Недействующий

О региональном (областном) компоненте государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования Свердловской области (утратило силу с 15.12.2013 на основании постановления Правительства Свердловской области от 26.11.2013 N 1430-ПП)



Приложение 1

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
регионального (областного) компонента государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования Свердловской области



Государственный образовательный стандарт профессионального образования - система параметров, характеризующих качество профессионального образования, отражающая социальный заказ и учитывающая возможности личности и системы образования по достижению государственных требований.

Деятельность - специфическая форма активного отношения человека к окружающему миру, целесообразное изменение и преобразование окружающей действительности.

Знание - форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека; проверенный практикой и удостоверенный логикой результат процесса познания действительности.

Качество образования - состояние и результативность процесса образования, его соответствие потребностям и ожиданиям человека и общества (различных социальных групп) в формировании и развитии профессиональных и социальных компетенций личности.

Квалификационная структура - оформленная система различий в требованиях к подготовке специалистов для выполнения различных видов профессиональной деятельности.

Квалификация - степень профессиональной подготовленности к выполнению определенного вида работы.

Квалификация работника - функциональное соответствие между требованиями рабочего места и целями образования, определяемое и присваиваемое человеку по окончании процесса обучения.

Ключевые компетенции - общие, универсальные компетенции, способствующие достижению социально значимых результатов в личной жизни и профессиональной деятельности.

Компетенция - способность (готовность) субъекта к продуктивной, самостоятельной деятельности в конкретных ситуациях в рамках определенных полномочий.

Региональный (областной) компонент государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования Свердловской области - дополнительные требования к качеству профессионального образования, обусловленные социокультурными особенностями и социально-экономическими приоритетами развития Свердловской области.

Образованность - комплексная характеристика личности, вбирающая в себя необходимую совокупность параметров, некоторое свойство (качество), приобретаемое человеком в процессе образования, которое выражает определенную меру овладения (усвоения, освоения) им какой-то части социального опыта, а также способность пользоваться им (опытом) в своей жизнедеятельности.

Отношение - оценочная категория, связанная с мнением и поведением человека к кому-либо (чему-либо) во взаимодействии с кем-либо (чем-либо).

Проект, проектная деятельность - форма организации деятельности, основанная на анализе тенденций развития, процесса построения модели желаемого будущего и обосновании средств ее реализации.

Полипрофессиональные компетенции - актуальные для группы профессий или специальностей на региональном рынке труда, способствующие эффективной деятельности в рамках смежных (родственных) сфер профессиональной деятельности.

Полномочие - круг вопросов, определенных в ведение человека.

Профессиональная образовательная программа - комплекс нормативных требований и условий, определяющих содержание образования для подготовки специалистов соответствующих квалификаций.

Профессиональное образование - процесс освоения человеком компетенций, необходимых для осуществления продуктивной, самостоятельной деятельности в сфере труда.

Профессия (специальность) - относительно постоянный вид трудовой деятельности, определяемый комплексом нормативных требований к работнику.

Рабочая учебная программа - нормативно-управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога. Рабочая учебная программа показывает, как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития обучающихся педагог создает индивидуальную педагогическую систему на основе государственного образовательного стандарта.

Специальные компетенции - уникальные для каждой профессии компетенции, способствующие достижению конкурентных преимуществ в условиях конкретного производства и связанные непосредственно с профессиональными функциями, востребованными в конкретной профессиональной области.

Спецификация - взаимосвязь требований к профессиональной деятельности работника, к образовательным (учебным) достижениям обучающегося (выпускника) и оценке достижений относительно компетенции.

Умение - способность личности к эффективному выполнению определенной деятельности, направленной на решение определенного класса задач.

Уровень квалификации - степень подготовленности к какому-либо виду профессиональной деятельности; нормативно установленный этап подготовки специалиста в квалификационной структуре профессионального образования.