Действующий

Об утверждении областной целевой программы "Развитие агропромышленного комплекса Рязанской области на 2006 - 2008 годы"

Ввод в действие объектов непроизводственного назначения в сельской местности за счет всех источников финансирования


2000г

2001г

2002г

2003г

2004г

Жилых домов общей площадью ( тыс.кв.м )

55,2

55,5

60,4

67,4

56,9

в т.ч. населением за свой счет и с помощью кредитов ( тыс.кв.м )

39,6

42,4

46,4

55,9

53,0

в % от общего объема

71,7

76,4

76,8

82,9

93,1

Общеобразовательных школ (мест)

480

288

180

235

72

Дошкольных учреждений (мест)

-

-

-

-

45

Клубов и домов культуры (мест)

-

-

400

160

-

Водопроводных сетей, км

3,85

8,97

7,44

3,95

12,8

Газовых сетей, км

424,28

354,62

515,06

745,01

640,44

Автомобильных дорог с твердым покрытием местного значения, км

143,0

89,4

66,44

68,55

39,04



Основные проблемы социально-экономического развития агропромышленного комплекса Рязанской области

N п/п

Наименование проблемы

Количественные характеристики проблемы

Краткое описание проблемы и пути ее решения

1.

и доходности сельскохозяйственных предприятий

По ожидаемым данным за 2005 год рентабельность составит 14,2 %, рентабельных предприятий - 222 ед. или 57 % от общего числа

С целью обеспечения продовольственной независимости региона необходима стабилизация и дальнейшее расширение производства сельскохозяйственной продукции. Это могут осуществить прибыльные и высокорентабельные сельхозпредприятия с уровнем рентабельности не ниже 25 %. Повышение уровня рентабельности сельхозпредприятий улучшает их инвестиционную привлекательность и уменьшает зависимость от государственных субсидий

2.

и увеличение числа малых сельхозпредприятий

В области на 1.01.2005 г. числится 172 малых сельскохозяйственных предприятий (33% от общего количества)

Уменьшение состава работников, сокращение обрабатываемых площадей приводит к уменьшению объемов производства, что приводит к уменьшению объемов выручки. Это влечет за собой ограничение возможностей получения кредитов, лизинга, и, как следствие, дальнейшее ухудшение материальной базы предприятий, снижение их инвестиционной привлекательности

3.

Обеспечение продовольственной безопасности в случае полного или частичного прекращения внешних продовольственных поставок

зерна - на 992,6 тыс.тонн, картофеля - на 333,9 тыс.тонн, сахарной свеклы - на 284,9 тыс.тонн, скота и птицы на реализацию - 118,8 тыс.тонн, молока - на 699,1 тыс.тонн, яиц - на 215,4 млн.штук

уровень питания населения зависит от уровня доходов, - из-за низкого уровня доходов большей части населения сокращается потребление мяса и мясопродуктов. Для создания возможности гарантированной реализации сельскохозяйственной продукции необходимо решить вопрос о гарантиях государственных структур на приобретение сельскохозяйственной продукции для социальных и военных учреждений, расположенных как на территории области, так и в других регионах

4.

Диспаритет цен

2004 год - 126,6 %

Сложившийся диспаритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, потребляемую в сельском хозяйстве, за годы реформ не только не сокращается, но продолжает возрастать, что приводит к сокращению приобретения материально-технических ресурсов сельскохозяйственными товаропроизводителями для развития производства, невозможностью достойно повышать уровень оплаты труда, регулировать социальную сферу села

5.

Высокий уровень физического и морального износа основных фондов в отраслях АПК

Обеспеченность сельскохозяйственной техникой составляет по области: по тракторам - 50% ( из них 75% за сроком амортизации), зерноуборочным комбайнам - 65% ( из них 77% за сроком амортизации), кормоуборочным комбайнам - 58% ( из них 73% за сроком амортизации), культиваторам - 53%, сеялкам зерновым - 74%

Решению этой проблемы может способствовать привлечение в АПК области инвестиционных ресурсов. Одним из вариантов является дальнейшее развитие агропромышленной интеграции и кооперации в форме сельскохозяйственных производственных и потребительских кооперативов, агрофирм, предприятий агрохолдингового типа (развитие сети МТС по всей области), включая объединение с финансовыми и промышленными структурами, способными вкладывать средства в развитие агропромышленного производства, приобретения материально-технических ресурсов, производственного обслуживания

6.

