На начало 2004 - 2005 учебного года на территории Ненецкого автономного округа функционировало сорок четыре общеобразовательные школы с общим контингентом 6130 учащихся. Все школы имеют лицензию на образовательную деятельность, прошли аттестацию и получили государственную аккредитацию.
За последние пять лет закрыта одна школа - Варандейская в связи с ликвидацией муниципального образования п. Варандей в 2001 году. Произошло сокращение контингента учащихся с 7560 человек в 2001 году до 6130 человек в 2005 году. В большей степени это связано с выездом жителей округа в более благоприятные по климатическим условиям регионы России. Тридцать три школы функционируют в сельской местности, что составляет 75%, в них обучается 2686 школьников (41%). Тридцать пять школ (79%) из сорока четырех работают в односменном режиме. В соответствии с социальным заказом населения в одиннадцати населенных пунктах округа при школах созданы учебно-консультационные пункты, в которых обучается 154 человека. Используются такие формы обучения, как экстернат, семейное, индивидуальное.
Результаты учебной деятельности школ округа на протяжении последних пяти лет стабильные, успешность обучения составляет в среднем 98,5%, качество знаний - 35,5%, 77 выпускников закончили школу с "золотой" и "серебряной" медалями.
Ежегодно более 50% выпускников средней школы продолжают учебу в высших учебных заведениях.
Для учащихся школ Ненецкого округа реализуется комплекс мер социальной поддержки регионального уровня:
- все школьники (с 1 по 11 классы) получают бесплатно учебники и школьные горячие завтраки за счет средств окружного бюджета;
- отличники учебы (с 5 по 11 классы) получают стипендию главы администрации Ненецкого автономного округа.
Школы округа работают по учебным планам, утвержденным Министерством образования и науки Российской Федерации. В организации учебного процесса используются учебники регионального комплекта, составленного на основе федерального. За последние пять лет фонд школьных библиотек обновлен новыми учебниками на 85%.
В течение последних трех лет идет непрерывный рост числа участников школьных предметных олимпиад, что говорит о заинтересованности учащихся в углублении своих знаний.
В 2005 году Ненецкий округ успешно принял участие в эксперименте по единому государственному экзамену. В 2006 году - в реализации приоритетного национального проекта "Образование".
В то же время необходимо отметить в числе проблем развития общего образования в регионе следующие:
- не в полной мере соответствие материально-технической базы школ современным требованиям учебно-воспитательного процесса и кадрового потенциала средних школ требованиям по реализации профильного обучения на 3 ступени;
- отсутствие инфраструктуры и надежной связи с отдаленными населенными пунктами для реализации эксперимента по единому государственному экзамену в сельских школах.