Состояние пожарной безопасности в Агинском Бурятском автономном округе (далее округе) вызывает серьезные опасения. В 2000 году на объектах и в населенных пунктах округа зарегистрировано 106 пожаров, ущерб от которых составил 1883013 рублей. В 2001 году произошло 108 пожаров, с материальными потерями 2642251 рубль. В 2002 году зарегистрировано уже 110 пожаров, ущерб от которых составил 2 млн. 568 тыс. рублей. Наблюдается стабильный рост числа пожаров и увеличение суммы материального ущерба от пожаров в 1,4 раза. В результате пожаров в 2000 году погибло 4 человека, 12 человек в 2001 году и 9 человек в 2002 году. За 9 месяцев 2003 года в округе зарегистрировано 79 пожаров, потери от которых составили 2068349 рублей, погибло 7 человек. Отмечается значительный рост количества пожаров и увеличение материальных потерь.
Решение такой глобальной проблемы как укрепление пожарной безопасности на территории округа требует комплексного подхода к устранению основных причин, таких как:
- низкий уровень ответственности населения, в частности граждан, в рамках личной безопасности, как в быту, так и на рабочем месте;
- халатное отношение руководителей предприятий, организаций и учреждений к выполнению требований норм и правил пожарной безопасности;
- низкая эффективность работы государственных надзорных органов в области пожарной безопасности;
- недостаточно эффективный уровень работы службы пожаротушения подразделений Государственного учреждения "Противопожарная служба Агинского Бурятского автономного округа" (далее - ГУ "ПС АБАО").
{абзац 5 части 2 раздела 1 в редакции Закона Агинского Бурятского автономного округа от 28.11.2006 года N 702-ЗАО}
Одной из немаловажных составляющих вышеуказанных причин является недостаточность средств, выделяемых на осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на территории округа, низкая техническая оснащенность подразделений ГУ "ПС АБАО".
{часть 3 раздела 1 в редакции Закона Агинского Бурятского автономного округа от 28.11.2006 года N 702-ЗАО}
В 1993 году Отдел пожарной охраны округа структурно отделился от УГПС УВД Читинской области, и с того момента до настоящего времени каким-либо материально-техническим снабжением не обеспечивался.
Пожарная техника, которая находится на вооружении пожарных частей, эксплуатируется в течение 14-34 лет, постоянно выходит из строя и снимается с боевого расчета. Все имеющиеся запасы пожарно-технического оборудования исчерпаны (пожарные насосы ПН-40У, пожарные рукава).
В связи с выходом из строя средств индивидуальной защиты органов дыхания, аппаратов КИП-8 и несоответствию их нормативным требованиям, остановлена работа газодымозащитной службы (далее ГДЗС) в Агинской и Могойтуйской пожарных частях (далее ПЧ), которая предназначена для тушения пожаров в непригодной для дыхания среде и проведения аварийно-спасательных работ. Также отсутствует ГДЗС в ПЧ Дульдургинского района и п. Новоорловск.
В неудовлетворительном состоянии находится оперативная радиосвязь, которая морально и физически устарела (радиооборудование образца 60-70-х годов). Все это сказывается на оперативности при тушении загораний и пожаров, затрудняет руководство и координацию тушения пожаров.
За последние 9-10 лет, из-за отсутствия денежных средств, личный состав подразделений не обеспечивался специальной одеждой и не в полном объеме обеспечивался обмундированием.
Также ГУ "ПС АБАО" испытывает недостаток инженерно-инспекторского состава, аттестованных сотрудников, их численность не соответствует регламентирующему приказу МВД РФ N 67 от 18,02.1995 года.
{часть 9 раздела 1 в редакции Закона Агинского Бурятского автономного округа от 28.11.2006 года N 702-ЗАО}
Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства, одной из составляющих национальной безопасности государства. Для преодоления негативных тенденций в деле организации борьбы с пожарами необходимы целенаправленные, скоординированные действия Администрации округа, органов местного самоуправления, предприятий и организаций.
{часть 10 раздела 1 в редакции Закона Агинского Бурятского автономного округа от 28.11.2006 года N 702-ЗАО}
При жестком ограничении бюджетного финансирования, успешное комплексное решение подобных масштабных задач возможно лишь с использованием программно-целевых методов.