Условия лизингового кредитования через ОАО "Росагролизинг": совершенствование условий операций, обеспечивающих доступность для всех сельхозтоваропроизводителей

Из-за жестких требований сельхозпредприятия не имеют возможности им воспользоваться, т.к. условия лизинга значительно удорожают стоимость и без того недешевой техники и, кроме того, хозяйства - лизингополучатели не пользуются правом бюджетного субсидирования процентной ставки лизинга

7.

Деградация и выбытие из оборота пахотных земель

28,0 % пашни имеют низкое и очень низкое содержание обменного калия (К2О)

Нехватка и изношенность техники, недостаток финансовых и материальных ресурсов привели к той ситуации, когда у хозяйств нет возможности обрабатывать всю площадь пашни. Недостаток собственных средств не позволяет сельхозтоваропроизводителям приобретать минеральные удобрения, проводить агрохимические мероприятия по поддержанию почвенного плодородия, в итоге почвы истощаются и выращивать на них сельскохозяйственные культуры становится нерентабельно. Увеличение объемов государственной поддержки помогло бы улучшить ситуацию и решить положительно данную проблему

8.

Недостаточное выделение средств из федерального и областного бюджетов на компенсацию части затрат на приобретение средств химизации, на проведение агрохимической мелиорации почв и культуртехнические работы

В Рязанской области 1064 тыс.га (69%) пахотных земель требуют проведения агрохимических работ

Необходимо ежегодно на площади не менее 150 тыс.га проводить известкование и фосфоритование ( по 5-летней схеме)

9.

Неразвитость сектора страхования сельскохозяйственных культур и животных

В 2005 году застраховали свои посевы на площади 12,4 тыс.га только 14 сельхозпредприятий и 1 фермерское хозяйство (площадь 290 га), что составило 1,5% от всех посевных площадей под урожай 2005 года

Этот сектор рыночной экономики находится в начальной стадии своего развития. Страховые тарифы, позволяющие реально защитить урожай, достаточно высоки. Хозяйства области не в состоянии вкладывать в страхование значительные средства, особенно во время посевной, когда заключаются договоры страхования. В связи с этим необходимо увеличение государственной поддержки на эти цели как из федерального бюджета, так и областного

10.

Сокращение поголовья скота и птицы и, как следствие, сокра-щение объемов производства продукции животноводства

Поголовье птицы к 1990 году сократилось на 3,3 млн.голов ( на 48,5 %)

Необходимо создать экономические условия, которые бы стимулировали прекращение сокращения поголовья скота и птицы (и, как следствие, производства животноводческой продукции). Увеличение объемов государственной поддержки сельского товаропроизводителя позволит улучшить экономику и избавит от необходимости получения денежных средств за счет вырезания поголовья скота

11.

Совершенствование системы и расширение масштабов товарных закупок зерна и молока с целью обеспечения реального доступа товаропроизводителей к интервенционным операциям

Сформировать системы реализации сельскохозяйственной продукции и регулирования продовольственного рынка и, прежде всего, рынка зерна и молока с целью вытеснения с рынка перекупщиков и поддержания соответствующего уровня цен

12.

Банкротство предприятий

За 5 последних лет через процедуру банкротства ликвидировано 147 предприятий и организаций. На 1 ноября 2005 года находятся в стадии банкротства 55 предприятий и организаций

Необходимо обеспечить взвешенный подход к банкротству сельскохозяйственных предприятий, особенно тех, в которых сохранился производственный потенциал и имеются условия для выхода из кризисного финансового положения путем объединения с более сильными хозяйствами. На этих же условиях привлекать крупных инвесторов с других регионов.

