Кризисное состояние жилищно-коммунального комплекса республики обусловлено неэффективной системой управления, дотационностью сферы и неудовлетворительным финансированием, высокими затратами, отсутствием экономических стимулов снижения издержек, связанных с оказанием жилищных и коммунальных услуг, неразвитостью конкурентной среды и, как следствие, высокой степенью износа основных фондов, неэффективной работой предприятий, большими потерями воды, энергии и других ресурсов.
Одной из главных причин создавшегося положения является высокий уровень износа основных фондов. Более 3 из 4,35 тыс. км городских и сельских уличных водопроводных сетей отслужили свой срок службы, 1,5 тыс. км находятся в аварийном состоянии.
Ежегодно заменяется не более 1,5-2 процентов общей протяженности сетей вместо 5 процентов, минимально необходимых для предотвращения переизноса.
В среднем физический износ основных фондов ЖКХ республики оценивается в 75 процентов, что говорит о критическом состоянии отрасли.
Обеспеченность населения республики коммунальными услугами также не соответствует рациональным нормам потребления. Фактическое водопотребление в сельской местности в отдельных районах составляет 20-30 л/сутки на 1 человека против 100-110 л/сутки, в городах 180-200 л/сутки на 1 человека против 300-350 л/сутки.
Ухудшается качество оказываемых населению коммунальных услуг. В 623 сельских населенных пунктах нет централизованного водоснабжения, в семи городах вода подается по графику.
Дефицит мощности по водопроводным сооружениям достиг 65-70 процентов, по канализационным - более 80 процентов.
Наличие в источниках высокотоксичных органических соединений, солей тяжелых металлов и других загрязнителей при отсутствии водопроводных очистных сооружений создает серьезную опасность для здоровья населения, повышает уровень заболеваемости.
Почти во всех действующих котельных установлены котлы устаревших модификаций с коэффициентом полезного действия 0,5-0,6, что приводит к значительному перерасходу энергоресурсов.
Монопольное положение коммунальных предприятий не позволяет эффективно защищать интересы потребителей. Недофинансирование коммунальной сферы обусловливает отсутствие экономического интереса в создании товариществ собственников жилья, что еще в большей степени препятствует развитию конкуренции.
Невыполнение бюджетных обязательств и отсутствие эффективных и прозрачных процедур формирования и изменения тарифов обусловливают непривлекательность жилищно-коммунального комплекса для частных инвестиций. Между тем, большинство проектов развития жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры потенциально являются коммерчески выгодными. Создание условий для притока частных инвестиций могло бы кардинально изменить финансовое положение отрасли.
Все это свидетельствует о наличии системного кризиса в отрасли и о межотраслевом характере возникших проблем, для решения которых, а также для обеспечения перехода к новой модели устойчивого функционирования жилищно-коммунального комплекса, необходимо использование программно-целевого метода.
Уделяя внимание сложившейся ситуации в жилищно-коммунальном хозяйстве, провозглашен приоритетный национальный проект "Доступное и комфортное жилье - гражданам России". Принята федеральная целевая программа "Жилище" на 2002-2010 годы в новой редакции, составной частью которой является подпрограмма "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры".
Анализ состояния муниципального и государственного жилищного фонда показывает, что более 956 тыс. кв. м (24%) нуждается в неотложном капитальном ремонте. Ежегодно увеличивается рост аварийного и ветхого жилищного фонда, превысившего в целом 11 млн. кв. м, что составляет более 28 процентов от общего жилищного фонда республики.
Около 34% населения Республики Дагестан в настоящее время проживает в ветхих и аварийных домах муниципального, государственного и частного жилищного фонда, непригодных для постоянного проживания.
Существенную долю (24%) в этом фонде составляют жилые помещения, занимаемые на условиях найма, являющиеся муниципальной или государственной собственностью. Ветхие и аварийные жилые помещения частного жилищного фонда составляют - 76% (с учетом приватизации).
Настоящий раздел необходимо рассмотреть в рамках подпрограммы "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры" ФЦП "Жилище" на 2002-2010 годы, национального приоритетного проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" и Программы экономического и социального развития Республики Дагестан на период до 2010 года.