Действующий

ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА "ДОСТУПНОЕ И КОМФОРТНОЕ ЖИЛЬЕ - ГРАЖДАНАМ РОССИИ" В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН (с изменениями на: 29.12.2009)


 1. Характеристика проблемы


Проблема обеспечения жильем граждан, перед которыми государство имеет свои обязательства, определенные законодательством Российской Федерации и Республики Дагестан, до настоящего времени остается одной из наиболее острых социальных проблем. На сегодняшний день на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий указанных категорий граждан по Республике Дагестан состоит 3686 семей, что составляет 11,5 процента от общего количества семей, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, в том числе:

Группы граждан по отдельным категориям

Количество семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий по состоянию на 01.01.2006

Граждане, уволенные с военной службы (службы), и приравненные к ним лица

71

Граждане, подлежащие отселению с комплекса "Байконур"

0

Участники ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф

1078

Вынужденные переселенцы

104

Граждане, выезжающие из районов Крайнего Севера

10

Ветераны Великой Отечественной войны, инвалиды ВОВ и приравненные к ним лица

941

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей

285

Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов

1197

ВСЕГО:

3686 семей


Основной задачей в процессе реализации данного раздела является организация рационального управления процессом предоставления субсидий, целевого контроля за расходами бюджетных средств, проведение мониторинга хода выполнения мероприятий с периодической оценкой результатов.

Практикой установлено, что приоритетной формой бюджетного финансирования расходов по обеспечению жильем для постоянного проживания категорий граждан, установленных федеральным законодательством, является выпуск и погашение государственных жилищных сертификатов (далее - сертификаты).

Анализ хода реализации подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года N 675 (далее - подпрограмма), показал эффективность применения механизма предоставления субсидий, удостоверяемых сертификатами, при реализации прав граждан на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета, действенность основных принципов, таких как добровольность, целевое адресное предоставление средств федерального бюджета, а также привлечение собственных или заемных (кредитных) средств граждан для приобретения жилья.

Принцип добровольного участия позволил гражданам выбирать более подходящий для них способ решения жилищной проблемы.

Принцип целевого адресного предоставления безвозмездных субсидий на приобретение жилья доказал свою эффективность, поскольку позволил:

решать жилищную проблему путем предоставления гражданам возможности приобретения готового жилья на рынке;

предоставлять гражданам право выбора местоположения жилья и его качественных характеристик;

обеспечить расходование бюджетных средств, направляемых непосредственно гражданам - участникам подпрограммы, только на приобретение жилья.

В ранее действовавшей подпрограмме были охвачены не все категории граждан, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставлено право на получение субсидии для приобретения жилья.

Основные принципы реализации подпрограммы предлагается распространить на мероприятия по оказанию финансовой поддержки всем категориям граждан Российской Федерации, перед которыми государство имеет обязательства по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Мероприятиями данного раздела предусмотрено выделение средств федерального и республиканского Республики Дагестан бюджетов и на другие категории граждан, перед которыми существуют обязательства в соответствии с законодательством, для обеспечения жильем ветеранов Великой Отечественной войны и приравненных к ним категорий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Для устойчивого функционирования системы предоставления субсидий отдельным категориям граждан целесообразно использование программно-целевого метода для решения их жилищной проблемы, поскольку она:

является одной из приоритетных при формировании федеральных и республиканских целевых программ, ее решение позволит обеспечить улучшение жилищных условий и качества жизни населения, создать условия для функционирования и развития рынка жилья;

носит межотраслевой и межведомственный характер и не может быть решена без участия федерального центра;

не может быть решена в пределах одного финансового года и требует бюджетных расходов в течение нескольких лет;

носит комплексный характер и ее решение окажет влияние на рост социального благополучия и общее экономическое развитие.