13.

Низкий уровень развития социальной сферы в сельской местности

Необходимо увеличение объемов финансирования по федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2010 года" и по областным целевым программам "Жилищное строительство в сельской местности Рязанской области до 2010 года", "Развитие газификации Рязанской области в 2005-2008 годах" и др., выделение средств из областного бюджета на водоснабжение и развитие инфраструктуры сельских населенных пунктов, для улучшения жизни на селе, вовлечения большей части сельского населения, в том числе молодых специалистов АПК в строительство или покупку жилья в сельской местности, что, в свою очередь, скажется на улучшении обеспечения кадрами, привлечении молодых специалистов, улучшении демографической ситуации

14.

Повышение уровня заработной платы сельскохозяйственного работника в рамках провозглашенной Правительством Российской Федерации борьбы с бедностью

По итогам 2004 г. среднемесячная зарплата сельского труженика составила 2598 руб. (43 % от средней зарплаты в промышленности области), в то время как прожиточный минимум для трудоспособного населения области составил 2300 рублей в месяц; затраты на оплату труда (с отчисл. на социальные нужды) в среднем по сельхозпредприятиям области в 1991 г. составляли 31,8 % в структуре затрат на основное производство, в 2003 г. этот показатель составил 23,6 %, в 2004 г. - 21,8 %

Для обеспечения неотложных нужд при осуществлении производственно-финансовой деятельности при низкой доходности сельскохозяйственного производства сельхозпредприятия вынуждены экономить на оплате труда. Увеличение объемов государственной финансовой поддержки сельхозтоваропроизводителей позволит увеличить объемы и доходность сельскохозяйственного производства, что позволит повысить оплату труда. Повышение оплаты труда, в свою очередь, поможет решить проблему с кадрами работников и специалистов на селе, повысит заинтересованность работников в результатах труда

15.

Недостаточное обеспечение сельскохозяйственных предприятий квалифицированными кадрами

агрономов - 74%, зоотехников - 77%, инженеров-механиков- 86%. Обеспеченность руководителями и специалистами с высшим образованием составила 33%, со средним - 54%. Причем, в возрасте до 30 лет специалистов всего 7%. Обеспеченность кадрами массовых профессий составила: механизаторов - 83%, операторов машинного доения- 92%. Из них в возрасте до 30 лет: механизаторы - 15%, операторы машинного доения - 14,5 %

Для решения этого вопроса первостепенными задачами являются: решение социальных проблем и увеличение заработной платы, обеспечивающими повышение престижности сельского труда и создание на селе стабильных трудовых коллективов. В области действуют ряд социальных программ, в том числе и по строительству жилья. Однако потребность в них гораздо серьезнее, чем предлагается и, конечно, они должны стать более доступными для населения. Особое внимание должно быть уделено улучшению положения молодежи, созданию необходимых жилищно-бытовых условий для молодых семей, чтобы молодые кадры оставались работать в селе

16.

Увеличение лимитов по Рязанскому филиалу ОАО "Россельхозбанк"

В области имеется необходимость в увеличении лимитов по Рязанскому филиалу ОАО "Россельхозбанк" на выделение сельхозтоваропроизводителям среднесрочных и долгосрочных (3-5 лет и 7-8 лет) кредитов на приобретение техники, племенного скота, на строительство, реконструкцию и техническое перевооружение производственных объектов, а также строительство жилья в сельской местности

17.

Проблемы с доступностью заемных средств для развития личных подсобных и крестьянско-фермерских хозяйств

В области наблюдается ежегодное сокращение поголовья скота и производства сельскохозяйственной продукции в секторе личных подсобных хозяйств и мелких сельхозтоваропроизводителей

Необходимо усилить поддержку сельского населения и мелких товаропроизводителей сельскохозяйственной продукции, в первую очередь, на основе облегчения доступа к заемным средствам, в том числе путем создания сети сельских кредитных кооперативов и субсидирования процентных ставок по кредитам