КРАЕВАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Модернизация жилищно-коммунального комплекса Алтайского края на 2007-2010 годы"
Наименование | краевая целевая программа "Модернизация жилищно-коммунального комплекса Алтайского края на 2007-2010 годы" (далее - программа) |
Основание для | Жилищный кодекс Российской Федерации ; |
Государственный | Администрация Алтайского края |
Основной разработчик | Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству |
Цели программы | улучшение качества жилищно-коммунальных услуг; |
Исполнитель | Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству; |
Сроки и этапы | 2007-2010 годы |
Основные задачи | повышение качества предоставления жилищно-коммунальных услуг; |
Объем и источники | общий объем средств, направляемых на реализацию программы, составляет 17209,6 млн. рублей, в том числе: |
Ожидаемые конечные | снижение непроизводственных потерь в коммунальных сетях до 14%; |
Контроль за | Алтайский краевой Совет народных депутатов; |
Кризисное состояние жилищно-коммунального комплекса Алтайского края обусловлено неэффективной системой управления, неудовлетворительным финансовым положением, высокими затратами, неразвитостью конкурентной среды, высокой степенью износа оборудования и, как следствие, неэффективной работой организаций жилищно-коммунального хозяйства (далее - "ЖКХ"), а также большими потерями ресурсов. Количество аварийных ситуаций и повреждений в системе водоснабжения превышает 1,7 на один километр сетей, в теплоснабжении - более 2,3 аварий на один километр сетей.
Более половины аварий и повреждений водопроводных и тепловых сетей происходит по причине их износа. По состоянию на 1 января 2006 года 30 процентов теплосетей (1221 км) и 25 процентов водопроводных сетей (3000 км) имеют стопроцентный износ. Кроме того, износ тепловых сетей (2035 км) и водопроводных сетей (7000 км) составляет свыше 50 процентов. В силу этих объективных причин потери тепла в сетях составляют свыше 30 процентов от выработки, а непроизводительные потери водопроводных сетей - около 24 процентов от объема воды, подаваемой потребителям.
Около 60 процентов объектов жилищного фонда (28 млн. кв. метров) требуют капитального ремонта, в том числе 7,1 процента (2 млн. кв. метров) - неотложного, объем ветхого и аварийного жилья составляет 1,1 млн. кв. метров. Истекли сроки полной замены инженерного оборудования и подводящих сетей в жилых домах первых массовых серий, общей площадью 22421,1 тыс. кв. метров, построенных до 60-х годов. Около 560 лифтов (15,4 процента) выработали свой ресурс и должны быть остановлены, однако вопросы их модернизации не решаются.
Кроме недостатка средств на модернизацию систем жизнеобеспечения, одной из причин сложившейся ситуации в отрасли является неэффективная система управления, отсутствие экономических стимулов к оптимизации затрат, к повышению ресурсной эффективности.
Низкий уровень внешних и внутренних инвестиций не обеспечивает своевременного выполнения капитального ремонта оборудования организаций ЖКХ и приводит к дальнейшему снижению надежности работы коммунальной системы.
Кредиторская задолженность организаций ЖКХ Алтайского края по состоянию на 1 января 2006 года составляет 4500 млн. рублей, что дестабилизирует экономику края и наряду с существующей тарифной политикой является одним из главных препятствий для привлечения в отрасль внутренних и внешних инвестиций.
Для решения указанных проблем необходима согласованность действий органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций жилищно-коммунального комплекса Алтайского края. Этому может способствовать принятие настоящей программы.
С учетом ограниченности средств бюджетов всех уровней поставленные в программе задачи будут решаться путем формирования условий для самодостаточного развития жилищно-коммунального комплекса Алтайского края (далее - "ЖКК"), применения ресурсосберегающих материалов и технологий, создания благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата.
Программа основана на следующих базовых принципах:
софинансирование проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры и жилищного фонда с привлечением бюджетных средств и средств внебюджетных источников;
развитие различных форм партнерства с целью привлечения средств внебюджетных источников для финансирования проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры в дополнение к бюджетным средствам, которые позволят снизить риск инвестирования;
открытый (конкурсный) отбор проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры.
Программа будет выполняться поэтапно в течение 2007-2010 годов.
На первом этапе, в 2007 году, предусматривается осуществить первоочередные антикризисные мероприятия, в том числе:
инвентаризацию, реструктуризацию и ликвидацию дебиторской задолженности организаций ЖКХ, а также погашение долгов по межбюджетным отношениям;
технический аудит объектов коммунальной инфраструктуры;
совершенствование нормативно-методической базы в сфере ЖКХ;
завершение перехода на договорные отношения в ЖКХ;
формирование рынка жилищно-коммунальных услуг (далее - ЖКУ);
привлечение внутренних и внешних инвестиций, направляемых на восстановление объектов коммунальной инфраструктуры и жилищного фонда, их модернизацию и строительство.
На втором этапе, в 2008-2010 годах, планируется:
осуществление мер по повышению эффективности используемых ресурсов, снижению непроизводственных издержек в организациях ЖКХ;
повышение инвестиционной привлекательности жилищно-коммунальной сферы путем доведения доли инвестиционной составляющей в тарифах на услуги тепло- и водоснабжения с 3 до 11 процентов посредством снижения затрат в себестоимости ЖКУ за счет модернизации оборудования;
снижение темпов роста тарифов на ЖКУ и соответственно сокращение расходов бюджетных средств на предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в части оплаты ЖКУ и предоставления субсидий на оплату ЖКУ за счет внедрения данной программы;