Недействующий

Об утверждении Программы экономического и социального развития Ростовской области на 2003-2006 годы

Объем внешней торговли


Ед. изм.

1998

1999

2000

2001

2002

Экспорт товаров -
  всего

млн. долл. США

572,3

491,3

676,1

842,1

1088,5

в том числе:

со странами СНГ

-"-

145,0

119,2

205,4

189,3

204,4

со странами вне  СНГ

-"-

427,3

368,2

470,7

652,8

884,1

Экспорт товаров
  на душу населения

долл.США

130,5

112,7

156,0

195,8

253,9

Импорт товаров -
  всего

млн. долл. США

670,2

519,2

558,4

693,5

683,3

в том числе:

со странами СНГ

-"-

245,2

246,5

320,1

436,4

309,3

со странами вне  СНГ

-"-

425,0

259,5

238,3

257,1

374,0

Импорт товаров
  на душу населения

долл.США

152,9

119,1

128,9

161,2

159,4

Участников внешнеэкономической деятельности Ростовской области связывают внешнеторговые отношения с партнерами более чем из 100 стран мира. Доминируют во внешней торговле страны дальнего зарубежья с долей примерно 70 процентов.

Основными партнерами во внешней торговле традиционно являются Украина, Турция, Италия, Греция, Германия.

В экспорте преобладает сельскохозяйственное сырье и машиностроительная продукция.

В импорте основные объемы сохраняются за продукцией машиностроительной отрасли.

Туризм. Ростовская область по количеству туристических фирм и туристическо-рекреационному потенциалу входит в первую десятку субъектов Российской Федерации, уступая таким центрам отечественного и мирового туризма, как Москва и Санкт-Петербург, Московская и Ленинградская области, Краснодарский и Ставропольский края. В Южном федеральном округе Ростовская область также находится в числе лидеров.

Туристскими центрами Ростовской области остаются города: Ростов-на-Дону, Новочеркасск, Азов, Таганрог, Аксайский, Азовский, Усть-Донецкий, Белокалитвинский, Цимлянский и Шолоховский районы.

Однако при наличии благоприятных факторов потенциал туризма в общей социально-экономической структуре Ростовской области остается невостребованным. Въездной и внутренний туризм в Ростовской области развит слабо. Сложившаяся в Ростовской области территориально-рекреационная система в сопоставлении с соседними Краснодарским и Ставропольским краями, где в этой системе занято соответственно 15 и 10 процентов работающих, достаточно маломощна и не играет существенной роли в региональной экономике. Численность работников рекреационного хозяйства составляет лишь 0,4 процента к общему показателю занятости на территории Ростовской области. Несколько выше "рекреационная составляющая" в структуре доходов бюджета области - порядка 0,5 процента. Поступления доходов в бюджет Ростовской области от туристической деятельности крайне незначительны.

Наличие на территории Ростовской области определенного комплекса природных, историко-культурных и социально-экономических факторов развития туристическо-рекреационной и санаторно-курортной сферы позволяют говорить о потенциале и перспективах (при условии обеспечения необходимых организационных, экономических и иных условий) стабильного конкурентоспособного "присутствия" Ростовской области на национальном рынке туристическо-рекреационных услуг.

На территории Ростовской области находится ряд археологических памятников: древний город-крепость Танаис (III в. до н.э. - III в. н. э.), Елизаветинское городище (V - Ш вв. до н.э.) в дельте Дона, знаменитые скифские курганы "Пять братьев" и др. Туристический потенциал дополняют факты истории: регион выступает в качестве местообитания легендарных амазонок, на территории г. Азова обнаружены следы варяжской культуры, сохранилась первая русская крепость на юге. Фактором потенциального интереса к Ростовской области является история донского казачества, его культурно-бытовые особенности, сложившаяся сеть традиционных казачьих поселений, в том числе три столицы Войска Донского.

Совершенно не используется набирающий силу во всём мире оздоровляющий экологический и водный туризм, который можно отнести к категории молодёжного (студенческого). Основой успешного развития подобного туризма является природно-климатическое богатство Ростовской области, положительная бальнеологическая эффективность степной зоны, невысокая стоимость и возможность вторичного использования баз отдыха, потенциала охотничьих и рыболовных угодий.

В ближайшей перспективе использование всех составляющих комплекса (туристические услуги, санаторно-курортный комплекс) может стать одним из направлений внешнеэкономической деятельности.

Жилищно-коммунальное хозяйство. На балансе предприятий и организаций жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области на сегодняшний день находится 30067,9 тыс.кв.м жилищного фонда и 3201 котельная, 2,17 тыс.км теплотрасс, 14,8 тыс. км водопроводных сетей, 2,3 тыс.км канализационных сетей, 20,7 тыс.км электролиний, очистные сооружения: воды - мощностью 1894,3 тыс. куб.м /сутки, канализации - мощностью 1071,3 тыс.куб.м/сутки; объекты благоустройства - дороги, тротуары, площади, мосты, парки, скверы и другие.

Несмотря на меры, принимаемые Администрацией Ростовской области по восстановлению и реконструкции предельно изношенных сетей и сооружений, ситуация остается сложной. Из 14,8 тыс.км водопроводных сетей 7,8 тыс.км по техническому состоянию нуждаются в замене.

В жилищном хозяйстве из года в год увеличивается подлежащий сносу или серьезной модернизации ветхий и аварийный жилищный фонд. В настоящее время в ветхих и аварийных домах с износом более 70 процентов проживает более 80 тыс.человек.

В Ростовской области уровень оплаты населением коммунальных услуг на 1 января 2002 года составил 75,9 процента при стандарте 80 процентов и по состоянию на 1 января 2003 года - 83,4 процента при стандарте на 2003 год 90 процентов.

2.2. Базовая инфраструктура

Транспорт. Транспортная сеть Ростовской области является частью транспортных направлений Европа - Азия и Север - Юг, обеспечивает существенный объём международных и внутрироссийских грузо-товарных и пассажирских потоков. Это определяет инвестиционную привлекательность территории Ростовской области и инновационный потенциал транспортной инфраструктуры, а также возможность поступления в бюджет области рентных платежей при принятии соответствующих законодательных и нормативных актов и развития современного рынка информационно-логистических услуг.

Транспортная сеть Ростовской области составляет 1,8 тыс. км. железнодорожных путей, свыше 12,2 тыс. км. автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием.

Область располагает 3 аэропортами, из них один в г.Ростове-на-Дону имеет статус международного. Аэропорт г. Ростова-на-Дону сертифицирован по второй категории ИКО. По объему пассажирских перевозок за 1998-2002 г.г. в соответствии с ВНТП 1-85 аэропорт относится к аэропортам IV класса.

Таблица 17