В соответствии с Концепцией развития образования, основными целями развития образования в России являются обеспечение необходимых условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании, создание новых институциональных механизмов регулирования в сфере образования, обновление структуры и содержания образования, развитие фундаментальности и практической направленности образовательных программ, формирование системы непрерывного образования, то есть повышение его качества, доступности и эффективности.
Однако несмотря на масштабность целей и задач Федеральной программы развития образования, есть задачи, решение которых требует принятия неотложных мер. Инициативы Президента Российской Федерации В.В. Путина, объявленные на встрече с членами Правительства Российской Федерации 5 сентября 2005 года и конкретизированные в поручении Председателя Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2005 года N МФ-П13-4627, определили национальные приоритеты в сфере образования. Это:
государственная поддержка образовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы;
программа поддержки лучших учителей;
информатизация образования;
поддержка талантливой молодежи;
поддержка одного из главных направлений деятельности образовательного учреждения - воспитание школьников;
и еще ряд направлений.
Все перечисленные направления нашли отражение в подпрограмме "Меры по развитию системы образования в Ямало-Ненецком автономном округе на 2006 - 2010 годы".
В 2001 - 2005 годах в автономном округе реализовывалась "Комплексная программа развития образования автономного округа до 2005 года", разработанная Тюменским государственным университетом совместно с департаментом образования, при реализации которой большое внимание уделялось и данным направлениям.
Выполнение вышеназванной программы позволило за период с 2001 года по 2005 год обеспечить достижение следующих количественных и качественных результатов в системе образования автономного округа:
значительно улучшить оснащение школ учебным оборудованием, мебелью, техническими средствами обучения, за 4 года на 30% удалось обновить технологическое оборудование в учреждениях образования автономного округа;
произвести замену предметов длительного пользования в 50% школ;
в достаточной мере оснастить образовательные учреждения компьютерами, другими современными техническими средствами обучения и учебным оборудованием;
создать региональный центр интернет-образования, сегодня в округе продолжает развиваться дистанционное образование;
количество вакансий педагогов сократилось на 25% по сравнению с 2001 годом;
количество учащихся, выбывших из образовательных учреждений округа до получения основного общего образования, уменьшилось с 446 до 347 человек в 2000 и 2004 годах соответственно;
количество призеров в федеральном, окружном и заключительном этапах Всероссийской олимпиады осталось стабильным (9 и 10 в 2000 и 2004 годах соответственно);
на 22,4% увеличился прием в 10 класс с 72,3% до 94,7% в 2000 и 2004 годах соответственно;
с 78,8% до 79,7% в 2002 и 2004 годах соответственно увеличилось количество выпускников, поступающих в вузы.
Несмотря на достигнутые результаты, остался нерешенным ряд проблем, свойственных системе образования не только округа, но и страны в целом.
Отрадно, что за предыдущие годы в автономном округе получили развитие инновационные процессы. В текущем году на базе образовательных учреждений автономного округа функционирует 11 федеральных, 17 окружных, 35 муниципальных экспериментальных площадок. 9 школ участвуют в федеральном эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования. Кроме этого, с 2004 - 2005 учебного года 29 общеобразовательных учреждений вступили в эксперимент по введению единого государственного экзамена. Новый этап развития образования требует упорядочения инновационных процессов, более тщательной их экспертизы и регулирования. Проведение новых федеральных экспериментов требует значительных затрат, в частности укрепления материальной базы и повышения квалификации педагогов.
В подпрограмме "Меры по развитию" предусматриваются средства на государственную поддержку образовательных учреждений, внедряющих инновационные проекты, участвующих в федеральных и региональных экспериментах, имеющих собственные программы развития. Эти средства могут быть направлены на переподготовку педагогов, привлечение консультантов, обновление материально-технической базы и лабораторного оборудования, программного обеспечения.
За предыдущие годы улучшено оснащение дошкольных и школьных учреждений мебелью, техническими средствами. Все средние школы имеют компьютерные классы. Средний показатель по количеству учеников на 1 компьютер составляет 19 человек, что в 4 раза лучше показателя, запланированного в программе компьютеризации сельских школ. Основное внимание теперь следует уделить эффективному использованию имеющейся материальной базы, что тоже требует значительного привлечения средств. Это, например:
обеспечение доступа в глобальную сеть Интернет всех образовательных учреждений;
повышение доступности лучших образовательных практик, обучение педагогов новым методам преподавания с использованием передовых технологий обучения;
привитие школьникам навыков самостоятельной работы по сбору и анализу полученной информации, в том числе и с помощью компьютера;
обеспечение возможности участвовать во всероссийских и международных мероприятиях;