В долгосрочной перспективе (после 2010 г.) необходимо обеспечить устойчивое функционирование жилищного сектора, которое позволит удовлетворять жилищные потребности населения без существенного привлечения значительных объемов бюджетных средств. В этих условиях роль государства будет ограничена, в основном, регулированием жилищных отношений, обеспечением прав на недвижимость в жилищной сфере, установлением технических регламентов в жилищном строительстве, жилищно-коммунальном комплексе и основных принципов градорегулирования. При этом средства федерального и регионального бюджетов могут использоваться исключительно на цели обеспечения жильем определенных категорий граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации, поддержки граждан на цели приобретения жилья и оплаты жилищно-коммунальных услуг.
Содержание и использование жилищного фонда социального использования, в первую очередь, в целях его предоставления на условиях социального найма малоимущим гражданам, развитие коммунального хозяйства, обеспечение условий для жилищного строительства должно стать основной функцией органов местного самоуправления.
Дальнейшее поступательное развитие индивидуального жилищного строительства, доступного по цене широким слоям населения, будет зависеть от широкого внедрения в области системы ипотечного кредитования, новых технологий и материалов в строительство жилья, а также темпов проектно-планировочного и инженерного обеспечения районов индивидуального строительства.
Поставленные проблемы развития жилищной сферы, формирования рынка доступного и комфортного жилья, модернизации коммунальной инфраструктуры, их комплексный характер предопределяют необходимость использования для их решения программно-целевого метода, позволяющего:
улучшить жилищные условия гражданам с низким уровнем доходов;
создать условия для устойчивого развития и эффективного функционирования рынка жилья;
добиться значительного мультипликативного эффекта в обеспечении социального благополучия в обществе, общего экономического развития и роста производства;
создать предпосылки развития и использования на практике рыночных финансовых механизмов и форм кредитования в жилищной сфере, защиты имущественных прав инвесторов, кредиторов и заемщиков.
Необходимость ускоренного перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы определяет целесообразность использования программно-целевого метода для решения указанных проблем, поскольку они:
входят в число приоритетов для формирования областных целевых программ, а их решение позволяет обеспечить возможности для улучшения жилищных условий и качества жизни населения, предотвратить чрезвычайные ситуации, связанные с функционированием систем жизнеобеспечения, создать условия для устойчивого развития жилищно-коммунального хозяйства, эффективного функционирования рынка жилья;
носят межотраслевой и межведомственный характер и не могут быть решены без участия правительства области;
не могут быть решены в пределах одного финансового года и требуют бюджетных расходов капитального характера в течение 5 лет;
носят комплексный характер и их решение окажет значительный совокупный эффект на социальное благополучие в обществе, общее экономическое развитие и рост производства.
Программа и входящие в ее состав подпрограммы являются механизмом реализации перехода к устойчивому функционированию жилищной и жилищно-коммунальной сфер.
Реализация основной цели программы позволит создать условия, обеспечивающие доступность жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания.