Информатизация музеев автономного округа
N п/п | Наименование муниципального образования | Число предметов фонда, внесенных в электронный каталог | Число персональных компьютеров | Интернет и электронная почта |
1 | г. Салехард | 8 593 | 50 | Есть |
2 | г. Лабытнанги | 1102 | 2 | |
3 | г. Муравленко | 1013 | 2 | |
4 | г. Надым и Надымский район | 6 | Есть | |
5 | г. Новый Уренгой | 138 | 3 | Есть |
6 | г. Ноябрьск | 10579 | 18 | Есть |
7 | г. Губкинский | 672 | 5 | Есть |
8 | Красноселькупский район | 2 | Есть | |
9 | Приуральский район | 2 | ||
10 | Пуровский район | 871 | 6 | Есть |
11 | Шурышкарский район | 2135 | 6 | Есть |
12 | Тазовский район | |||
13 | Ямальский район | 2218 | 4 | Есть |
Всего | 27 321 | 106 | 9 |
Из общего числа компьютеров, установленных в музеях округа, 47% приходится на государственное учреждение "Ямало-Ненецкий окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского", 39% - на городские музеи, и лишь 14% - на сельские. Задача программы - создать условия для внедрения технических и творческих инноваций, повысить образовательный и культурный уровень посетителей.
Похожие задачи стоят и перед библиотечными учреждениями. В рамках реализации программы "Культура Ямала (2002 - 2005 годы)" были сделаны первые шаги по развитию библиотек как информационных, культурных, образовательных центров. На базе муниципальных библиотек созданы разнопрофильные центры, деятельность которых ориентирована на различные социальные группы населения. Эта работа должна быть поддержана и продолжена в рамках следующей программы.
Внедрение информационных технологий в деятельность библиотек - одна из наиболее острых проблем и важных задач для этих учреждений. На 01 января 2005 года в библиотеках округа было установлено 194 персональных компьютера, однако 167 из них находятся в городских библиотеках. Сельские библиотеки не могут обеспечить своим читателям такие же возможности доступа к информации как городские. Системой программных мероприятий должна быть учтена необходимость продолжения работ по обеспечению возможности получения информации посетителями как из сети Интернет, так и из локальных сетей, делающих доступным окружной библиотечный ресурс. Ведущую роль в этом процессе сыграет развитие Национальной электронной библиотеки как ведущего учреждения, объединяющего все информационные ресурсы библиотек округа.
Катастрофической является ситуация с комплектованием библиотечных фондов. За 2004 год новые поступления литературы в библиотеки округа составили 0,6% от совокупного книжного фонда, что является недопустимо низким показателем. Сохранение тенденции приведет к физическому и моральному устареванию фонда библиотек, снижению их востребованности читателями.
Значительное место в обеспечении многообразия культурной жизни отводится клубам как наиболее массовому и демократичному учреждению, реально обеспечивающему всем категориям населения доступность к культурному досугу, особенно в сельской местности. Направления деятельности клубов отражены в целом ряде программных мероприятий. Это фестивали, конкурсы, выставки, направленные на пропаганду национальных культур, народного творчества, поддержку социокультурных инициатив и любительского творчества различных групп населения, развитие их функциональных возможностей, профилактику антисоциальных явлений.
В автономном округе, как и в целом по России, в начале 90-х годов прошлого века была полностью разрушена система кинопоказа, в результате чего к 2000 году публичный показ фильмов в автономном округе практически не осуществлялся. Первые шаги по исправлению сложившейся ситуации были сделаны в ходе реализации программы "Культура Ямала (2002 - 2005 годы)". Но даже, несмотря на это, лишь четвертая часть досуговых учреждений округа имеет оборудование, необходимое для публичного показа фильмов. С целью выработки основных направлений развития подотрасли в 2005 году принята Концепция развития кинематографии в Ямало-Ненецком автономном округе до 2010 года. Данная Программа станет одним их основных механизмов реализации Концепции.
Основным ресурсом, обеспечивающим развитие отрасли, являются кадры. Мероприятия программы предусматривают модернизацию кадровой работы в целом по округу, систематическое повышение квалификации на базе учреждений культуры округа, проведение и участие в семинарах, конференциях, тренингах, проведение конкурсов профессионального мастерства. В рамках программы предусматриваются профориентационные мероприятия, проведение которых будет осуществлять государственное образовательное учреждение "Училище культуры и искусств".
Одной из наиболее острых проблем, находящихся в центре внимания органов управления культуры, является обеспечение пожарной безопасности образовательных учреждений отрасли. По состоянию на 01 января 2006 года лишь 53% школ дополнительного образования в области культуры искусства смогли получить лицензию и соответствуют требованиям противопожарной безопасности.
Как показывает опыт работы, эффективно решать проблемы развития отрасли можно программно-целевым методом, позволяющим поддерживать наиболее перспективные направления работы. При этом следует отметить, что основной акцент в данной подпрограмме сделан на финансирование взаимоувязанных социально-культурных проектов, ориентированных на достижение определенной цели, предусматривающих систему взаимосвязанных действий и имеющих временные рамки. Принятие подпрограммы станет стратегическим документом развития отрасли в целом для всех муниципальных образований, организаций и учреждений культуры.