).
Состояние жилищного фонда Астраханской области характеризуется следующими показателями.
Жилищный фонд Астраханской области составляет 19,2 млн. кв. м общей площади (в том числе: в г. Астрахани - 10,2 млн. кв. м или 53,1%, в муниципальных районах Астраханской области - 9,0 млн. кв. м или 46,9%). Большой проблемой является ликвидация непригодного для проживания жилищного фонда, общая площадь которого 2,2 млн. кв. м (в т.ч. 1,78 млн. кв. м по г. Астрахани), что составляет около 12% от общего объема жилищного фонда области. Переселению из непригодного для проживания жилья подлежат 38 тыс. семей, из которых 32 тыс. семей проживает в г. Астрахани.
При общей численности жителей Астраханской области 998,2 тыс. человек (в т.ч. 501,3 тыс. человек в г. Астрахани) в среднем на одного жителя Астраханской области приходится 19,3 кв. м жилой площади, в г. Астрахани - 20,5 кв. м. Показатели, характеризующие обеспеченность населения жильем, приведены в приложении 3.
В Астраханской области в результате приватизации доля частного жилищного фонда увеличилась до 78%, что привело к формированию нового слоя собственников жилья как социальной базы жилищной реформы.
Несмотря на тенденцию ежегодного увеличения объемов ввода жилья в Астраханской области, потребность в благоустроенном жилье остается высокой.
Годовой объем ввода жилья в области достиг 0,65 кв. м на 1 человека (648,3 тыс. кв. м в 2005 году) при среднем показателе по России - 0,302 кв. м. Общая потребность в жилье составляет около 4 млн. кв. м, т.е. почти 21% от имеющегося жилищного фонда. Уровень доходов граждан при существующих ценах на рынке недвижимости не позволяет им приобрести жилье исключительно за счет собственных средств. В связи с этим обозначается другой аспект жилищной проблемы: недостаточная платежеспособность населения, нуждающегося в улучшении жилищных условий.
В настоящее время лишь 9,8% семей имеют возможность приобрести или построить жилье с помощью собственных или заемных средств в соответствии с их жилищными потребностями и лишь 3,5% семей могут приобрести или построить жилье, соответствующее социальным нормативам обеспеченности жильем. При этом более 50% семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, хотели бы приобрести или построить собственное жилье. Удовлетворению потенциального спроса на жилье препятствуют недостаточные объемы жилищного строительства и ипотечного жилищного кредитования.
Основными проблемами в сфере жилищного строительства являются: отсутствие земельных участков для строительства жилья, обустроенных инженерной инфраструктурой; отсутствие системы кредитования застройщиков под залог земельных участков и возводимых жилых зданий; недостаточный объем жилищного строительства и высокий уровень цен на первичном рынке жилья; несоответствие качества строительных работ и используемых строительных материалов уровню цен на жилье.
В соответствии с действующим законодательством к компетенции органов местного самоуправления относится создание условий для жилищного строительства, а средства местных бюджетов направляются на обеспечение жильем малоимущих граждан. Но большинство муниципальных образований области являются дотационными, поэтому не имеют возможности самостоятельно решать проблему обеспечения жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Это определяет финансовую составляющую жилищной проблемы: необеспеченность и недостаточность средств местных бюджетов для финансирования жилищных программ.
В сложившихся условиях формирование рынка доступного жилья требует комплексного решения проблем повышения платежеспособного спроса населения. Реальная возможность заработать на достойное жилье для значительных групп населения будет способствовать активизации их экономической деятельности и преодолению иждивенческих настроений у значительной части общества.
Обозначенные вопросы носят межотраслевой и межведомственный характер. Комплексное их решение окажет положительное влияние на социальное благополучие в обществе, общее экономическое развитие области в целом и рост производства стройиндустрии в частности. Необходимы конкретные меры по изменению сложившейся ситуации, при которой потребность в доступном жилье с каждым годом возрастает, а темпы жилищного строительства значительно отстают от увеличивающегося спроса.
За период с 2002 по 2003 годы в области были приняты областные целевые программы и нормативные правовые акты по вопросу обеспечения жильем молодых семей, детей-сирот и граждан, проживающих в непригодном жилищном фонде. Необходимость объединения жилищных целевых программ, комплексного подхода к совершенствованию жилищного законодательства, решения проблем стройиндустрии области создала предпосылки создания данной Программы.
