ЗАКОН
НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
от 21 апреля 2006 года N 699-оз
Об окружной целевой программе "Развитие образования Ненецкого автономного округа на 2006 - 2010 годы"
{Признан утратившим силу законом Ненецкого автономного округа от 03.12.2008 N92-ОЗ}
{Действие документа приостановлено с 1 января по 31 декабря 2008 года: см. закон Ненецкого автономного округа от 27.12.2007 N 188-ОЗ}
{В редакции закона Ненецкого автономного округа от 23.03.2007 N 36-ОЗ, с учетом изменений, внесенных законом Ненецкого автономного округа от 28.02.2007 N 31-ОЗ;
закона Ненецкого автономного округа от 04.07.2007 N 108-ОЗ}
Утвердить прилагаемую окружную целевую программу "Развитие образования Ненецкого автономного округа на 2006-2010 годы".
Настоящий закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Ненецкого автономного округа
от 21 апреля 2006 г. N 699 -ОЗ
ОКРУЖНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА НА 2006 - 2010 ГОДЫ" г. Нарьян-Мар
Паспорт окружной целевой программы "Развитие образования Ненецкого автономного округа на 2006 - 2010 годы"
Наименование Программы:
окружная целевая программа "Развитие образования Ненецкого автономного округа на 2006 - 2010 годы" (далее по тексту - Программа).
Основание для разработки Программы:
постановление главы администрации Ненецкого автономного округа А.В.Баринова от 27 октября 2005 г. N 497.
Государственный заказчик Программы:
управление образования Ненецкого автономного округа, управление строительства и жилищно-коммунального хозяйства Ненецкого автономного округа.
Основные разработчики Программы:
управление образования Ненецкого автономного округа.
Исполнители Программы:
органы исполнительной власти Ненецкого автономного округа, образовательные учреждения и организации на основании государственного контракта.
Основные цели Программы:
развитие системы образования в Ненецком автономном округе, расширение регионального образовательного процесса в интересах формирования личности социального типа, способной адаптироваться в изменяющихся политических, экономических, социокультурных условиях общества.
Задачи Программы:
реализация государственной политики в области образования, совершенствование законодательной и нормативной базы, обеспечивающей функционирование и развитие системы образования в интересах личности, общества и государства, соответствующей региональным социально-экономическим условиям.
Сроки реализации Программы:
2006 - 2010 годы.
Объемы и источники финансирования Программы:
всего - 3047304,0 тыс. руб.;
окружной бюджет - 2813304,0 тыс. руб.;
межбюджетные трансферты из окружного бюджета МО "Муниципальный район "Заполярный район" - 19425,8 тыс. руб.;
межбюджетные трансферты из окружного бюджета МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар" - 154566,8 тыс. руб.;
привлеченные средства - 234000,0 тыс. руб.
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы:
качественное улучшение уровня образования, состояния здоровья детей в результате совершенствования учебно-материальной базы, более рационального и эффективного использования средств, выделяемых на образование с целью последующей успешной адаптации выпускников образовательных учреждений Ненецкого автономного округа.
Система организации контроля:
непосредственный контроль осуществляют: администрация Ненецкого автономного округа, Собрание депутатов Ненецкого автономного округа и иные уполномоченные органы в пределах их компетенции.
Окружная целевая программа "Развитие образования Ненецкого автономного округа на 2006 - 2010 годы" (далее - Программа) является организационной основой региональной государственной политики в области образования, которая определяет стратегию приоритетного развития системы образования и обеспечивает ее реализацию. Выполнение Программы обеспечивается как объемами финансовых средств окружного бюджета, необходимыми для полноценного развития и функционирования системы образования, так и дополнительным целевым финансированием Программы, направленным на решение первоочередных задач развития системы образования в Ненецком автономном округе.
Программа содержит анализ состояния и проблемы образования Ненецкого автономного округа на современном этапе, цели, задачи и приоритетные направления развития системы образования, мероприятия по их реализации и ожидаемые результаты.
Исполнителями Программы являются органы исполнительной власти Ненецкого автономного округа, образовательные учреждения и организации на основании государственного контракта.
Сроки реализации Программы - 2006 - 2010 годы.
