В АПК области определен курс на формирование эффективного агропромышленного производства, которое должно обеспечивать население продуктами питания, а предприятия пищевых отраслей - сельскохозяйственным сырьем.
Аграрная реформа предприятий и организаций АПК, проводимая в области, заложила основы многоукладной экономики сельского хозяйства. Созданы правовые и организационные условия для функционирования предприятий всех организационно-правовых форм.
Разнообразие направлений реформирования позволяет выбрать приемлемые формы преобразований. Выбор зависит от многих факторов: размера землепользования, личности руководителя, обеспеченности основными фондами и оборотными средствами, финансового состояния, наличия инвестора. При этом цель должна состоять в том, чтобы найти наиболее целесообразный вариант интеграции, создать такие производственные отношения, которые обеспечат эффективную деятельность предприятия.
В существующих условиях возникает объективная необходимость в качественно новых подходах к развитию кооперации и интеграции в АПК, эффективном государственном регулировании данных процессов.
В целях стабилизации и дальнейшего развития агропромышленного производства области в сфере аграрной политики необходимо:
поддерживать общий уровень доходности в отрасли через принятие эффективных и перспективных мер развития предприятий;
содействовать формированию конкурентоспособных сельскохозяйственных предприятий и предпосылок для разумной концентрации средств производства у наиболее эффективных собственников;
стимулировать развитие горизонтальной и вертикальной агропромышленной интеграции и кооперации в форме сельскохозяйственных производственных и потребительских кооперативов, агрофирм, предприятий агрохолдингового типа, ассоциаций, союзов и иных корпоративных формирований по производству, переработке, хранению и торговле сельскохозяйственной продукцией и продовольствием, а также по обеспечению сельхозтоваропроизводителей материально-техническими и финансовыми ресурсами;
способствовать вовлечению перерабатывающих предприятий в кооперативное движение, развитие сети кооперативных магазинов по торговле собственными продовольственными товарами;
проводить мероприятия по финансовому оздоровлению неплатежеспособных сельхозпредприятий;
осуществлять реформирование и реорганизацию безнадёжно убыточных сельхозпредприятий;
оказывать целевую адресную финансовую поддержку предприятиям, которые присоединяют к себе слабые хозяйства, как правило, обремененные долгами, что затрудняет успешное начало деятельности хозяйств-правопреемников;
совершенствовать механизмы взаимодействия крупного сельскохозяйственного бизнеса и малых форм сельского предпринимательства. Крупные сельскохозяйственные предприятия должны стать центрами сельскохозяйственного производства на близлежащих территориях. Более мелкие сельхозпредприятия, крестьянские (фермерские) хозяйства, граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, должны наладить взаимодействие с крупными предприятиями на взаимовыгодной основе как надежные поставщики необходимых им услуг и покупатели их продукции;
продолжать работу по приведению организационно - правовых форм в соответствие с действующим законодательством и совершенствованию взаимоотношений сельскохозяйственных организаций с собственниками земельных долей и имущественных паёв, созданию благоприятных условий перехода земли и других ресурсов от неэффективных сельхозпредприятий к эффективным собственникам с последующей ликвидацией несостоятельных сельхозпредприятий и организаций.
4.2. Развитие крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств граждан, потребительских кредитных кооперативов
На 1 октября 2005 года в области зарегистрировано 2518 крестьянских (фермерских) хозяйств и 189376 личных подсобных хозяйств.
Социально-экономическое положение сельского населения в настоящее время в большей степени определяется уровнем развития личного подсобного хозяйства, которое из вспомогательного превратилось в основной источник получения сельскохозяйственной продукции.
Роль личных подсобных хозяйств в увеличении объемов производства, расширении ассортимента и повышении качества сельскохозяйственной продукции может оказаться весьма существенной, если им оказать своевременную финансовую и материальную поддержку.
В настоящее время личные подсобные хозяйства функционируют не только во взаимодействии с крупными сельскохозяйственными предприятиями, но и в большинстве своем на собственной материально-технической и трудовой основе, а на отдельных сельских административных территориях остались единственной формой организации производства, приложения труда и формирования бюджета сельских семей.
В свете решения проблемы расширения занятости и повышения уровня доходности сельского населения создание крестьянских (фермерских) хозяйств на территории реорганизованных сельхозпредприятий является наиболее приемлемой формой ведения хозяйства.
Одной из форм государственного регулирования должна стать бюджетная поддержка граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, и крестьянско-фермерских хозяйств, содействующая их дальнейшему развитию по следующим направлениям:
финансовое участие государства и оказание стартовой помощи в создании кредитных кооперативов;
субсидирование элитного семеноводства, племенного животноводства, молочного животноводства;
субсидирование части затрат на приобретение минеральных удобрений, средств защиты растений;
развитие поставок техники и племенного скота на основе лизинга фермерским хозяйствам;
субсидирование процентных ставок по краткосрочным и инвестиционным банковским кредитам;
субсидирование части расходов по строительству (приобретению) жилья в сельской местности.
Предлагаемые направления позволят в значительной степени улучшить, а в ряде случаев создать мелким товаропроизводителям условия для наращивания объемов производства, гарантированного сбыта продукции, повышения уровня товарности хозяйства, повышения качества продукции, облегчения условий труда и повышения его производительности.