В предстоящий период в экономике Алтайского края будут происходить дальнейшие преобразования: изменение структуры, модернизация отраслей экономики, реформирование системы профессионального образования и в целом бюджетного сектора и другие. В этой связи, а также в целях преодоления имеющихся на рынке труда проблем ключевой задачей становится разработка и реализация комплекса мер, которые позволят на системной основе развивать кадровый потенциал края, повысить эффективность его использования.
Приоритетными направлениями действий в сфере развития и использования кадрового потенциала в ближайшие годы должны стать:
4.1. совершенствование действующего регионального законодательства в области:
развития системы непрерывного профессионального образования, включающей базовое и дополнительное образование, а также профессиональную переподготовку и повышение квалификации руководителей и специалистов;
формирования государственного заказа на подготовку рабочих кадров на основе заявок организаций;
совершенствования механизма целевой контрактной подготовки специалистов в вузах края;
создания условий для достижения соответствия между спросом и предложением на рабочую силу;
повышения конкурентоспособности слабозащищенных категорий граждан на рынке труда;
4.2. развитие краевого рынка труда, содействие обеспечению экономики квалифицированными кадрами:
разработка прогноза потребностей в рабочих и специалистах исходя из Плана социально-экономического развития края на период до 2010 года, обеспечение их подготовки в системе профессионального образования в соответствии с потребностями рынка труда;
разработка и реализация мер по развитию и использованию кадрового потенциала края в качестве неотъемлемой части программ развития видов экономической деятельности и инвестиционных программ;
оценка перспектив повышения занятости населения, содействие созданию новых рабочих мест в реальном секторе экономики и социальной сфере;
поддержка работодателей, создающих новые рабочие места в наиболее значимых для края отраслях экономики;
развитие инфраструктуры территорий с градообразующими организациями;
использование механизмов социального партнерства при решении проблем занятости, развития персонала организаций;
создание условий для легализации неформальной занятости населения;
4.3. развитие территориальных (городских и районных) рынков труда:
проведение мониторинга обеспеченности организаций квалифицированными кадрами, сбалансированности рынков труда и образовательных услуг, трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования, занятости населения;
разработка прогноза потребностей в рабочих и специалистах, исходя из планов социально-экономического развития муниципальных образований;
разработка и реализация мер по развитию и использованию кадрового потенциала муниципальных образований;
содействие занятости населения, в том числе самозанятости, поддержке малого предпринимательства, развитию промыслов и ремесел;
обеспечение содействия возврату на село, трудоустройству и закреплению там молодых специалистов, завершивших обучение в рамках целевого набора выпускников сельских школ в вузы;
создание в организациях, предусматривающих сокращение персонала, пунктов для консультирования высвобождаемых работников перед увольнением и содействия в их трудоустройстве;
использование возможностей социального партнерства при решении проблем занятости, развития кадрового потенциала организаций;
4.4. повышение качества рабочей силы и развитие системы профессионального образования:
развитие профессиональной ориентации школьников, повышение их мотивации к трудовой деятельности по профессиям, специальностям, востребованным на рынке труда;
совершенствование форм и методов обучения в системе профессионального образования;
обеспечение роста профессионального уровня и необходимой квалификации профессорско-преподавательского состава учреждений профессионального образования;