Недействующий

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

от 26 апреля 2006 года N 11-ЗРХ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛА ДО 2010 ГОДА"

Принят Верховным Советом Республики Хакасия 19 апреля 2006 года

(с изменениями от 15.12.2008 г., Закон Республики Хакасия N86-ЗРХ, НГР RU19000200800433)

(с изменениями от 19.10.2009 г., Закон Республики Хакасия N109-ЗРХ, НГР RU19000200900406)

Настоящий Закон принят в целях устойчивого социально-экономического развития сельских муниципальных образований и эффективного функционирования агропромышленного производства.

Статья 1


Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Социальное развитие села до 2010 года" (далее - Программа).

Статья 2


Правительству Республики Хакасия в 2006 году и в последующие годы осуществлять финансирование указанной Программы в пределах средств, предусмотренных в республиканском бюджете Республики Хакасия на очередной финансовый год.

Статья 3


Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Председатель Правительства Республики Хакасия А.И. Лебедь

Приложение

к Закону Республики Хакасия

"Об утверждении республиканской

целевой программы "Социальное

развитие села до 2010 года"

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛА ДО 2010 ГОДА" ПАСПОРТ
 республиканской целевой программы "Социальное развитие села до 2010 года"


Наименование программы

- республиканская целевая программа "Социальное развитие села до 2010 года"

Дата принятия решения о разработке Программы (наименование и номер соответствующего нормативного акта)

постановление Правительства Республики Хакасия от 25.08.2005 N 267 "О разработке республиканских целевых программ на 2006 год"

Государственный заказчик-координатор Программы

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия

Государственные заказчики Программы

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия; Министерство по градостроительной и жилищной политике Республики Хакасия

Цель Программы

развитие социальной сферы сельских муниципальных образований

Задачи Программы

- создание правовых, административных и экономических условий для перехода к устойчивому социально-экономическому развитию сельских муниципальных образований; создание основ для повышения престижности проживания граждан в сельской местности, молодых семей и молодых специалистов на селе; обеспечение доступным жильём граждан, проживающих в сельской местности, молодых семей и молодых специалистов на селе; стимулирование привлечения и закрепления для работы в социальной сфере и других секторах сельской экономики выпускников высших учебных заведений и учреждений среднего профессионального образования, молодых специалистов; улучшение состояния здоровья сельского населения за счёт повышения доступности и качества первичной медико-санитарной помощи; повышение уровня занятости сельского населения, сохранение и создание новых рабочих мест; повышение уровня и качества водоснабжения и электроснабжения в сельской местности

Показатели результативности (целевые индикаторы) по годам

- ввод и приобретение 17,7 тыс. кв. метров жилья для граждан, проживающих в сельской местности, молодых семей и молодых специалистов на селе, в том числе: 2006 год - 0,9 тыс. кв. метров; 2007 год - 2,0 тыс. кв. метров; 2008 год - 1,3 тыс. кв. метров; 2009 год - 6,4 тыс. кв. метров, из них для молодых семей и молодых специалистов - 2,3 тыс. кв. метров; 2010 год - 7,1 тыс. кв. метров, из них для молодых семей и молодых специалистов - 2,3 тыс. кв. метров; введение в действие общеобразовательных учреждений на 457 ученических мест, в том числе: 2007 год - на 237 ученических мест, 2010 год - на 220 ученических мест; введение в действие учреждений здравоохранения на 50 коек, в том числе: 2007 год - на 25 коек, 2010 год - на 25 коек; введение в действие водопроводов в 2009 году - 16,1 км; введение в действие электрических сетей в 2009 году-46,1 км

Сроки и этапы реализации Программы

2006-2010 годы. 1 этап - 2006 год; 2 этап - 2007 - 2010 годы

Объёмы и источники финансирования Программы

- на выполнение программных мероприятий в 2006 - 2010 годах потребуется 815,739 млн. рублей, в том числе: средства республиканского бюджета - 607,639 млн. рублей, из них субсидии муниципальным образованиям - 446,439 млн. рублей; внебюджетные источники - 80,5 млн. рублей; местный бюджет - 13,3 млн. рублей; предполагаемый объём средств федерального бюджета - 114,3 млн. рублей. В том числе по годам: 2006 год - 76,0 млн. рублей, из них: средства республиканского бюджета - 61,5 млн. рублей, внебюджетные источники - 1,5 млн. рублей, предполагаемый объём средств федерального бюджета- 13,0 млн. рублей; 2007 год - 156,9 млн. рублей, из них: средства республиканского бюджета - 99,7 млн. рублей, внебюджетные источники - 2,6 млн. рублей, предполагаемый объём средств федерального бюджета - 54,6 млн. рублей; 2008 год - 155,9 млн. рублей, в том числе: средства республиканского бюджета - 143,7 млн. рублей, из них субсидии муниципальным образованиям - 143,7 млн. рублей; внебюджетные источники - 2,7 млн. рублей, предполагаемый объём средств федерального бюджета - 9,5 млн. рублей; 2009 год - 203,739 млн. рублей, в том числе: средства республиканского бюджета - 105,239 млн. рублей, из них субсидии муниципальным образованиям - 105,239 млн. рублей; местный бюджет- 13,3 млн. рублей, внебюджетные источники - 48,0 млн. рублей, предполагаемый объём средств из федерального бюджета - 37,2 млн. рублей; 2010 год - 223,2 млн. рублей, в том числе: средства республиканского бюджета - 197,5 млн. рублей, из них субсидии муниципальным образованиям - 197,5 млн. рублей; внебюджетные источники - 25,7 млн. рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