Сеть дошкольного образования в Ненецком округе представлена 41 учреждением различных видов, в которых воспитывается 2771 ребенок. Из них: 28 сельских муниципальных дошкольных учреждений с охватом детей 951 человек, 13 городских с охватом 1820 детей. Кроме того, имеется дошкольный детский дом, в котором воспитываются и проживают 40 детей. В целом по округу 58,8% детей дошкольного возраста посещают детские сады.
В сельской местности дошкольными образовательными учреждениями обеспечены практически все дети. Исключением являются поселки Индига, Хорей-Вер, Красное, Харута, где очередь в дошкольные учреждения составляет от 10 до 25 человек, в городе Нарьян-Маре - 800 детей.
В последние годы значительно укрепилась материальная база детских садов. Серьезные изменения претерпевает содержание дошкольного образования. Около 50% детских садов работают по программе "Детство", другие по программам "Радуга", "Детский сад - Дом Радости", "Истоки", "Развитие". Разработан проект регионального стандарта дошкольного образования. Контроль за качеством образования в дошкольных учреждениях осуществляется через аттестацию учреждений.
В то же время необходимо отметить, что:
- развитие материально-технической базы сельских дошкольных образовательных учреждений не в полной мере отвечает современным требованиям;
- детские сады перегружены в связи с ростом количества детей и изменениями требований к наличию и количеству помещений для образовательно-воспитательного процесса;
- не в полной мере обеспечивается достаточный уровень подготовки детей к школе в связи с нехваткой мест в ДОУ и недостаточной реализацией различных форм предшкольного образования;
- в дошкольных образовательных учреждениях ощущается острая нехватка технических сотрудников в связи с низкой зарплатой.
На начало 2004 - 2005 учебного года на территории Ненецкого автономного округа функционировало сорок четыре общеобразовательные школы с общим контингентом 6130 учащихся. Все школы имеют лицензию на образовательную деятельность, прошли аттестацию и получили государственную аккредитацию.
За последние пять лет закрыта одна школа - Варандейская в связи с ликвидацией муниципального образования п. Варандей в 2001 году. Произошло сокращение контингента учащихся с 7560 человек в 2001 году до 6130 человек в 2005 году. В большей степени это связано с выездом жителей округа в более благоприятные по климатическим условиям регионы России. Тридцать три школы функционируют в сельской местности, что составляет 75%, в них обучается 2686 школьников (41%). Тридцать пять школ (79%) из сорока четырех работают в односменном режиме. В соответствии с социальным заказом населения в одиннадцати населенных пунктах округа при школах созданы учебно-консультационные пункты, в которых обучается 154 человека. Используются такие формы обучения, как экстернат, семейное, индивидуальное.
Результаты учебной деятельности школ округа на протяжении последних пяти лет стабильные, успешность обучения составляет в среднем 98,5%, качество знаний - 35,5%, 77 выпускников закончили школу с "золотой" и "серебряной" медалями.
Ежегодно более 50% выпускников средней школы продолжают учебу в высших учебных заведениях.
Для учащихся школ Ненецкого округа реализуется комплекс мер социальной поддержки регионального уровня:
- все школьники (с 1 по 11 классы) получают бесплатно учебники и школьные горячие завтраки за счет средств окружного бюджета;
- отличники учебы (с 5 по 11 классы) получают стипендию главы администрации Ненецкого автономного округа.
Школы округа работают по учебным планам, утвержденным Министерством образования и науки Российской Федерации. В организации учебного процесса используются учебники регионального комплекта, составленного на основе федерального. За последние пять лет фонд школьных библиотек обновлен новыми учебниками на 85%.
В течение последних трех лет идет непрерывный рост числа участников школьных предметных олимпиад, что говорит о заинтересованности учащихся в углублении своих знаний.
В 2005 году Ненецкий округ успешно принял участие в эксперименте по единому государственному экзамену. В 2006 году - в реализации приоритетного национального проекта "Образование".
В то же время необходимо отметить в числе проблем развития общего образования в регионе следующие:
- не в полной мере соответствие материально-технической базы школ современным требованиям учебно-воспитательного процесса и кадрового потенциала средних школ требованиям по реализации профильного обучения на 3 ступени;
- отсутствие инфраструктуры и надежной связи с отдаленными населенными пунктами для реализации эксперимента по единому государственному экзамену в сельских школах.
