Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ "СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ НА 2006 - 2010 ГОДЫ"

Грузовые и пассажирские перевозки транспортом общего пользование в Республике Хакасия


2003 г.

2004 г.

2005 г. оценка

Перевезено грузов - всего, тыс. тонн

11944,4

12740,7

12370

в том числе

железнодорожный

10 980

12 094

11 697

автомобильный

957,1

646,7

654

воздушный

7,3

-

19

Перевезено пассажиров - всего, млн. чел.

20,0

18,5

14,3

в том числе

железнодорожный

1,0

1,1

1, 5

автобусный

13,6

11,3

7,7

троллейбусный

5,4

6,1

5,1



В Республике Хакасия имеются крупный железнодорожный узел (ст. Абакан), аэропорт (г. Абакан), речной порт (г. Абакан).

По территории Республики Хакасия проходят железнодорожные магистрали: Абакан - Тайшет, Абакан - Ачинск, Абакан - Новокузнецк.

Выполняя Соглашение о взаимодействии между Министерством путей сообщения Российской Федерации, Красноярской железной дорогой и Правительством Республики Хакасия на 2003 - 2007 годы от 30.09.2003 года N 44д, Красноярская железная дорога осуществила мероприятия по организации движения поездов пригородного сообщения, связанные с улучшением обслуживания пассажиров. С 2003 года между Красноярском и Абаканом курсирует скорый электропоезд повышенной комфортности. В ноябре 2004 года открыто движение скорого электропоезда повышенной комфортности сообщением Абакан - Междуреченск, однако с июня 2005 года движение этот поезда прекращено из-за низкой эффективности перевозок.

Через аэропорт Абакан осуществляют перевозки авиакомпании "Владивосток-Авиа" и "КрасЭйр" (красноярская авиакомпания). В настоящее время "Авиакомпания Хакасия" занимается обслуживанием самолетов этих авиакомпаний и продажей населению Республики Хакасия и юга Красноярского края билетов на самолеты этих компаний. В 2004 году открыты авиарейсы в Харбин (КНР) авиакомпанией "Владивосток-Авиа" и во Франкфурт - на - Майне (Германия) через Красноярск авиакомпанией "КрасЭйр". Авиалиниями республиканский центр связан со столицей России и крупными городами Сибири и Дальнего Востока.

Нагрузка на взлетно-посадочную полосу значительно возросла. На данный момент качество и устойчивость существующих покрытий аэродрома не может обеспечить должную безопасность полетов, поэтому требуется их незамедлительный ремонт.

Помимо этого, необходим ремонт покрытия рулежных дорожек, перрона, требуется замена светосигнального оборудования на более совершенное. Собственных средств ОАО "Аэропорт Абакан" и бюджетных возможностей Республики Хакасия недостаточно для осуществления качественной реконструкции взлётно-посадочной полосы. Кроме того, данная полоса аэропорта находится в федеральной собственности и используется ОАО "Аэропорт Абакан" по договору аренды. Ежегодно в федеральную казну отчисляются арендные платежи в сумме более трех миллионов рублей.

Решение вопросов, связанных с ремонтом и реконструкцией аэропорта, будет способствовать развитию воздушного транспорта в республике.

Протяженность существующей сети автомобильных дорог общего пользования Республики Хакасия по состоянию на 1 января 2005 года составила 2359,4 км. Проходящий по территории республики участок федеральной автомобильной дороги М-54 "Енисей" протяжённостью 186,1 км в 2004 году передан в управление и на баланс ГУ "Федеральное управление автомобильных дорог "Байкал".

В общей сети республиканских автомобильных дорог общего пользования по состоянию на 1 января 2005 года удельный вес автомобильных дорог с твердым покрытием составил 96 %, из них 63% - дороги с усовершенствованным типом покрытия и 37% - с переходным типом покрытия. Автомобильные дороги общего пользования Республики Хакасия с грунтовым покрытием составляют 4%.

Опорная сеть дорог, связывающая республиканский центр с административными центрами муниципальных районов, в основном находится в удовлетворительном состоянии, однако отдельные участки требуют безотлагательного ремонта.

На автомобильных дорогах общего пользования Республики Хакасия эксплуатируется 168 автодорожных мостов общей длиной 5795,5 метра, в том числе капитальные автодорожные мосты составляют 83 %, деревянные - 17%. В настоящее время в хорошем состоянии на дорогах общего пользования находится 18 мостов общей длиной 1412 метра. В удовлетворительном состоянии находится 128 мостов общей длиной 4020,5 метра. В неудовлетворительном состоянии находится 22 моста общей длиной 363 метра. Часть мостов, находящихся в удовлетворительном состоянии, требует реконструкции из-за несоответствия колёсоотбойных брусьев и габаритов возросшим требованиям.

Несмотря на сложную экономическую ситуацию и ограниченные финансовые возможности, в целях обеспечения безопасности автобусных перевозок с декабря 2001 года дополнительно начаты работы по обеспечению беспрепятственного проезда автомобильного транспорта на бесхозных сельских дорогах, протяженность которых по состоянию на 1 января 2005 года составила 374 км.

Количество населенных пунктов, не имеющих устойчивого дорожного сообщения, снизилось до 23.

В республике законодательно сохранён целевой бюджетный дорожный фонд, что позволяет, хоть и не в полной мере, решать задачи по безопасности автобусных перевозок.

В связи с разграничением расходных бюджетных обязательств между субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями планируется передача отдельных межмуниципальных автомобильных дорог общего пользования Республики Хакасия, не имеющих регионального значения, на баланс соответствующих муниципальных образований.

За счет территориального дорожного фонда Республики Хакасия с долевым участием средств федерального бюджета в 2004 году закончено строительство объекта "Обход г. Абакана с мостовым переходом через реку Енисей".

В 2004 году начато и в настоящее время продолжается строительство автодороги Абакан - Большой Ортон - Таштагол с подъездом к г. Междуреченску, которая соединит федеральные автомобильные дороги "Енисей" и "Чуйский тракт". С вводом в эксплуатацию данного транспортного коридора значительно (на 316 км) сократятся расстояния автомобильных перевозок между Республиками Тыва, Хакасия, с одной стороны, и Республикой Алтай, Алтайским краем, Кемеровской областью и другими субъектами Российской Федерации в западном направлении, в том числе входящими в состав Сибирского федерального округа, - с другой.

Данный транспортный коридор также обеспечит автомобильные перевозки между Республикой Хакасия, Китаем и Монголией по более короткому маршруту.

Развитие дорожной сети неразрывно связано с темпами автомобилизации. В Республике Хакасия наблюдается неуклонный рост численности автомобильного парка за счет увеличения количества легковых автомобилей, находящихся в личной собственности граждан, которые составляют наибольший удельный вес (87,6 %) в составе автомобильного парка республики. Это обстоятельство настоятельно требует развивать и совершенствовать республиканскую дорожную сеть для удовлетворения возрастающих потребностей населения в автомобильных перевозках (автотранспортном сообщении).