- реализация мероприятий Программы позволит: улучшить жилищные условия 220 сельских семей; построить общеобразовательные школы на 457 ученических мест; ввести в действие учреждения здравоохранения на 50 коек; ввести в действие водопроводы протяжённостью 16,1 км; ввести в действие электрические сети протяжённостью 46,1 км



1. Характеристика проблемы


Исторически для основной массы сельских населенных пунктов характерна бытовая неустроенность. Значительная часть сельских поселений удалена от районных центров на 30 - 40 км и не имеет с ними регулярного транспортного сообщения.

Сложившаяся ситуация в социальной сфере на селе является тормозом формирования социально-экономических условий устойчивого развития сельских территорий.

За последнее десятилетие в результате резкого спада сельскохозяйственного производства и ухудшения финансового положения отрасли социальная сфера на селе находится в кризисном состоянии, увеличилось отставание села от города по уровню и условиям жизни.

Стремительно ухудшается демографическая ситуация на селе. Продолжается тенденция сокращения трудовых кадров сельского хозяйства. Значительно ухудшился качественный состав как руководителей и специалистов, так и рабочих массовых профессий, задействованных в сельскохозяйственном производстве.

Сохранение деструктивных демографических процессов на селе, а также преобладание в структуре сельского населения пожилых людей, распространение алкоголизма и других проявлений асоциального поведения ставит под угрозу формирование трудового потенциала, адекватного новым требованиям, пагубно отражается на перспективах оздоровления и роста сельской экономики. Систематическая текучесть работников и специалистов из-за низкой заработной платы и неустроенности быта ведет к тому, что многие деревни остаются заброшенными. Население стремится уехать в город.

Основная часть сельского жилищного фонда находится в ветхом и аварийном состоянии. В настоящее время жилищный вопрос является наиболее острым для сельских жителей. В связи с ухудшением финансового состояния предприятий агропромышленного комплекса или с их ликвидацией фактически прекращено строительство жилых домов для специалистов и работников села. Сельчане не в состоянии самостоятельно приобрести или построить жилье, особенно молодые специалисты и молодые семьи, которые остро в этом нуждаются.

Не менее важной проблемой является здравоохранение в сельской местности. Большая часть имеющихся учреждений здравоохранения не соответствует санитарно-гигиеническим нормам и правилам эксплуатации, находится в ветхих, неприспособленных зданиях, что создает трудности в оказании качественной медицинской помощи.

Сельское население не всегда может обратиться за специализированной медицинской помощью в районные центры и республиканские специализированные учреждения здравоохранения, что ведет к ухудшению состояния здоровья, к переходу острых заболеваний в хронические, увеличению затрат на лечение и снижению трудоспособности.

Необходимо дальнейшее укрепление материально-технической базы сельского здравоохранения, продолжение строительства и реконструкции объектов здравоохранения, что позволит значительно повысить жизненный уровень сельского населения Республики Хакасия, качество и доступность медицинской помощи, снизить общую и младенческую смертность.

Сократилась сеть дошкольных образовательных учреждений. В Республике Хакасия 198 сельских школ, или 69,7 процента от общего числа школ, 17 из них находится в аварийном состоянии.

Исходя из задач социально-экономической политики страны на ближайший период и долгосрочную перспективу, для преодоления критического положения в сфере социального развития села необходимо проведение упреждающих мероприятий. Решение данной проблемы программно-целевым методом предполагается осуществить в период 2006 -2010 годов.

Таким образом, необходимость разработки и реализации долгосрочной республиканской целевой программы "Социальное развитие села до 2010 года" обусловлена:

1) социально-экономической остротой проблемы и ее общереспубликанским значением.

Для устойчивого социально-экономического развития сельских населенных пунктов и эффективного функционирования агропромышленного производства в Республике Хакасия необходима государственная поддержка развития социальной сферы;

2) межотраслевым и межведомственным характером проблемы, необходимостью привлечения к ее решению органов законодательной и исполнительной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений сельских жителей.