В последние годы в системе образования увеличилось число учреждений, оказывающих психолого-педагогическую и медицинскую поддержку детям с ограниченными возможностями здоровья. В числе этих учреждений - образовательные - специальная (коррекционная) школа N 7 (96 чел.), санаторно-лесной детский сад (40 чел.), санаторно-лесная школа (53 чел.).
В общеобразовательных школах работает 36 классов выравнивания (319 детей), 12 классов компенсирующего обучения (142 учащихся). В Нарьян-Марской специальной (коррекционной) школе N 7 в 2004 году открыты профильные трудовые классы на уровне третьей ступени.
Специальную коррекционную работу с детьми данной категории осуществляют в учреждениях образования психологи, логопеды, дефектологи, социальные педагоги, учителя и воспитатели. Подготовка кадров для работы с данной категорией детей целенаправленно ведется Нарьян-Марским социально-гуманитарным колледжем и Нарьян-Марским филиалом Поморского государственного университета. Координацию деятельности по специальному (коррекционному) обучению осуществляет психолого-педагогический медико-социальный центр "Дар".
В то же время должная коррекционная помощь оказывается не всем детям с проблемами развития в связи с:
- несовершенством системы ранней диагностики;
- недостаточной работой по обучению и воспитанию детей-инвалидов;
- несовершенством системы профессионального образования для обучения подростков с ограниченными возможностями здоровья.
В округе проводится целенаправленная работа по становлению и развитию национальных образовательных учреждений. Определен перечень национальных образовательных учреждений (12 дошкольных образовательных учреждений и 14 школ), где введено преподавание родного (ненецкого и коми) языка и национальных промыслов, в 9 классах всех школ округа - преподавание предмета "Наш край". Для детей, ведущих вместе с родителями кочевой образ жизни и прибывающих для обучения в школы-интернаты поселков Каратайка, Усть-Кара, Красное, Несь, Хорей-Вер без соответствующей дошкольной подготовки, открыты классы адаптации. В Большеземельской тундре в 1997 - 2004 годах работала Летняя кочевая школа общины "Ямб-то" в рамках образовательного проекта Баренц-региона, где все взрослое население получило начальное общее образование.
В учреждениях образования работают факультативы, кружки художественного национального творчества, секции по национальным видам спорта. Учащиеся сельских школ - активные участники окружных выставок, конкурсов, соревнований с национальной краеведческой тематикой. Разработан и издан ряд учебных, методических, аудиовизуальных пособий, произведений художественной литературы для применения на уроках родного языка и краеведения.
Подготовка педагогических кадров для работы в национальных образовательных учреждениях со знанием родного (ненецкого) языка ведется целенаправленно в Нарьян-Марском социально-гуманитарном колледже, Нарьян-Марском филиале Поморского государственного университета и Институте народов Севера Российского государственного педагогического университета.
В то же время имеется круг нерешенных проблем в становлении национально-региональной системы образования в Ненецком автономном округе.
В их числе:
- отсутствие регионального базисного учебного плана для общеобразовательных школ;
- недостаточное программно-учебно-методическое обеспечение учебных курсов, отражающих национально-региональную специфику.
Формирование личности будущего гражданина России строится на сочетании российских и региональных традиций воспитания. Большинство школ, учреждений профобразования целенаправленно организуют внеурочную деятельность через факультативы, кружки различной направленности, спортивные секции (охват составляет 83%). Дети имеют свободный доступ в учреждения дополнительного образования, функционирующие в г. Нарьян-Маре и п. Искателей. Таких учреждений в округе функционирует шесть, причем четыре из них созданы в последние 5 лет. В них занимается 2332 человека. В селе дети посещают школьные кружки и Дома культуры. В городских микрорайонах работают подростковые клубы по месту жительства. В целом по округу учреждения дополнительного образования, с учетом учреждений культуры, посещают 61% школьников и студентов (в городе - 80%, на селе - 42%). Занятия во всех учреждениях дополнительного образования для детей, находящихся в подчинении управлений образования города и округа, - бесплатные.