Автономный округ является территорией компактного проживания коренных малочисленных народов Севера. Поэтому вопросам социально-экономического развития коренных малочисленных народов Севера традиционно уделяется большое внимание.
Спецификой системы образования автономного округа является наличие большого количества школ-интернатов в сельских территориях, где дети коренной национальности не только учатся, но и живут в течение всего учебного года вдали от родителей, родственников и привычного образа жизни. Поэтому создание хороших условий не только для учебы, но и для жизни является постоянной заботой системы образования на продолжении многих лет. Практически все национальные школы-интернаты расположены в сельской местности, а около 50% объектов образования на селе находится в ветхом или аварийном состоянии. Многие здания постройки 60 - 70 годов прошлого века, износ некоторых спальных корпусов составляет 80% и более. Из-за ветхости зданий ухудшается противопожарная безопасность, число предписаний органов государственного пожарного надзора год от года растет.
Стратегия социально-экономического развития автономного округа одной из приоритетных задач развития предусматривает обеспечение более высокого уровня жизни населения автономного округа по сравнению со среднероссийским. А инвестирование строительства интернатных объектов в сельской местности автономного округа позволит обеспечить достойные условия обучения и проживания учащихся школ и воспитанников школ-интернатов.
На начало 2005 - 2006 учебного года в автономном округе функционирует 147 образовательных учреждений, в том числе 55 школ, из них 41 национальная. Общий контингент учащихся составляет 78084 человека, в том числе 9633 учащихся из числа коренных малочисленных народов Севера.
На балансе образовательных учреждений находятся более 496 объектов.
Начиная с 2001 года, в округе построено и реконструировано 18 школ, 23 современных спальных корпуса, спортивных зала, хозяйственных постройки для нужд образования и другие объекты.
Число учащихся, занимающихся во вторую смену, сократилось с 31,8% до 30,9%.
Сегодня в стадии строительства находятся более 25 объектов образования, требующих завершения, 19 из них расположены в сельских территориях: учебный корпус на 120 мест, п. Лопхари; спальный корпус на 100 мест, с. Мужи; учебный корпус на 320 мест, п. Горки; спальный корпус на 50 мест, с. Шурышкары; спальный корпус на 100 мест, п. Панаевск; спальный корпус на 100 мест, п. Се-Яха и другие объекты.
Принимаются меры по строительству образовательных учреждений в Ямальском, Тазовском и Шурышкарском районах. В 2002 году введен в эксплуатацию учебный корпус Яр-Салинской школы-интерната, в 2004 - 2005 годах введены три спальных корпуса этой же школы на 100 мест каждый, в стадии строительства находится еще один спальный корпус. В 2003 году построен учебный корпус на 270 мест в п. Антипаюта Тазовского района, в 2004 года школа на 700 мест в п. Мужи Шурышкарского района и другие.
Администрации автономного округа и муниципальных образований начали уделять более пристальное внимание вопросам строительства образовательных учреждений на селе.
Однако в целом по округу темпы обновления зданий учреждений образования, особенно интернатов в сельских территориях, таких, как Тазовский, Ямальский, Приуральский, Шурышкарский районы, отстают от темпов их старения. Многие здания постройки 60 - 70 годов прошлого века, и износ некоторых спальных корпусов составляет 80% и более.
Около 50% объектов образования на селе находится в ветхом и аварийном состоянии. Основные причины аварийности и ветхости школ-интернатов это то, что все они расположены в зданиях деревянного исполнения. Они пришли в негодность по причине нарушения оснований и фундаментов (поражение грибком, гнилью), что привело к деформации их наземной части, отклонению стен от вертикали, прогибу пола и потолка. Принимаемые образовательными учреждениями меры по капитальному ремонту не решают годами накопившиеся проблемы, учитывая ограниченные финансовые возможности.
Несмотря на огромное внимание, уделяемое в последние годы строительству образовательных учреждений, по-прежнему есть школы, имеющие большой коэффициент загруженности из-за прироста учащихся (например, школы г. Нового Уренгоя) или нуждающиеся в капитальном ремонте.
В таблице 1 к подпрограмме "Строительство" приведены характеристики объектов, предлагаемых к строительству в рамках подпрограммы, и обоснование необходимости строительства новых.
Ежегодный анализ подготовки образовательных учреждений к новому учебному году и работе в зимних условиях показывает, что из-за недостаточности финансирования остаются невыполненными мероприятия, связанные с обеспечением пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического режима.
Существенным образом изменить сложившуюся ситуацию возможно путем реализации в рамках подпрограммы "Строительство" первоочередного строительства конкретных объектов образования в капитальном исполнении, а также ритмичного финансирования в необходимом объеме сооружаемых интернатных учреждений и выполнения сроков сдачи их в эксплуатацию. Об этом свидетельствует опыт предыдущего пятилетия, когда была принята и реализовывалась программа "Строительство первоочередных объектов образования в сельской местности до 2005 года".