Удаленность сельских поселений от центральных усадеб и районных центров предопределяет их автономное жизнеобеспечение и необходимость применения комплексного подхода к их развитию. Определение ресурсных потребностей села осуществляется органами местного самоуправления путем оценки, корректировки схем районной планировки и застройки;

3) необходимостью приоритетной государственной финансовой поддержки развития социальной сферы и обустройства сельских территорий. Без государственной поддержки в современных условиях сельские муниципальные образования не в состоянии эффективно участвовать в проведении социальных реформ, в удовлетворении основных жизненных потребностей проживающего на их территории населения.

2. Цели и задачи Программы


Программа разработана для достижения основной цели - развитие социальной сферы сельских муниципальных образований.

Программные мероприятия направлены на решение следующих основных задач:

создание правовых, административных и экономических условий для перехода к устойчивому социально-экономическому развитию сельских муниципальных образований;

создание основ для повышения престижности проживания граждан в сельской местности, молодых семей и молодых специалистов на селе;

обеспечение доступным жильём граждан, проживающих в сельской местности, молодых семей и молодых специалистов на селе;

стимулирование привлечения и закрепления для работы в социальной сфере и других секторах сельской экономики выпускников высших учебных заведений и учреждений среднего профессионального образования, молодых специалистов;

повышение уровня занятости сельского населения, сохранение и создание новых рабочих мест;

улучшение состояния здоровья сельского населения за счет повышения доступности и качества первичной медико-санитарной помощи;

повышение уровня и качества водоснабжения и электроснабжения в сельской местности.

Основные пути решения программных задач:

приоритетная государственная поддержка развития социальной сферы сельских муниципальных образований;

повышение эффективности использования материально-технических и кадровых ресурсов социальной сферы села путем формирования предприятий интегрированного типа, внедрения новых прогрессивных форм деятельности;

разработка и внедрение в сельском строительстве экономичных проектов жилых домов, общественных зданий (в том числе многопрофильного использования), адаптированных к различным типам сельских поселений, их местоположению, демографической ситуации и другим условиям;

обеспечение содержания и эксплуатации системы водоснабжения на селе.

Сроки реализации Программы - 2006 - 2010 годы. Предусматривается, что Программа будет осуществляться в два этапа.

На первом этапе (2006 год) должны быть обеспечены разработка и утверждение необходимой проектно-сметной документации, а также реализация программных мероприятий, запланированных на данный период. На втором этапе (2007 - 2010 годы) предусматривается дальнейшая реализация программных мероприятий и создание предпосылок устойчивого развития сельских территорий.

Исходя из ресурсных возможностей бюджетных средств, приоритетным направлением государственной поддержки является жилищное строительство (приобретение жилья).

3. Перечень программных мероприятий


Программа призвана способствовать реализации задач, определенных основными направлениями социально-экономической политики Правительства Республики Хакасия.

Инвестиционные мероприятия по реализации Программы направлены на окончание строительства незавершенных объектов социальной сферы, замену ветхого и аварийного фонда зданий и сооружений, реконструкцию, техническое перевооружение действующих объектов социальной сферы, создание других условий, способствующих улучшению условий жизни сельского населения, демографической и социально-психологической ситуации на селе.

Программа является комплексной и включает систему мероприятий в области жилищной сферы, по развитию в сельской местности сети учреждений образования, здравоохранения, развитию водоснабжения, электроснабжения.

3.1. Развитие жилищного строительства в сельской местности


В целях улучшения жилищных условий сельских граждан, не обладающих достаточными собственными накоплениями, Программа предусматривает:

формирование финансовых, организационных и кредитно-финансовых механизмов приобретения и строительства жилья;

создание механизмов, способствующих привлечению внебюджетных средств в жилищное строительство в сельской местности;

выделение средств из республиканского бюджета Республики Хакасия на безвозвратной основе на условиях долевого финансирования из средств федерального бюджета, осуществляемого в порядке межбюджетных отношений, в виде социальных выплат гражданам, молодым семьям и молодым специалистам на строительство (приобретение) жилья в сельской местности.

Выполнение мероприятий, указанных в таблице 1, позволит:

улучшить жилищные условия сельских семей и повысить уровень обустройства жилья в сельской местности;

привлечь для финансового обеспечения внебюджетные источники финансирования, в том числе кредиты коммерческих банков.

Таблица 1

Мероприятия по развитию жилищного строительства в сельской местности

(млн.рублей)


Объём финансирования

всего

в том числе по годам

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Приобретение и ввод в действие жилья в сельской местности

101,9

3,5

6,0

6,4

40,6

45,4

Республиканский бюджет

45,9

2,0

3,4

3,7

17,1

19,7

в том числе молодые семьи и молодые специалисты

16,89

2,0

3,4

3,7

4,09

3,7

Местный бюджет

4,6

-

-

-

4,6

-

Внебюджетные средства

51,40

1,5

2,6

2,7

18,9

25,7

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»