Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛА ДО 2010 ГОДА"

1. Характеристика проблемы


Исторически для основной массы сельских населенных пунктов характерна бытовая неустроенность. Значительная часть сельских поселений удалена от районных центров на 30 - 40 км и не имеет с ними регулярного транспортного сообщения.

Сложившаяся ситуация в социальной сфере на селе является тормозом формирования социально-экономических условий устойчивого развития сельских территорий.

За последнее десятилетие в результате резкого спада сельскохозяйственного производства и ухудшения финансового положения отрасли социальная сфера на селе находится в кризисном состоянии, увеличилось отставание села от города по уровню и условиям жизни.

Стремительно ухудшается демографическая ситуация на селе. Продолжается тенденция сокращения трудовых кадров сельского хозяйства. Значительно ухудшился качественный состав как руководителей и специалистов, так и рабочих массовых профессий, задействованных в сельскохозяйственном производстве.

Сохранение деструктивных демографических процессов на селе, а также преобладание в структуре сельского населения пожилых людей, распространение алкоголизма и других проявлений асоциального поведения ставит под угрозу формирование трудового потенциала, адекватного новым требованиям, пагубно отражается на перспективах оздоровления и роста сельской экономики. Систематическая текучесть работников и специалистов из-за низкой заработной платы и неустроенности быта ведет к тому, что многие деревни остаются заброшенными. Население стремится уехать в город.

Основная часть сельского жилищного фонда находится в ветхом и аварийном состоянии. В настоящее время жилищный вопрос является наиболее острым для сельских жителей. В связи с ухудшением финансового состояния предприятий агропромышленного комплекса или с их ликвидацией фактически прекращено строительство жилых домов для специалистов и работников села. Сельчане не в состоянии самостоятельно приобрести или построить жилье, особенно молодые специалисты и молодые семьи, которые остро в этом нуждаются.

Не менее важной проблемой является здравоохранение в сельской местности. Большая часть имеющихся учреждений здравоохранения не соответствует санитарно-гигиеническим нормам и правилам эксплуатации, находится в ветхих, неприспособленных зданиях, что создает трудности в оказании качественной медицинской помощи.

Сельское население не всегда может обратиться за специализированной медицинской помощью в районные центры и республиканские специализированные учреждения здравоохранения, что ведет к ухудшению состояния здоровья, к переходу острых заболеваний в хронические, увеличению затрат на лечение и снижению трудоспособности.

Необходимо дальнейшее укрепление материально-технической базы сельского здравоохранения, продолжение строительства и реконструкции объектов здравоохранения, что позволит значительно повысить жизненный уровень сельского населения Республики Хакасия, качество и доступность медицинской помощи, снизить общую и младенческую смертность.

Сократилась сеть дошкольных образовательных учреждений. В Республике Хакасия 198 сельских школ, или 69,7 процента от общего числа школ, 17 из них находится в аварийном состоянии.

Исходя из задач социально-экономической политики страны на ближайший период и долгосрочную перспективу, для преодоления критического положения в сфере социального развития села необходимо проведение упреждающих мероприятий. Решение данной проблемы программно-целевым методом предполагается осуществить в период 2006 -2010 годов.

Таким образом, необходимость разработки и реализации долгосрочной республиканской целевой программы "Социальное развитие села до 2010 года" обусловлена:

1) социально-экономической остротой проблемы и ее общереспубликанским значением.

Для устойчивого социально-экономического развития сельских населенных пунктов и эффективного функционирования агропромышленного производства в Республике Хакасия необходима государственная поддержка развития социальной сферы;

2) межотраслевым и межведомственным характером проблемы, необходимостью привлечения к ее решению органов законодательной и исполнительной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений сельских жителей.

Удаленность сельских поселений от центральных усадеб и районных центров предопределяет их автономное жизнеобеспечение и необходимость применения комплексного подхода к их развитию. Определение ресурсных потребностей села осуществляется органами местного самоуправления путем оценки, корректировки схем районной планировки и застройки;

3) необходимостью приоритетной государственной финансовой поддержки развития социальной сферы и обустройства сельских территорий. Без государственной поддержки в современных условиях сельские муниципальные образования не в состоянии эффективно участвовать в проведении социальных реформ, в удовлетворении основных жизненных потребностей проживающего на их территории населения.