(в % к итогу)
2003 год | 2004 год | 2005 год (оценка) | |
Доходы, всего | 100,0 | 100,0 | 100,0 |
в том числе: | |||
Налоговые доходы | 66,6 | 68,2 | 69,3 |
из них: | |||
налог на прибыль организаций | 10,9 | 13,5 | 15,9 |
налог на доходы физических лиц | 29,0 | 25,2 | 27,2 |
налог на игорный бизнес | 0,0 | 0,3 | 0,7 |
акцизы | 5,1 | 8,0 | 8,2 |
налог с продаж | 1,5 | 0,2 | 0,0 |
налоги на совокупный доход | 1,6 | 3,4 | 4,5 |
налоги на имущество | 6,7 | 7,0 | 10,6 |
платежи за пользование природными ресурсами | 8,8 | 9,7 | 2,2 |
государственная пошлина | 0,2 | 0,2 | 0,6 |
прочие федеральные налоги | 2,0 | 0,2 | |
налоги и сборы субъектов Российской Федерации | 0,6 | 0,6 | |
местные налоги и сборы | 0,1 | 0,1 | |
прочие налоги и сборы | 0,1 | ||
Неналоговые доходы | 5,4 | 5,7 | 5,7 |
из них: | |||
доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности | 3,6 | 4,5 | 4,2 |
доходы от продажи земли и нематериальных активов | 0,0 | 0,0 | 0,1 |
административные платежи и сборы | 0,6 | 0,5 | |
штрафные санкции, возмещение ущерба | 0,5 | 0,5 | 0,4 |
прочие неналоговые доходы | 0,7 | 0,2 | 1,0 |
Средства, полученные в рамках межбюджетных отношений (дотации, субвенции, трансферты) | 26,2 | 23,5 | 21,1 |
Доходы от предпринимательской деятельности | 1,8 | 2,6 | 3,9 |
Основными территориями, обеспечивающими поступления доходов в республиканский бюджет Республики Хакасия, являются г. Абакан и г. Саяногорск, на территории которых расположены основные промышленные предприятия, а именно: ОАО "Саяно-Шушенская ГЭС им. П.С. Непорожнего", ОАО "Саяногорский алюминиевый завод", ОАО "Аян", Абаканское отделение Красноярской железной дороги и т.д.
Республиканский бюджет Республики Хакасия за 2003 год исполнен по собственным доходам на сумму 1989,4 млн. рублей, что составляет 107,7% от планируемой на год суммы. В 2004 году собственных доходов в республиканский бюджет поступило 2504,5 млн. рублей, или 107,0% от годовых бюджетных назначений, что больше, чем в 2003 году, на 515,1 млн. рублей.
Структура доходных источников республиканского бюджета Республики Хакасия в 2003 году выглядела следующим образом: налоговые доходы - 54,9%, в том числе налог на доходы физических лиц - 15,3%, налог на прибыль - 12,2%, акцизы - 6,2%, налоги на имущество - 5,2%; средства, полученные в рамках межбюджетных отношений, - 41,6%; неналоговые доходы - 2,4%.
По сравнению с 2003 годом в 2004 году структура республиканского бюджета Республики Хакасия изменилась: налоговые доходы -58,6%, в том числе налог на прибыль - 14,4%, налог на доходы физических лиц - 11,3%, акцизы - 10,8%, налоги на имущество - 7,0%; средства, полученные в рамках межбюджетных отношений, - 36,3%; неналоговые доходы - 3,3%.
Удельный вес собственных доходов республиканского бюджета увеличился в 2004 году по сравнению с 2003 годом на 5,3%, и соответственно сократился удельный вес средств, получаемых в рамках межбюджетных отношений.
Увеличение поступлений по налогу на прибыль связано с ростом рентабельности организаций цветной металлургии и угольной промышленности, по акцизам - с изменением порядка зачисления акцизов на нефтепродукты.
Ожидаемая оценка исполнения собственных доходов консолидированного бюджета Республики Хакасия в 2005 году 5451,7 млн. рублей, республиканского бюджета - 3368,7 млн. рублей.
Ежегодно при формировании консолидированного бюджета Республики Хакасия основными приоритетами бюджетных расходов являются расходы социальной направленности. Удельный вес социально значимых расходов на содержание учреждений социальной сферы, социальные программы и мероприятия в общем объеме расходов консолидированного бюджета с каждым годом увеличивается. В 2003 году доля расходов на социальную сферу в общем объеме консолидированного бюджета составила 52,5 %, в 2004 году - 58,0%, а в 2005 году ожидаемая оценка составит 68,2%, что на 10,2% больше, чем в 2004 году, и на 15,7 % больше по отношению к 2003 году.
Расходы на образование в 2003 году составили 1466190 тыс. рублей, или 26,9% в общем объеме расходов бюджета, в 2004 году - 1836859 тыс. рублей, что на 25% больше, чем в 2003 году. По сравнению с 2003 годом на 0,3% в 2004 году увеличилась доля расходов на культуру и искусство, на 2,3% - на здравоохранение и спорт. В 2005 году ожидается исполнение по ассигнованиям на содержание бюджетных учреждений в сфере образования, культуры и здравоохранения в среднем на 25% больше по сравнению с 2004 годом.
Уменьшается доля расходов по отношению к предыдущим периодам на государственное управление (7% против 8,5 % в 2003- 2004 годах) и прочих расходов (7,1% против 21,1% в 2003 году и 15,0% в 2004 году).
Формирование бюджета на 2005 год в значительной степени было связано с изменениями федерального законодательства в части бюджетной классификации и разграничения расходных полномочий между уровнями бюджетной системы, что внесло изменения в структуру расходов бюджета и значительно увеличило нагрузку на консолидированный бюджет Республики Хакасия, прежде всего на собственно республиканский.
В рамках перераспределения полномочий расходная часть республиканского бюджета в 2005 году увеличилась на 192919 тыс. рублей. В том числе в сфере образования финансирование учреждений начального и среднего профессионального образования дополнительно потребовало увеличения расходных обязательств республиканского бюджета на 115280 тыс. рублей, в связи с передачей в 2005 году с муниципального уровня на республиканский уровень расходных обязательств по мероприятиям в области социальной политики расходы республиканского бюджета увеличились на 57312 тыс. рублей, субвенции на возмещение расходов местных бюджетов по лечебно-профилактической и лабораторно-диагностической деятельности ветеринарных учреждений составили 20327 тыс. рублей.
Благодаря бюджетно-финансовому запасу, созданному на начало 2005 года, удалось решить часть проблем, связанных с финансированием этих расходных полномочий.
Повышение заработной платы работникам бюджетной сферы по ЕТС в 2005 году дополнительно потребовало увеличения расходов в сумме 85944 тыс. рублей.
По передаваемым полномочиям муниципальным образованиям из Регионального фонда компенсаций в 2005 году ожидается выделить субвенций в сумме 1152289 тыс. рублей, что в общем объеме расходов республиканского бюджета составит 23,9 %.