Необходимость ускоренного перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы определяет целесообразность использования программно-целевого метода для решения указанных проблем.
Основной целью Программы является комплексное решение проблем жилищной политики в области, направленной на обеспечение устойчивого функционирования и развития жилищной сферы, что позволит повысить уровень доступности жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания в нем, а также создать условия для развития жилищного строительства, благоприятного инвестиционного климата в жилищной сфере.
Формирование рынка доступного жилья должно обеспечиваться за счет сбалансированного стимулирования спроса и предложений на рынке недвижимости, а также выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем граждан отдельных категорий и созданию условий бесплатного предоставления муниципального жилья малоимущим гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Таким образом, в рамках поставленной цели следует выделить приоритетные направления, на достижении которых будут сконцентрированы основные финансовые и организационные усилия при реализации Программы:
а) в части стимулирования спроса на жилье:
- увеличение объемов ипотечного жилищного кредитования;
- выполнение государственных обязательств перед отдельными категориями граждан;
- повышение доступности жилья для населения;
б) в части формирования предложений на рынке недвижимости:
- увеличение объемов жилищного строительства с решением проблемы обустройства земельных участков коммунальной инфраструктурой;
- модернизация объектов коммунальной инфраструктуры.
Для достижения указанной цели в рамках Программы и развития установленных приоритетных направлений деятельность органов государственной власти Астраханской области и местного самоуправления должна быть сконцентрирована на решении следующих задач:
а) в области обеспечения доступности жилья - развитие эффективного рынка и финансовых механизмов, обеспечивающих доступность жилья для граждан с достаточной платежеспособностью, а также поддержка малоимущих граждан в улучшении жилищных условий за счет бюджетных средств в пределах установленных социальных стандартов;
б) в области жилищного строительства - обеспечение высоких темпов жилищного строительства и реконструкции жилья, позволяющих достичь ежегодного ввода более 600 тыс. кв. м жилья, с ежегодным увеличением объемов жилищного строительства, обеспечивающим к 2010 году достижение показателя ввода жилья не менее 1 кв. м на одного жителя в год, в условиях снижения административных барьеров на рынке жилищного строительства;
в) в части выполнения текущих обязательств по обеспечению жильем граждан отдельных категорий:
- предоставление жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма малоимущим гражданам;
- для граждан с достаточной платежеспособностью, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление субсидий и долгосрочных займов (кредитов) на строительство (приобретение) жилья;
- для граждан с достаточной платежеспособностью, не состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и желающих их улучшить, содействие развитию рынка жилья и рыночных финансовых механизмов, формирующих условия доступности приобретения жилья на рынке, в том числе за счет предоставления ипотечных кредитов (займов) на строительство (приобретение) жилья;
- развитие услуг коммерческой аренды на рынке жилья.
Развитие конкуренции на рынке аренды, обеспечивающей доступность аренды жилья, т.е. достаточное предложение и умеренные цены, может быть достигнуто с помощью создания условий для развития среднего бизнеса по эксплуатации домов для аренды через предоставление льгот арендодателям жилья, через вывод рынка аренды из тени.
Рынок аренды жилья способен решить ряд важнейших проблем: практически полное обеспечение населения жильем; высокую мобильность рабочей силы, из-за недостатка которой страдает экономика; приведение в относительное соответствие реальных доходов семьи и стоимости обслуживания занимаемого ею жилья.
Решение задач в области обеспечения доступности жилья должно быть осуществлено через развитие эффективного рынка недвижимости и финансовых механизмов, обеспечивающих доступность жилья для граждан с достаточной платежеспособностью, на основе увеличения объемов жилищного строительства с повышением потребительских качеств товарной строительной продукции и развития коммунальной инфраструктуры.
Программа реализуется в один этап. Срок реализации Программы - 2006-2010 годы.
Программные мероприятия направлены на реализацию поставленных задач и подразделяются на мероприятия по совершенствованию нормативной правовой базы, организационные мероприятия, а также мероприятия по финансированию капитальных и прочих расходов за счет средств федерального и областного бюджетов.
Среди программных мероприятий, связанных с совершенствованием нормативной правовой базы, наиболее важным является внесение изменений в нормативные правовые акты в целях приведения их в соответствие с Градостроительным и Жилищным кодексами Российской Федерации.
Организационные мероприятия будут направлены на: