Наименование Программы | Республиканская программа "Плодородие" на 2006-2010 годы |
Государственный заказчик Программы | Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия |
Разработчик Программы | Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятии |
Цели и задачи Программы | Цель - Сохранение и воспроизводство почвенного плодородия в условиях экосистемы озера Байкал и соблюдение конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду. Задачи - Проведение комплекса организационно - хозяйственных, технических мероприятий для обеспечения сохранения и повышения плодородия почв и получения гарантированного урожая сельскохозяйственных культур, в целях удовлетворения потребностей социально-экономического развития Республики Бурятия |
Основные показатели Программы | Общий мониторинг состояния сельскохозяйственных угодий - 500 тыс. га, агротехнические работы - 340 тыс. га, культуртехнические работы - 278 тыс. га, реконструкция мелиоративных систем на площади 5,8 тыс. га |
Сроки реализации Программы | 2006 - 2010 гг. |
Исполнители Программы | Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия, ФГУ Государственная станция агрохимической службы "Бурятская", ФГУ "Управление Бурятмелиоводхоз", Научно-исследовательский институт сельского хозяйства СО РАСХН, БГСХА им. В.Р.Филиппова, муниципальные образования |
Объемы и источники финансирования | Общая потребность в средствах для финансирования - 640,2 млн. рублей, в том числе за счет федерального бюджета* - 150,0 млн. рублей; |
Ожидаемые конечные результаты | Сохранение и воспроизводство почвенного плодородия, защита от эрозии почв, реконструкция мелиоративных систем, мелиоративных сооружений, создание дополнительных рабочих мест, снижение социального напряжения в обществе. Будет произведено до 200 тыс. тонн зерна, до 194, 3 тыс. тонн картофеля, 91,4 тыс. тонн овощей в год |
Управление реализацией Программы и контроль за ходом ее выполнения | Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия, Министерство финансов Республики Бурятия |
* | Средства федерального бюджета в Паспорте Программы и далее в приложениях указаны справочно. |
** | Внебюджетные источники - средства землепользователей в Паспорте Программы и далее в приложениях указаны ориентировочно |
Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния Российской Федерации является приоритетной задачей Программы.
Конечным результатом Программы является обоснованный перечень мероприятий по её реализации с указанием объемов и источников финансирования. Реализация мероприятий Программы осуществляется за счет средств республиканского бюджета, собственных средств землепользователей, а также за счет средств федерального бюджета в соответствии с разделом Программы социально-экономического развития Республики Бурятия на 2005-2007 гг.
Общая площадь сельскохозяйственных угодий в Республике Бурятия составляет 3151,4 тыс. га, из них 635 тыс. га пашни и 2334,6 тыс. га кормовых угодий.
Неустойчивое производство продукции растениеводства в республике обусловлено не только экстремальными природно-климатическими условиями, но и неудовлетворительным состоянием плодородия сельскохозяйственных угодий. Запасы гумуса находятся на низком уровне, его содержание составляет от 0,5 - 4%. В результате совместного действия водной и ветровой эрозии нарушено до 70% площадей пашни.
В последние 10 лет, в результате резкого снижения объемов внесения органических и минеральных удобрений, возросла минерализация почв. Ежегодные потери гумуса достигли 600 тыс. тонн, дефицит азота, фосфора и калия, соответственно, 35, 45, 30 кг на 1 га пашни. Для поддержания бездефицитного баланса гумуса необходимо вносить ежегодно на 1 га севооборота 8,0 - 10 тонн органики и 40 - 60 кг д. в. азота и фосфора, при практическом внесении органических удобрений 0,5 т/га, минеральных - 1,4 кг д. в. на 1 га.
При освоении целинных земель в 60-е годы были вовлечены в оборот эрозионные почвы с низким содержанием гумуса и на склонах, превышающих 5 - 7 градусов.
Почвозащитные мероприятия в сельхозпредприятиях республики проводятся в недостаточных объемах и с грубыми нарушениями рекомендаций зональной системы земледелия. Несмотря на расширение эрозионных площадей пашни в сельхозпредприятиях республики ежегодно снижаются площади плоскорезной обработки, размещения культур по полосам, обработки поперек склона.
Механическая обработка пашни и паров проводится без внесения минеральных удобрений, не расширяются в сельхопредприятиях площади обработки гербицидами. Мало применяются посевы донника как азотонакопителя.
Угрожающие размеры принимает деградация сельхозугодий, граничащих с окраинами крупных населенных пунктов и используемых населением под выпас домашнего скота.
Работы по коренному и поверхностному улучшению сенокосов и пастбищ проводятся в небольших объемах, без подсева и перезалужения.
В республике практически прекратилось производство семян многолетних трав.
В связи с увеличением поголовья скота в индивидуальном секторе резко возросло загрязнение водных источников органическими отходами животноводства.
Более 50% площадей пашни расположено на склонах различной крутизны и в связи с ливневым характером осадков почвы на них подвержены смыву. Широкое распространение получила линейная эрозия - оврагообразование: общая протяженность оврагов составляет более 9 тыс. км.
Противоэрозионное строительство проводится в незначительных объемах, бессистемно и только за счет федерального бюджета.
Ни в одном сельхозпредприятии республики не разработана и не внедрена ландшафтно-контурная система земледелия.
В республике более 36 тыс. га засоленных и солонцеватых земель. Начатые попытки проведения химической и водной мелиорации не внесли существенных изменений в состояние плодородия этих земель, а в ряде случаев ухудшили их. Проведение работ по использованию соле- и засухоустойчивых культур в республике не начато. Не внедрены в производство методы биологической защиты растений от вредителей, болезней и сорной растительности.
Из имеющихся в республике 151,2 тыс. га орошаемых земель используется не более 121,2 тыс. га, остальные площади, особенно с механическим забором и распределением воды, требуют реконструкции систем. На осушенных землях необходимо провести ремонтно-восстановительные и культуртехнические работы с участием средств землепользователей и землевладельцев.
С началом земельной реформы и распределением сельхозугодий по паям в хозяйствах повсеместно нарушены системы внутрихозяйственного землеустройства. Особенно сильным разрушающим фактором явилось уменьшение поголовья скота в коллективных сельхопредприятиях и как результат - сокращение площадей кормовых культур. Сокращение кругооборота органики в сельхозпроизводстве - это путь к опустыниванию сельхозугодий.
Плодородие почвы, во взаимодействии с другими природными условиями, составляет особую производительную силу земли, существенно влияющую на производительность труда в земледелии и величину стоимости произведенного продукта. Почвенное плодородие земель сельскохозяйственного назначения является достоянием народа, главной характеристикой ценности сельскохозяйственных угодий, которую необходимо сохранить и улучшить.
Основой существования аграрного сектора республики и собственного производства зерна, кормов, овощей, картофеля, а также охраны окружающей среды является сохранение на этом этапе, а в дальнейшем - повышение почвенного плодородия сельхозугодий. В этих целях необходимо осуществить комплекс мер, направленных на проведение агротехнических, мелиоративных, агрохимических, противоэрозионных мероприятий, требующих объективной и постоянно обновляемой информации о состоянии почвенного плодородия.
Для оценки состояния и динамики агрохимических характеристик сельскохозяйственных угодий (пашни, многолетних насаждений, кормовых угодий), необходимо систематическое агрохимическое обследование почв сельскохозяйственных угодий, которое является частью общего мониторинга состояния этих земель.
Результаты агрохимического обследования, проводимого ФГУ Государственная станция агрохимической службы "Бурятская", станут надежной информационной базой для разработки проектно-технологической документации и рекомендаций по применению органических, минеральных удобрений, а также позволят привлечь в производство дополнительные источники органо-минерального сырья и бытовых отходов (приложение N 1).