Ед. изм. | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | |
Экспорт товаров - | млн. долл. США | 572,3 | 491,3 | 676,1 | 842,1 | 1088,5 |
в том числе: | ||||||
со странами СНГ | -"- | 145,0 | 119,2 | 205,4 | 189,3 | 204,4 |
со странами вне СНГ | -"- | 427,3 | 368,2 | 470,7 | 652,8 | 884,1 |
Экспорт товаров | долл.США | 130,5 | 112,7 | 156,0 | 195,8 | 253,9 |
Импорт товаров - | млн. долл. США | 670,2 | 519,2 | 558,4 | 693,5 | 683,3 |
в том числе: | ||||||
со странами СНГ | -"- | 245,2 | 246,5 | 320,1 | 436,4 | 309,3 |
со странами вне СНГ | -"- | 425,0 | 259,5 | 238,3 | 257,1 | 374,0 |
Импорт товаров | долл.США | 152,9 | 119,1 | 128,9 | 161,2 | 159,4 |
Участников внешнеэкономической деятельности Ростовской области связывают внешнеторговые отношения с партнерами более чем из 100 стран мира. Доминируют во внешней торговле страны дальнего зарубежья с долей примерно 70 процентов.
Основными партнерами во внешней торговле традиционно являются Украина, Турция, Италия, Греция, Германия.
В экспорте преобладает сельскохозяйственное сырье и машиностроительная продукция.
В импорте основные объемы сохраняются за продукцией машиностроительной отрасли.
Туризм. Ростовская область по количеству туристических фирм и туристическо-рекреационному потенциалу входит в первую десятку субъектов Российской Федерации, уступая таким центрам отечественного и мирового туризма, как Москва и Санкт-Петербург, Московская и Ленинградская области, Краснодарский и Ставропольский края. В Южном федеральном округе Ростовская область также находится в числе лидеров.
Туристскими центрами Ростовской области остаются города: Ростов-на-Дону, Новочеркасск, Азов, Таганрог, Аксайский, Азовский, Усть-Донецкий, Белокалитвинский, Цимлянский и Шолоховский районы.
Однако при наличии благоприятных факторов потенциал туризма в общей социально-экономической структуре Ростовской области остается невостребованным. Въездной и внутренний туризм в Ростовской области развит слабо. Сложившаяся в Ростовской области территориально-рекреационная система в сопоставлении с соседними Краснодарским и Ставропольским краями, где в этой системе занято соответственно 15 и 10 процентов работающих, достаточно маломощна и не играет существенной роли в региональной экономике. Численность работников рекреационного хозяйства составляет лишь 0,4 процента к общему показателю занятости на территории Ростовской области. Несколько выше "рекреационная составляющая" в структуре доходов бюджета области - порядка 0,5 процента. Поступления доходов в бюджет Ростовской области от туристической деятельности крайне незначительны.
Наличие на территории Ростовской области определенного комплекса природных, историко-культурных и социально-экономических факторов развития туристическо-рекреационной и санаторно-курортной сферы позволяют говорить о потенциале и перспективах (при условии обеспечения необходимых организационных, экономических и иных условий) стабильного конкурентоспособного "присутствия" Ростовской области на национальном рынке туристическо-рекреационных услуг.
На территории Ростовской области находится ряд археологических памятников: древний город-крепость Танаис (III в. до н.э. - III в. н. э.), Елизаветинское городище (V - Ш вв. до н.э.) в дельте Дона, знаменитые скифские курганы "Пять братьев" и др. Туристический потенциал дополняют факты истории: регион выступает в качестве местообитания легендарных амазонок, на территории г. Азова обнаружены следы варяжской культуры, сохранилась первая русская крепость на юге. Фактором потенциального интереса к Ростовской области является история донского казачества, его культурно-бытовые особенности, сложившаяся сеть традиционных казачьих поселений, в том числе три столицы Войска Донского.
Совершенно не используется набирающий силу во всём мире оздоровляющий экологический и водный туризм, который можно отнести к категории молодёжного (студенческого). Основой успешного развития подобного туризма является природно-климатическое богатство Ростовской области, положительная бальнеологическая эффективность степной зоны, невысокая стоимость и возможность вторичного использования баз отдыха, потенциала охотничьих и рыболовных угодий.
В ближайшей перспективе использование всех составляющих комплекса (туристические услуги, санаторно-курортный комплекс) может стать одним из направлений внешнеэкономической деятельности.
Жилищно-коммунальное хозяйство. На балансе предприятий и организаций жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области на сегодняшний день находится 30067,9 тыс.кв.м жилищного фонда и 3201 котельная, 2,17 тыс.км теплотрасс, 14,8 тыс. км водопроводных сетей, 2,3 тыс.км канализационных сетей, 20,7 тыс.км электролиний, очистные сооружения: воды - мощностью 1894,3 тыс. куб.м /сутки, канализации - мощностью 1071,3 тыс.куб.м/сутки; объекты благоустройства - дороги, тротуары, площади, мосты, парки, скверы и другие.
Несмотря на меры, принимаемые Администрацией Ростовской области по восстановлению и реконструкции предельно изношенных сетей и сооружений, ситуация остается сложной. Из 14,8 тыс.км водопроводных сетей 7,8 тыс.км по техническому состоянию нуждаются в замене.
В жилищном хозяйстве из года в год увеличивается подлежащий сносу или серьезной модернизации ветхий и аварийный жилищный фонд. В настоящее время в ветхих и аварийных домах с износом более 70 процентов проживает более 80 тыс.человек.
В Ростовской области уровень оплаты населением коммунальных услуг на 1 января 2002 года составил 75,9 процента при стандарте 80 процентов и по состоянию на 1 января 2003 года - 83,4 процента при стандарте на 2003 год 90 процентов.
2.2. Базовая инфраструктура
Транспорт. Транспортная сеть Ростовской области является частью транспортных направлений Европа - Азия и Север - Юг, обеспечивает существенный объём международных и внутрироссийских грузо-товарных и пассажирских потоков. Это определяет инвестиционную привлекательность территории Ростовской области и инновационный потенциал транспортной инфраструктуры, а также возможность поступления в бюджет области рентных платежей при принятии соответствующих законодательных и нормативных актов и развития современного рынка информационно-логистических услуг.
Транспортная сеть Ростовской области составляет 1,8 тыс. км. железнодорожных путей, свыше 12,2 тыс. км. автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием.
Область располагает 3 аэропортами, из них один в г.Ростове-на-Дону имеет статус международного. Аэропорт г. Ростова-на-Дону сертифицирован по второй категории ИКО. По объему пассажирских перевозок за 1998-2002 г.г. в соответствии с ВНТП 1-85 аэропорт относится к аэропортам IV класса.
Таблица 17