Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ "СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ НА 2006 - 2010 ГОДЫ"

1.1.8. Потребительский рынок


Внутренняя торговля и услуги населению - одна из важнейших сфер жизнеобеспечения населения. Современный потребительский рынок отличается относительно высокой насыщенностью, отсутствием товарного дефицита. В этой сфере экономики наиболее высока предпринимательская и инвестиционная активность.

Отрасль вносит свой вклад в формирование доходной части бюджетов всех уровней. Поступление налоговых платежей от торговли и общественного питания за 2004 год в бюджеты всех уровней составило более 480 млн. рублей, или 8,5% от всех поступлений (за 2003 год - 4,4%). В валовом региональном продукте республики доля потребительского рынка и сферы услуг составляет 25,1% (2003 год - 23,7%).

Потребительский рынок Хакасии - это крупный сектор республиканской экономики, обеспечивающий товарами и услугами порядка 550 тыс. человек - жителей республики и ее гостей.

На начало 2003 года в республике насчитывалось 3913 предприятий потребительского рынка. По состоянию на 1 января 2005 года функционировало 4481 предприятие потребительского рынка, в том числе торговли - 2815, общественного питания - 652, бытового обслуживания - 1014 и более 40 рынков. Мелкорозничная сеть насчитывает до 1000 объектов.

Отрасль сохраняет лидирующее положение в сфере малого бизнеса как по числу предприятий, так и по численности занятых в ней работников, где осуществляют деятельность около 800 субъектов малого бизнеса.

Рост реальной заработной платы и пенсий в 2004 году способствовал дальнейшему увеличению потребительского спроса. Через все каналы реализации было продано товаров и услуг на 16,1 млрд. рублей, что на 3,5% (в сопоставимых ценах) больше, чем за 2003 год, и на 9,3% больше, чем за 2002 год. К концу 2005 года эта цифра оценивается в 18,5 млрд. рублей, что на 2,4% превышает уровень предыдущего года и на 6% - уровень 2003 года.

Рост потребительских цен в 2004 году (среднемесячный прирост цен в 2004 году составлял 1%, в 2003 году за этот же период - 0,9%,) и реальных располагаемых денежных доходов населения (рост в 2004 г. к 2003 г. - 107,4%, 2003 г. к 2002 г. - 105,6%) определял ситуацию на потребительском рынке республики.

В развитии потребительского рынка в 2004 году в целом сохранялись позитивные тенденции, наметившиеся в предыдущие четыре года.

Повышение платежеспособного спроса населения на потребительские товары предопределило рост оборота розничной торговли, который в 2004 году составил 10756,6 млн. рублей, в товарной массе на 3,9 % к уровню 2003 года (по России - на 12,1%). Населению республики было реализовано товаров на 362 млн. рублей (в сопоставимых ценах) больше, чем в предшествующем году (в 2003 году по сравнению с 2002 годом - на 692,5 млн. рублей). В 2005 году, по оценке, население республики приобретет товаров на сумму 12263 млн. рублей, т.е. почти на 392 млн. рублей больше, чем в 2004 году.

Рынок платных услуг населению остается существенной частью общего потребительского рынка, на его долю приходится 28,4%.

За 2004 год населению республики предоставлено платных услуг на 4554,7 млн. рублей, или на 2,9% больше, чем за 2003 год. Населению (по сравнению с 2003 годом) оказано услуг на 111,5 млн. рублей больше.

Рост цен на платные услуги, который в 2005 году по-прежнему опережает рост цен на товары и потребительские цены в целом, работает на снижение индекса физического объема платных услуг.

Сохраняется неравномерная динамика в развитии отдельных видов платных услуг населению.

Рост услуг связи (103,9% в 2004 году по сравнению с 2003 годом, в 2005 году за 8 месяцев - 132,2% по сравнению с январем - августом 2004 года) был предопределен повышением качества предоставляемых услуг, повышением их конкурентоспособности, перераспределением емкостей телефонных станций в сторону более полного удовлетворения потребностей населения.

Лидером по объему услуг связи для населения на протяжении нескольких лет является подвижная электросвязь. Именно она определяла "взрывную" динамику услуг связи, предоставленных населению.

По транспортным услугам наблюдается тенденция к снижению роста физического объема, на протяжении восьми месяцев 2005 года наблюдалось снижение оказываемых транспортных услуг, и за январь - август оно составило 14,1%. Это произошло под влиянием значительного роста цен и тарифов на эти услуги, который привел к снижению пассажирооборота на транспорте общего пользования. Кроме того, изменились и предпочтения средне- и высокодоходных слоев населения в пользу транспорта личного пользования и служебных автомашин, что также повлияло на формирование данного показателя.

Сохраняется дифференциация в расходах на одного жителя как на платные, так и на бытовые услуги по городам и районам Хакасии. Так, если в 2004 году каждый житель республики тратил на платные услуги 8407 рублей, а на бытовые - 1298 рублей, то в большинстве районов эти показатели ниже среднереспубликанских.

К особенностям развития потребительского рынка товаров и услуг в текущем году можно отнести: сохраняющийся разрыв в темпах роста потребительских цен на товары и услуги, продолжающееся изменение структуры объема платных услуг за счет сокращения доли бытовых услуг, пассажирского транспорта и увеличения доли услуг связи и социальной сферы.